Янтарное солнце, Атлантический бриз, угарные вечеринки на пляже… 20 лет кажутся старостью… Всё, что не впереди, не имеет значения. А впереди – конкурс модных танцев: твист-свинг-шейк-whatever-ШЭГ… Мальчишки и девчонки, а также их родители пьют жизнь через соломинку. Америка 50-х… Южная Каролина в стиле ритм’н’блюз …
Фильм по рассказу Лэньер Лэйни и Терри Суини «Шэг» (я бы перевёл «раскалбас») – это англо-американская подростковая романтическая комедия с Фиби Кейтс, Скоттом Коффи, Бриджит Фондой, Аннабет Гиш, Пейдж Ханной, Робертом Раслером и Тайроном Пауэром-младшим в главных ролях.
1961 год. Миртл-Бич, Южная Каролина. Конкурсы красоты, джаз-бэнды, танцевальные конкурсы и пивные вечеринки на пляже. Четыре старшеклассницы перед выпускным и разъездом по колледжам садятся на авто и едут на «девишник», делая вид, что ни с кем не хотят познакомиться, хотя у них это сразу получается с трудом.
Карсон Макбрайд помолвлена с Харли, занудным сыном бизнесмена; Мелайна Буллер — взбалмошная и артистичная дочь проповедника; Луэнн Клэттербак — колючая дочь высокомерного сенатора; а хохотушка Кэролайн Кармайкл, которую все называют «Пышка», не стесняется, считая лёгкую полноту миленькой. Они останавливаются в загородном доме родителей Луэнн. В своём маленьком путешествии с интересными последствиями, они встречают парней и устраивают праздник души и тела. А родители продолжают пылиться на полке с биркой «средний класс-долгосрочные активы».
В фильме молодые голливудские актёры очень непосредственны и легки в игре, где действие настолько реалистично, что кажется импровизацией, документальной историей. Можно подобрать много эпитетов к этому культовому молодёжному фильму с типажами начала 60-х – свободных, привлекательных, сообразительных и эмоционально развитых с врождённым чувством юмора и стилем поведения «кул». В них много жизненной силы и готовности принимать самостоятельности решения «no matter what». Они с радостью погружаются в свой жизненный поток, в свою энергию роста и предвкушения успеха. И всё это выражено зажигательным и чертовски зрелищным танцем, который больше всего напоминает свинг, но почему-то в «каролинском шаге».
Рок’н’ролл – это не музыка и не танец, это состояние души «здесь и сейчас». Незамысловатый сюжет даёт волю искрящимся диалогам и фейерверку эмоций. Герои транслируют одну простую и вдохновляющую мысль: в жизни нет ничего необычного, кроме самой жизни. У веселящейся молодёжи нет абсолютно ничего придуманного. Они открыты и честны, называя вещи своими именами, не стесняясь проявлять свои чувства и говорить по-дружески, с максимальной степенью доверия, потому что считают всех нормальными и празднующими жизнь, как и они сами.
У героев потрясающая энергетика, потому что, несмотря на всю тривиальность семейных обстоятельств и перспективу долгого-непростого пути в колледж или военное училище, они уверены, что должны победить в своём конкурсе на достойную жизнь, наполненную счастьем, как солнцем на весеннем празднике в Миртл-Бич.
Сквозь прозрачную блузку пубертата у молодежного контингента в фильме просматриваются два «симпатичных» порока – ЗАВИСТЬ и ТЩЕСЛАВИЕ.
Карсон Макбрайд (Фиби Кейтс) завидует своему жениху Харли Ральстону, сыну промышленника (Тайрон Пауэр мл.), что у него есть хоть какая-то цель в жизни (улучшать упаковки и фильтры для брендовых сигарет отца).
Чемпионка по зависти Луэнн Клэттербак, дочка сенатора (Пейдж Ханна) завидует Карсон и пытается увести у неё Харли.
Мелайна Буллер (Бриджит Фонда) завидует всем сверстникам с хорошей социальной стартовой позицией, задорно стремясь к успеху ради успеха безрассудно и самостоятельно.
Кэролайн Кармайкл, «пышка» (Аннабет Гиш) завидует лёгкости танцоров шэга (твиста-свинга), но настолько азартно завидует, что становится со своим парнем чемпионами.
Чип Гиллард (Скотт Коффи) мечтает о славе военного моряка, чтобы порадовать своих стариков и найти лучшую девушку на свете - Кэролайн.
Рановато развращённый славой молодая рок-звезда Джимми Валентайн (Джефф Ягер) мечтает обойти популярностью Элвиса Прессли.
Бесиковатый красавчик Базз Рэйвенел (Роберт Раслер) мечтает стать путешественником «по-жизни» (вероятно, хиппи и анархистом или ситуационистом) и брать от жизни всё, срывая цветы девичьей невинности.
Ну а за Харли мечтает отец, для которого слава – это деньги, способные расти как бамбук в лесах Амазонки. И дочка сенатора для папы – лучшая партия для сына.
В итоге жизнь расставила всех по своим местам, соединяя «менее» с «более» для того, чтобы соблюсти равновесие амбиций в относительно безучастной природе: «ТАНЦУЙТЕ, РЕБЯТА!»
P.P.S.
Так круто отдыхать и испытывать благополучие как внутреннее состояние, американской молодёжи исторически позволила идейная парадигма первенства, успеха и послевоенного процветания «Нового Рима». Впереди ещё Карибский кризис и взлёт технологий, но уже сейчас растущее поколение воспитано в роли лидеров и тех, кто чувствует себя хозяином собственной жизни, вопреки всему и всем. И в этом смысле не стоит упускать наивный эпизод подросткового патриотизма молодых «южан» из Каролины, декламирующих Скарлетт О’Хару из романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»:
«- Бог мне свидетель, Бог свидетель, я не дам янки меня сломить. Я пройду через всё, а когда это кончится, я никогда, никогда больше не буду голодать. Ни я, ни мои близкие. Бог мне свидетель, я скорее украду или убью, но не буду голодать».