Готика — одно из самых выразительных художественных направлений Средневековья, зародившееся во Франции в XII веке. Первоначально она проявилась в архитектуре, а позже — в живописи, скульптуре и моде. Несмотря на то что готический стиль ассоциируется в первую очередь с величественными соборами, он оказал неоспоримое влияние и на формирование эстетики одежды — как в Средние века, так и в более поздние эпохи.
В нашем мире все взаимосвязано и очень часто закономерности легко проследить. Средневековая готика архитектуры отчетливо видна в моде.
Силуэты — одежда становилась всё более вертикальной: платья с длинными шлейфами, подчеркнутая талия, знамениты корсеты.
Материалы и цвета — бархат, парча, шёлк, а цветовая палитра варьировалась от темных до насыщенных ювелирных оттенков, как витражи Нотр-Дама.
Украшения — нательные кресты, броши в виде готических окон, символика распятия.
Например, французская знать XIII века носила платья с заостренными рукавами, напоминающими стрельчатые арки соборов.
В XIX веке с приходом неоготики началось возрождение готического духа в моде:
Корсеты напоминали архитектурные каркасы;
Кружева имитировали каменную резьбу;
Декоративность и траур стали частью повседневной одежды (особенно в Британии после смерти принца Альберта). Яркий пример - платье королевы Виктории в трауре (1860-е) — чёрное, строгое, но украшенное кружевом, подобно фасаду готического храма.
С конца XX века готика в моде обрела второе дыхание как эстетика протеста и индивидуализма.
Гот-субкультура (1980–2020): черная кожа, корсеты, плащи, массивные ботинки, кресты, андрогинность — всё это черпает вдохновение из готической архитектурной строгости и мрачной символики.
Пожалуй, один из ярких представителей этой субкультуры - Мадонна, конусообразный лиф которой и кресты в качестве украшений не раз становились темой скандалов и бурных обсуждений.
В высокой моде кутюрье Александр Маккуин, Жан Поль Готье Рик Оуенс и другие создавали целые коллекции, вдохновленные готическими соборами, витражами и религиозной эстетикой.
Коллекция Alexander McQueen «Widows of Culloden» (2006) включает черные платья с прозрачными тканями, имитирующими витражи, и сложные силуэты, напоминающие колонны и контрфорсы.
Готика всегда была игрой противоположностей: мрак собора и сияние витражей, строгость фасадов и экспрессия скульптур. Эта же дуальность прослеживается и в моде:
Чёрное как основа — символ траура, силы, глубины.
Акценты — серебро, стекло, кристаллы, напоминающие витражный блеск.
Силуэты — подчеркивающие фигуру архитектурность, почти «каркасность» одежды.
Готика — это не просто архитектурный стиль, это культурный код, отражающий устремления человека к духовному, трансцендентному, неизведанному. Через столетия этот код переходит из камня в ткань, из арок в корсеты, из витражей в вышивку. И хотя мода меняется, её вдохновение остается вечным, как готические соборы, устремленные в небо.
Присоединяйтесь к нашим другим социальным сетям:
Заказать дизайн интерьера в Мастерской Комфорта +7(925)638-19-14 +7(495)532-31-31