Найти в Дзене

10.4 Учимся подбирать музыку на гитаре. Гармоническая модель I-VI-IV-V. Способ 2.

Ещё раз здравствуйте, уважаемые подписчики и гости моего канала!

Сегодня я продолжаю беседу о способах исполнения аккордовых последовательностей на гитаре. Эта тема очень важна с точки зрения владения инструментом, поскольку игра гамм и аккордовых прогрессий различными способами является ключом к свободному ориентированию на грифе гитары, а значит и овладению навыками подбора композиций на слух, а также игры по нотам.

В предыдущей статье мы рассмотрели способ исполнения аккордовой последовательности I-VIm-IV-V на гитаре на основе одного из вариантов расположения тоник аккордов гаммы.

Содержание курса

Сегодня мы с вами будем делать то же самое - играть ту же гармоническую модель, только на основе другого варианта расположения тоник аккордов. Он отличается от предыдущего тем, что здесь ступени в основном располагаются слева от нижней тоники:

Рис. 1
Рис. 1

Этот вариант интересен тем, что в него входит VI-я ступень в двух вариантах - на 6-й и 4-й струнах, они отстоят друг от друга на одну октаву и входят в полную аппликатурную форму минорного аккорда - Аm (система CAGED).

Помня ладовое наклонение аккордов ступеней мажорной гаммы, мы, как и в прошлый раз, расставим по этим тоникам аппликатуры аккордов, выбрав соответствующие формы из трёх цепочек CAGED:

-2

Здесь мы также построим гамму и прогрессию в тональности Adur
(ля-мажор), в которую войдут аккорды: A, H(B)m, C#m, D, E, F#m, G#dim. Итак, поехали!

Трезвучие I-й ступени (А) мажорное, его нижняя тоника - нота "ля", - находится на 6-й струне на 5-м ладу. Из верхней (мажорной) цепочки (Рис. 2) выбираем аппликатуру с тоникой на 6-й струне. Как и в предыдущем случае, у нас два варианта - форма G или форма Е:

Трезвучие II-й ступени (Нm) минорное, в этом варианте его нижняя тоника находится на 5-й струне на 2-м ладу. Обращаемся к минорной цепочке (средняя на Рис. 2) и видим, что от тоники на 5-й струне можно построить либо форму Сm, либо форму Аm. В тональности, выбранной нами (Adur, ля-минор) мы можем построить только форму Аm, поскольку для формы Сm не хватает пространства грифа:

Трезвучие III-й ступени (C#m) также минорное, его нижняя тоника расположена на 5-й струне (на 4-м ладу) поэтому формы аккорда мы будем выбирать из средней (минорной) цепочки. Здесь нам потребуется либо форма Cm, либо форма Am. Строим их от тоники:

Трезвучие IV-й ступени (D) мажорное, "координаты" его басовой тоники - 5-я струна и 5-й лад. Поэтому, аппликатуры выбираем из верхней (мажорной) цепочки. Это формы С и А:

Трезвучие V-й ступени (E) мажорное, значит аккордовые формы выбираем из верхней цепочки (Рис. 2). "Координаты" нижней тоники: 4-я струна, 2-й лад. Формы - либо D, либо E (последняя в открытой позиции). Смотрим и слушаем:

Трезвучие VI-й ступени (F#m) минорное, поэтому аккордовые формы мы будем выбирать из средней (минорной) цепочки. "Координаты" тоники - 4-я струна/4-й лад (для формы Dm), а также 6-я струна/2-й лад для форм Gm и Em:

Трезвучие VII-й ступени (G#dim) уменьшенное, значит ищем его в нижней цепочке (Рис. 2). "Координаты" его тоники - 6-я струна/4-й лад. Находим тонику и строим формы Gdim и Edim:

Ну и замыкаем аккордовую шкалу формами аккорда I-й ступени (тонического) с тоникой на 6-й струне/5-м ладу. Их видеосхему мы уже приводили (см. выше).

Гармоническая модель I-VIm-IV-V

Здесь мы рассмотрим уже знакомую нам аккордовую последовательность I-VIm-IV-V и попробуем поиграть её 2-м способом, то есть аккордами с тониками в боксе формы G.

Обозначим тоники аккордов, входящих в нашу последовательность:

-3

Теперь, точно так же, как мы строили аккорды на ступенях гаммы,
давайте построим аккорды на ступенях уже знакомой нам гармонической модели
I-VIm-IV-V из припева песни "Любите, девушки" группы "Браво" и выберем наиболее удобный и "компактный" способ обыграть её в этом боксе. Посмотрите галерею и видео:

Теперь добавляем аккорд III-й ступени (С#m) и получаем модель I-IIIm-VIm-IV-V и строчку из куплета песни.

-5

В качестве аккорда III-й ступени можно использовать либо форму Сm, либо форму Am. Последняя представляется более удобной и привычной, поэтому остановимся на ней. Смотрим галерею и видеосхему:

Имея "под рукой" аккордовую шкалу, мы можем строить различные аккордовые последовательности, например:

1. I-VIm-IIm-V

2. I-VIIdim-VI-IV

3. IIm-V-I-VIm

Попробуйте построить и поиграть их в боксе, который мы с вами только что рассмотрели, пользуясь схемой расположения тоник:

-7

В процессе занятий старайтесь запоминать звучание аккордов и их сочетаний. Со временем, по мере развития музыкального слуха и мышечной памяти ваши руки научатся "автоматически" находить нужные ступени при подборе композиций на слух.

Также, постарайтесь запомнить расположение тоник относительно друг друга на грифе гитары так же, как вы запомнили расположение тоник в предыдущем варианте. Пробуйте играть эти модели в других тональностях, перенося аппликатуры вдоль грифа.

В следующей публикации мы рассмотрим и усвоим ещё один способ исполнения нашей гармонической модели и тем самым расширим наш арсенал возможностей.

Хочу ещё раз поблагодарить всех подписчиков и гостей канала за
интерес к моим публикациям и поддержку. Пожалуйста, ставьте лайки, оставляйте комментарии и, если есть возможность и желание, делайте скромные денежные пожертвования. Это позволит мне уделять больше времени развитию канала, а также будет способствовать улучшению качества публикаций и видеоматериалов.

До скорой встречи!

Продолжение следует