Пришлось недавно в одном из гипермаркетов наблюдать любопытную (и, к сожалению, привычную для нынешних семей) сцену.
Ребёнок лет двенадцати мучительно терроризировал молоденькую мамашу: «Подари мне вот этот «Айфон», у всех ребят в классе уже давно есть такие!». Та отбивалась, как могла: «Сынок, больно уж он дорогой, у нас таких денег нет…». В ответ из уст подростка прозвучало примерно следующее: «Тогда мне его папа купит!».
Сразу стала понятной ситуация с воспитанием ребёнка в этой в семье. По всей видимости, мать стремится, в первую очередь, к интеллектуально-эмоциональному вложению в него (чтение книг, общие темы для бесед, ответы на вопросы, развивающие игры и т.п.), стараясь научить его с малых лет взаимодействию с окружающей средой и вовремя привить нужные ориентиры. В условиях ограниченности материальных средств, да и просто бережливо-экономного отношения к деньгам, такая позиция является единственно правильной.
С другой стороны мы имеем отца, более обеспеченного (по всей видимости) или проживающего отдельно, который заметно преуспел в перетягивании каната (в данном случае - своего чада) с помощью всевозможных подарков. Этакий новогодний Дед Мороз, готовый выполнить любой детский каприз. Ребёнок легко подпадает под влияние такого «доброго» родителя, не понимая, что сказка однажды кончается, часы бьют двенадцать, - и … в кого там превращается Золушка? Ему трудно понять (да и вряд ли хочется это делать): почему от матери он не получает таких же материальных благ? Налицо подмена духовных ориентиров на материальные.
Не стоит забывать, что в такой ситуации под угрозой находится психическое и физическое здоровье ребёнка. Ведь навороченный смартфон, вызывающий зависть и раздражение у менее обеспеченных одноклассников, запросто могут отобрать в школе или на улице. На худой конец, он может стать изгоем, с которым просто перестанут общаться.
Но случаются ситуации и иного порядка, когда сама мать проецирует себя через ребёнка, а именно: стремясь показать окружающим, что у неё все в «шоколаде», демонстративно одевает своё чадо от кутюр, регулярно вывозит в Европу и заваливает дорогущими и престижными подарками. Ребёнок привыкает к такому образу жизни и постепенно деградирует.
Увы, нынешние реалии таковы, что большинство современных родителей предпочитают воспитывать детей с помощью материальных стимулов, где проявлением заботы и любви по отношению к ребёнку чаще всего является покупка какого-нибудь подарка или удовлетворение его прихоти. А наказанием опять-таки выступает запрет на пользование какими-то любимыми вещами.
И здесь не всё уж так хорошо, как представляется родителям. Материальные подарки не обязательно делают маленького человека счастливыми. Ему хочется в этот день радости и эмоций, которые (если сильно постараться и напрячь мозги) можно пробудить в нём и иным способом!
Наблюдая эту сцену, всё силился припомнить: а что же в Советском Союзе дарили нам родители на дни рождения? Сразу же оговорюсь, что купить тогда ребёнку достойный подарок было делом непростым, без знакомства и стояния в очередях практически безнадёжным.
В нашей семье, как правило, мать ежегодно дарила каждому из троих детей собственноручно связанные свитер, платье или шерстяные носки. В ходу были разнообразные дешёвые игрушки, конструкторы, настольные игры, новая одежда или обувка. Девочки обычно получали простенькую куклу: у моей жены из советской эпохи их накопилась целая коллекция. Пределом мечтаний являлись детские велосипеды, коньки, лыжи, импортная одежда (детские комбинезоны, платья). А вообще-то дарили чаще и охотнее всего что-то назидательное и практичное, нежели предназначенное для развлечений - и в этом ряду пальму первенства держали замечательные детские книги.
В средних классах акцент стал делаться на бытовую технику, и у нас в семье появились магнитофон с фотоаппаратом. Безусловно, мы прекрасно понимали: даря подарок одному из нас, родители тем самым отдавали его в общее пользование. И никакой обиды не было.
Да и вообще, как-то в советское время на подарках особо не зацикливались: что ни дарилось, всё было к месту, и даже шоколадке и самой простой вещичке дети были несказанно рады! Авторство подарков под ёлкой редко озвучивалось, но мы сами догадывались - кого поблагодарить. Если даритель жил далеко, ему посылали открытку или письмо.
А вот деньги дарить детям в советское время было не принято. И лишь в старших классах брат получил от родителей в качестве подарка к дню рождения недостающую сумму на покупку старенького мотоцикла (деньги были выручены от продажи откормленного телёнка). Но при этом почти половину он заработал самостоятельно в совхозе во время летних школьных каникул.
Самым сложным была ситуация, когда родители не могли исполнить детское пожелание и вставал вопрос: как объяснить малышу, почему такое произошло. Исхитрялись находить самые разнообразные варианты: мол, Дед Мороз, как волшебник, лучше знает, что ребёнку скоро пригодится и почему; а ещё он, конечно же, учитывает поступающие пожелания, но конечное решение о подарках принимает сам; некоторые старались «перевести стрелки» на поведение ребёнка; кое-кто объяснял отсутствие вожделенного подарка тем, что тот банально не поместился в мешок...
Любопытно узнать, о чём нынешнее поколение детей просит Деда Мороза? В их письмах - сплошь названия брендов. При этом детки уверены, что дедушка изо всего товарного изобилия принесёт именно то, что им нужно. В предпочтениях - новые телефоны, планшетники, куклы, роботы и управляемые машинки.
Радует то, что не всё ещё потеряно, поскольку встречаются ещё и необычные желания: получить скатерть-самобранку, волшебную палочку, крылья феи и хвост русалки... И нельзя без слёз читать пожелания малышей, которые живут без одного или обоих родителей и очень хотели бы себе маму или папу. Или обоих...
А о каких подарках вы просили в детстве Деда Мороза?
Читайте мои последние публикации на канале:
Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!