Найти в Дзене
Деревенский дед

Две вечных подруги - печь и лежанка...

В нашем деревенском родительском доме испокон веков стояли две печки: одна (большая) - в прихожей, совмещенной с кухней, а вторая - в спальной комнате. Эту вторую печь почему-то все называли лежанкой, хотя её конструкция не позволяла не только лежать на ней, но даже и забираться. Общаясь с некоторыми деревенскими жителями, удостоверился, что и у тех определение «лежанка» в ходу.

После этого решил разобраться: в чём же отличие обыкновенной русской печи от так называемой пресловутой «лежанки»… И вот что уяснил для себя (если ошибочно, то поправьте!).

Классическая русская печь с лежанкой. Фото из свободного доступа в Интернете
Классическая русская печь с лежанкой. Фото из свободного доступа в Интернете

Оптимальный и многофункциональный (наиболее распространённый в деревнях) вариант русской печи - это кирпичная печь с лежанкой (последнюю кое-где ещё называли казёнкой). Именно такая стоит в прихожей моего деревенского дома, являясь, пожалуй, основным его элементом. Эта вместительная печь всегда служила в нашей семье нескольким целям: она обогревала огромный дом, в ней осуществлялось приготовление пищи (в том числе для многочисленной домашней скотины), с её помощью согревались, сушили одежду, дары леса и огорода и, конечно же, на ней с удовольствием лежали и спали.

Будучи маленькими детьми, мы ещё и мылись в ней. Сам-то уже не помню об этом (мытьё осуществлялось до трёх лет), но по рассказам матери происходило это следующим образом. Внутренность печи обкладывалась соломой, на неё ставилось корыто или ванна с водой, в которой нас и мыли. И никакая сажа к нам не приставала...

Вот так на Руси в печи купали маленьких детей. Картинка из свободного доступа в Интернете
Вот так на Руси в печи купали маленьких детей. Картинка из свободного доступа в Интернете

А вот другие воспоминания из того далёкого детства - как мать поднималась до восхода солнца и первым делом начинала растапливать печь - до сих пор сохранились.

Пока горели дрова, она успевала приготовить пойло и накормить домашнюю живность - поросёнка, кур, собаку. После выгона коровы и овец начинала приготовление пищи. Обычно еда на семью готовилась сразу же на весь световой день. В большом чугуне варился суп или щи, во втором (чуть поменьше) - картошка с мясом, и в совсем маленьком (для нас, детей) - какая-нибудь каша. Из-за того, что жар внутри печи распределялся равномерно и чугунки с пищей не имели прямого контакта с огнём, та никогда не пригорала, получалась удивительно вкусной и питательной. И тут же рядом в огромном чугуне варилось пойло для скота.

Вспоминаю в связи с этим забавный случай.

Как-то приехавшая из Москвы родня решила сходить в лес за грибами. После многочасовой ходьбы, уставшие и голодные, возвратились в деревню и едва ввалившись в дом, тут же полезли в печь. Поскольку мои родители в это время были на работе, москвичам пришлось хозяйничать самим. Насытившись, они прилегли отдохнуть. Вскоре пришла с работы моя мать и решила накормить поросёнка. Каково же было её удивление, когда обнаружила в печи наполовину опорожненный чугунок с поросячьим пойлом. Подумала, что варево просто-напросто выкипело в раскалённой от утреннего жара печи. Пришлось накормить поросёнка остатками пищи.
К этому времени проснулись московские гости, и мать пригласила их к обеду. Тут ей пришлось ещё раз удивиться, услышав ответ: «Да мы уже пообедали, рассольник был очень вкусный!». Здесь она догадалась, что те перепутали чугунки и полакомились содержимым поросячьего чугуна! А там чего только не было намешано - оставшиеся куски хлеба, испорченные солёные огурцы, очистки от картофеля и т.п. Москвичи были невозмутимы: «А нам понравилось!»

А с каким удовольствием мы помогали матери по выходным печь хлеб и пироги, малинники на листьях. Та ставила обычно не менее двух-трёх противней, и мы редко дожидались, когда пироги «дойдут», растаскивая их ещё задолго до окончательной выпечки…

Любимое место наших бабушек. Фото из свободного доступа в Интернете
Любимое место наших бабушек. Фото из свободного доступа в Интернете

С раннего детства мы усвоили от родителей, что русская печь с лежанкой - это не просто комфортно, но ещё и полезно для лечения простуды и больных суставов, профилактики любых ревматизмов и радикулитов. Которые не являлись редкостью при деревенском труде на ветру и в сырости.

Мать до самых последних дней была привязана к лежанке: уже едва передвигаясь на больных ногах по дому, по несколько раз на дню с превеликим трудом забиралась на неё, подолгу отдыхая на неудобных ступеньках, наслаждаясь потом даруемым печкой теплом и будучи убеждённой в её целительных свойствах. Не исключаю, что эти проведённые на русской печи часы продлили её жизнь ещё на несколько лет…

Мне сверху видно всё! К тому же, ещё и тепло... Фото из свободного доступа в Интернете
Мне сверху видно всё! К тому же, ещё и тепло... Фото из свободного доступа в Интернете

Да и мы, родившиеся и выросшие в деревне, будучи детьми, обожали и боготворили нашу печь-старушку, проводя долгие зимние вечера на её уютной лежанке: там играли, рассказывали страшные истории, смотрели с неё телевизор, а потом засыпали, тесно прижавшись друг к другу… Ведь постели теплее, чем на печи, не бывает.

Вспоминаются
авторские строки:

Пропадая в лесу и на речке,
Мы любою победой гордились,
А потом засыпали на печке,
Где у сказок счастливый конец...
У самих потом дети родились,
И, конечно, нам было полегче,
И всему, что мы в жизни добились,
Научили нас мать и отец.

На нашей деревенской печи под трубой (в верхнем левом углу на снимке) специально было оставлено окошко, через которое мы могли смотреть телепередачи. А в трёх печурках у меня до сих пор хранятся варежки и носки. Справа виднеется лесенка на лежанку. Фото из личного архива автора.
На нашей деревенской печи под трубой (в верхнем левом углу на снимке) специально было оставлено окошко, через которое мы могли смотреть телепередачи. А в трёх печурках у меня до сих пор хранятся варежки и носки. Справа виднеется лесенка на лежанку. Фото из личного архива автора.

Наши предки прекрасно понимали, что зимой тепло в доме важнее еды и даже одежды. А потому дополнительно (в качестве второй печки) обустраивали деревенские избы так называемыми «лежанками», которые представляли собой небольшие, как правило, довольно длинные и невысокие (не более полутора метров) печки.

Они устанавливались обычно в спальной комнате и топились отдельно от большой русской печи. Их основным предназначением являлся обогрев помещения, ну и, разумеется, лежанка выполняла вытекающую из самого названия функцию. От русской печи она отличалась малыми размерами и тем, что внутри неё не готовили пищу. Если её и использовали для приготовления еды, то для этого в конструкциях некоторых лежанок была предусмотрена чугунная плита, на которой собственно и приготовлялась пища, да и то лишь в минимальном объёме.

Примерно так в русских деревнях выглядела в чистом виде "лежанка". Фото из свободного доступа в Интернете
Примерно так в русских деревнях выглядела в чистом виде "лежанка". Фото из свободного доступа в Интернете

Лежанка топилась в нескольких случаях: в тёплое время, когда нет особой необходимости топить основную (большую) печь; наоборот - в лютые морозы, когда тепла от основной печи явно не хватало на сутки (в такие дни приходилось протапливать лежанку даже дважды - утром и вечером); если семья немногочисленная и в хозяйстве не имеется скотины, т.е. нет нужды в приготовлении большого объёма еды.

А свою деревенскую лежанку, пришедшую с годами в нерабочее состояние, я недавно разобрал...

С милой рай и ... на лежанке! Фото из свободного доступа в Интернете
С милой рай и ... на лежанке! Фото из свободного доступа в Интернете

А какие воспоминания о печке и лежанке сохранились у вас?

Читайте мои последние публикации на канале:

Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!

Печи
176,1 тыс интересуются