Почему речь начинается с подражания
Ирина:- Сенсорная алалия. Общее недоразвитие речи — уровень ОНР I.
Что делать дома? И насколько это важно? Попробую подвести к главной мысли. Речь — это подражательная функция. Все дети учатся говорить от тех, кто с ними общается — от родителей, от близких. Но чтобы речь начала формироваться, ребёнок должен захотеть и уметь подражать. А как он будет подражать, если мы с ним ничего не делаем вместе? Поэтому мы начинаем с самого простого: учим ребёнка подражать действиям — не просто "имитировать", как в ABA-терапии, а именно делать вместе, повторять то же самое с теми же предметами, вместе с мамой. В такой совместной деятельности мама становится для ребёнка самым интересным и важным учителем. А оттуда — естественным образом — мы перейдём уже и к подражанию в речи. И ещё один важный момент. Детям с сенсорной алалией действительно тяжело: они не понимают, что происходит вокруг, не знают, как называются предметы, что с ними делать, как они функционируют. Поэтому лучше всего начинать работу именно с бытовых предметов.Откройте любые старые методики конца XIX века — и вы увидите: уже тогда на первом этапе рекомендовалось формирование бытового словаря. Что такое бытовой словарь? Это: бытовые предметы, повседневные действия, простые ситуации из реальной жизни.
Быт — лучшая среда для первых слов
Мария:- И всё, что Ирина сейчас сказала — очень точно и важно. Особенно для детей с сенсорной алалией. Потому что они не всегда делают перенос. То, что они видят на картинке — не всегда связывают с тем, что происходит в жизни. Вот почему так важно закреплять всё через реальность. Если вы прорабатываете на занятии какую-то тему, обязательно примените её дома. И наоборот — то, что происходит дома, отражайте в занятиях, чтобы у ребёнка сформировалась связь: «этот предмет у меня в жизни и такой же на картинке». А что мы делаем с ребёнком дома самое первое и самое естественное? Кушаем. И когда мы достаём тарелочки, ложечки, яблоки, бананы —всё это ребёнок запоминает быстро, и это отличная возможность включить его в активное участие.Например: «Дай ложку.» «Поставь тарелку.» «Где банан?»
Ирина:- «Откусить. Кусай, кусай, кусай!» Вот такие бытовые команды — и уже идёт речевая работа.
Мария:- Да, именно так. Ребёнок трогает, щупает, видит предмет, взаимодействует с ним — и это самое важное. Даже просто переставить чашки, подвинуть их, достать ложку — всё это уже становится домашней коррекционной работой.
Ирина:- Здесь есть два важных момента: Ребёнок делает что-то вместе с мамой. Это и есть настоящее подражание, то, с чего всё начинается. Это речевая работа. Если всё, что вы делаете, озвучивается правильно и чётко, ребёнок быстрее запоминает названия предметов, его интеллект и словарный запас растут, и появляется бытовой слой речи, на котором потом можно будет “наращивать” остальные понятия.
Мария:- Ребёнка можно и нужно брать с собой в повседневные действия. Например, идёте мыть ручки — не просто моем молча, а проговариваем: «Вот мыло», «Вот полотенце», «Открываем воду»,«Закрываем кран», «Наливаем!» Это всё он слышит, видит, делает — и усваивает. Такая речь работает гораздо лучше, чем картинки или карточки, потому что всё происходит в живом, понятном контексте. То же самое — во время одевания. Конечно, на уровне ОНР I мы не учим весь гардероб, но самые простые слова:«Носочки», «Штанишки», «Майка» — ребёнок может и должен запомнить. И тут важно: мы не просто даём вещь и говорим: «Это носки».
Мы ещё и просим ребёнка: «Принеси носочки», «Положи маечку сюда». Так ребёнок не просто слышит — он действует, реагирует, закрепляет.
Не занятия, а жизнь с речью
Ирина:- Можно, например, попросить:
— «Отнеси в корзинку»,
— «Повесь сушиться».
Мария:- Всё, что касается стирки — это я вообще обожаю использовать в работе. Потому что когда ребёнок только пришёл, он ещё мало что понимает,
и иногда ему даже трудно удержать в руках предметы. Но поверьте, очень весело загружать стиральную машину вместе с ребёнком — кидать туда грязные носки, футболки, полотенца.
Ирина:- Тем более, бросать — они обожают!
Мария:- Да! И вот у вас уже есть первые бытовые глаголы: «бросай», «кидай», «достань», «нажми» — всё это работает в реальном действии, без насилия и “занятий” за столом.
Ирина:- И знаете, в чём ещё плюс режимных домашних дел? При алалии ребёнку нужно много-много повторов — слов, действий, инструкций. А режимные моменты — это то, что повторяется ежедневнои по нескольку раз в день. То есть мы не сидим и не учим специально, а просто живём, и через быт идёт обучение. Сравните сами. Сколько раз в день мы с ребёнком моем руки, и сколько раз он видит на картинке «девочка моет руки»? Разница огромная. А главное — ребёнок не чувствует, что его “учат”. Он просто: живет, развлекается с мамой, включается в процесс. Кстати, именно дети с сенсорной алалией часто любят заниматься домашними делами. Да, они многого ещё не умеют: не знают, сколько мыла нужно, как отмерить порошок, куда капнуть моющее, сколько бумаги отмотать...Но они изо всех сил стремятся подражать взрослым. И это чудо, которым нужно пользоваться.Поэтому — не отталкивайте ребёнка.
Не говорите:
— «Сиди, рисуй, не мешай».
Скажите:
— «Пойдём вместе, я тебе покажу». Покажите на деле, как мы делаем —
и он обучится не от слов, а от действия. А вы уже наложите на это нужные слова. И получится:развитие, речь, умения,— всё в одном.
Улица — продолжение речевой работы
Мария:- Да, и ещё важно понимать, что домашняя работа — это не только то, что происходит в доме.Она продолжается и на улице. Мы с детьми, как правило, проводим много времени на прогулке, особенно в хорошую погоду. И именно на улице дети часто усваивают материал ещё лучше, чем в помещении. Всё, что вы изучаете с ребёнком на занятиях — будь то лексика, предметные слова, глаголы, всё это можно отрабатывать во время прогулки. Иногда бывает так: дома вы делаете какое-то упражнение — оно идёт тяжело, вяло, без интереса. А потом выходите на улицу, и то же самое действие вдруг “заходит” легко. Потому что: новая среда, другие эмоции, ребёнок не ощущает, что “занимается”, — он просто гуляет, и речь включается сама собой. На улице ребёнок точно понимает: «Это не занятие. Это просто жизнь.» И в этом контексте материал усваивается быстрее и легче.Чем быстрее и качественнее мы организуем ребёнку “фундамент” — набор понятных и устойчивых слов, тем быстрее и стабильнее на эти нейронные связи начнут накладываться следующие уровни речи. И главное — не отчаивайтесь, если какие-то первые понятия или действия даются долго. Это нормально. Зато потом всё остальное пойдёт быстрее — потому что будет на что опереться.
Ирина:- Я всегда говорю: у сенсориков самый долгий — это первый этап. А дальше всё начинает нарастать, как снежный ком. На уже знакомое понятие легко накладывается новое,через понятые слова становится проще объяснить ещё непонятные. Это действительно — эффект снежного кома. И тут моя любимая тема — о работе с картинками. Большинство логопедов привыкли работать через изображения. И мы тоже работаем с картинками.
Но важно помнить: картинка — это уже второй уровень мышления. Если сенсорик ещё не дорос до этого уровня, то гораздо эффективнее будет дать ему реальный предмет в руки. Не нарисованное мыло — а настоящее мыло. Не игрушечный домик с пластмассовыми куклами — а настоящая кровать, настоящая комната, где он видит и делает всё сам. А уже потом — он перейдёт к игрушкам. Там он будет изучать «кукольные кроватки» — но сначала должна быть жизнь. Запомните простую иерархию обучения: Реальные действия в реальной жизни Игрушки. Картинки. Слова без опоры (абстракции). Иногда приходят дети, которые знают десятки слов по картинкам. Ты только достаёшь карточку — он уже выкрикивает: — «Банан! Яблоко! Машина!» А потом даёшь ему настоящий банан и яблоко — и он не знает, как их назвать. Такой банан он кушать не может, потому что в голове он «только на картинке». Вот и подумайте — что важнее? Назвать картинку или узнать предмет в жизни и использовать его? А теперь — о самом главном. Чтобы ребёнок начал обучаться с мамой,мама должна не учить — а жить рядом. Педагогика и любовь — это разные вещи. Мама должна любить, играть, включать, поддерживать. А педагог — учить. Пусть мама не будет “учителем”,
а будет волшебницей. Мама, которая: варит суп, стирает, раскладывает носочки, находит что-то интересное, кидает пенную бомбочку в ванну и наблюдает вместе с ребёнком, — вот это мама, которую ребёнок слушает, копирует и запоминает.
Мария:- И вот в такой атмосфере ребёнок даже не поймёт, что его “учат”.
Он будет думать — «Мама просто играет со мной, и с ней всё так интересно!»
Ирина:- А когда мама — это волшебство, тогда ребёнок сам согласится и картинки посмотреть, и карточки достать, и книжку почитать. Потому что сначала он скажет: — «С мамой интересно — значит, с ней можно и поучиться!»
Почему не стоит спешить в детский сад
Мария:- Дорогие родители, мы часто и настоятельно не рекомендуем отдавать ребёнка с ОНР I или ОНР II в детский сад. И часто в ответ слышим: — «Но они же там так хорошо проводят время! Играют, гуляют, социализируются...» Да, может быть, ребёнок и правда чувствует себя там неплохо,но проблема в том, что в детском саду не проводится та речевая работа, которую вы сами можете организовать с ребёнком дома и на улице. Прогулка в саду — это просто физическая активность,она не заменит ту осознанную коррекционную работу, которую вы можете провести, зная: какой у вас сейчас этап, что вы проходите, на чём нужно делать акцент. Я недавно провела небольшой «эксперимент» на своих учениках. У меня есть две группы детей, пришедших примерно в одно и то же время. Одни посещают детский сад, другие — остаются дома с мамой. Так вот: коррекционная работа у тех, кто всё время проводит с мамой, идёт в разы быстрее.
Ирина:- Да, именно так. Потому что ОНР I нужно осваивать дома. Я всё время говорю родителям:любой ребёнок в норме начинает изучение мира из своего дома. Он сначала осваивает: «Это моя кроватка», «Это моя игрушка», «Это моя мама». И только потом — прогулка, садик, магазин и так далее. Наши сенсорики должны пройти тот же путь, просто под руководством взрослого и с речевыми акцентами. Сначала — обучение дома, потом — расширение на улицу, и только потом — сад, внешняя среда и коллектив. Хотите быстрого и устойчивого результата?Занимайтесь с ребёнком: бытовой деятельностью, изучением предметного словаря, и обязательно — глагольного.
Мария:- Да, глагольный — это основа!
Ирина:- И всё это — с ребёнком дома. Там, где он в безопасности, где ему спокойно, и где вы — лучшая среда для обучения.
Мария:- И тогда вам будет гораздо проще бывать с ребёнком в разных местах — в тех же магазинах, на прогулках, в гости. А как же приятно, когда ребёнок сам несёт из магазина сумку — маленькую, но свою. Он держит её, идёт рядом с мамой — и повторяет её действия, подражает. Потому что мама несёт пакет, и он тоже. Да, это произойдёт не с первого раза, но если заниматься дома регулярно, то постепенно и уверенно ребёнок начнёт входить в реальный мир.