Найти в Дзене

Новый питерский автозавод: внедорожные БАЗы уже скоро в серии

Друзья, совсем недавно я рассказывал, что познакомился на главном национальном отраслевом событии – синергии выставок EXPO 2025, объединяющей четыре выставочных проекта (СТТ Expo, COMvex, СТО Expo и Logistika Expo), – с новым российским производителем тяжелых грузовиков высокой проходимости марки БАЗ, изготовляемых АО «Романов». Как и обещал, сообщаю подробности.

Ссылки на обзоры других новинок нашего автопрома и строительной техники на ЕХРО 2025 см. в конце статьи.

Для начала краткая история нового автопроизводителя. В апреле 2023 года Брянский автомобильный завод представил предсерийный образец тяжелого габаритного грузового автомобиля повышенной проходимости гражданского назначения БАЗ-S36A11 с колесной формулой 6х6. Новинка была разработана Инжиниринговым центром АО «Обуховский завод», который входит, также как и Брянский автомобильный завод, в оборонный концерн ВКО «Алмаз-Антей». Предсерийный образец изготовил Брянский автозавод. Для серийного выпуска гражданских грузовиков БАЗ было решено задействовать завод ушедших из России Scania/MAN, перешедший в собственность государства (расположен в Шушарах под Санкт-Петербургом).

Гражданские БАЗы унаследовали от своих военных «собратьев» ключевые преимущества – независимую пружинную подвеску всех колес и полный привод (с возможностью отключения мостов). Данные конструктивные особенности позволяют беспрепятственно преодолевать пересеченную местность на большей скорости и сохранять лучшую устойчивость. На автомобиле имеется межосевая блокировка на раздаточной коробке и межколесные блокировки на ведущих осях. При полной массе 36 т брянская новинка характеризуется грузоподъемностью 22 т. На каждую ось приходится по 12 т. Рама шасси имеет отверстия по всей длине, что позволяет установить любую надстройку без доработки. Техника может эксплуатироваться при температуре от +50 до –50 °С.

Все основные узлы и агрегаты БАЗ – российского и белорусского производства. Двигатель –11-литровая рядная «шестерка» ЯМЗ-6531 (экс-Renault) мощностью 367 л.с. (заявленный ресурс – 1 млн км). Коробка передач – ЯМЗ-1909, механическая, 9-ступенчатая с демультипликатором. Раздаточная коробка производства ООО «Специальные трансмиссии» из Набережных Челнов. Рамы поставляет «Кузнечный завод тяжелых штамповок» из Белорусии. Климат-контроль в кабине обеспечивается кондиционерами тольяттинского завода «Август». Бортовую электронику производит московское НПП «Итэлма». Водительские кресла – от челнинского «Риата».

-3

Каркасно-панельные кабины АО «Романов» делает самостоятельно: налажено производство каркасов, их обшивка, комплектация салона и окончательная сборка. Высококачественный пластик, из которого сконструирована кабина, поставляется ООО «Урал-Полимер» из Челябинска и ООО «Универсальная мобильность» из Минска.

На выбор предлагается пять вариантов кабин ­– без спального места, с низкой либо со стандартной крышей; с одним спальным местом, с низкой крышей или со стандартной крышей; с двумя спальными местами, с высокой крышей. Важными особенностями конструкции кабин, по заявлению производителя, являются хорошие виброзащита и звукоизоляция. В базовой комплектации установлен кондиционер и автономная система отопления. Под заказ может быть добавлен автономный генератор, а также система обогрева стекол.

Помимо производства кабин на предприятии имеются участки узловой механической и общей механической сборки, участки изготовления и испытания гидравлических устройств, электромонтажные участки, а также участки наладки и регулировки. Заключительным этапом производственного процесса является сборка шасси. В целом уровень локализации шасси БАЗ составляет свыше 90%.

Шасси, в зависимости от назначения, могут оснащаться и использоваться в качестве бурильной, самосвальной, высотной техники, бетононасосов, спасательных и пожарных машин, а также вахтовых автобусов.

Что касается названия нового предприятия, я грешным делом думал, что наименовали его в честь царя-батюшки (что лично мне показалось очень странным). Как выяснилось, речь об Ипполите Романове, русском инженере-изобретателе, создателе первого отечественного электромобиля, электрического омнибуса (читай – электробуса) и электрической монорельсовой дороги.

-5

Ну, а теперь, собственно, о выставочной экспозиции АО «Романов». Производитель представил самосвал БАЗ-S32A51 6х6 полной массой 36 т, седельный тягач БАЗ-S35A11 6х6, рассчитанный на работу в составе автопоезда полной массой 100 т, а также вахтовый автобус БАЗ S34А06 6х6 на 24 пассажирских места с грузовым отсеком объемом 5 м3. Вахтовка построена на Мытищинском приборостроительном заводе в рамках соглашения о стратегическом партнерстве.

Кроме того, на выставке было подписано соглашение о стратегическом партнерстве с двумя известными российским производителями надстроек – АО «БЕЦЕМА» и ООО «ТК Лифт». Напомню, что «БЕЦЕМА» специализируется на производстве цистерн различного назначения (для транспортировки жидких и порошкообразных материалов), самосвалов и другой спецтехники. Специализация «ТК Лифт» – автомобили с крюковыми погрузчиками (мультилифтами), ломовозы, самосвалы и другие спецнадстройки.

Кстати говоря, БАЗы присутствовал на выставке не только в экспозиции АО «Романов», но и на стенде дилера – Группы компаний «ГРОСС» из Самары. Самарцы показали самосвал с кузовом «БЕЦЕМА».

-7

Серийное производство БАЗов начнется уже в конце лета 2025 года. До конца текущего года планируется выпустить 200 грузовиков. В дальнейшем планируется нарастить объемы от 1000 до 2000 машин в год. Выпуск автомобилей будет осуществляться в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК), который АО «Романов» недавно заключило с Минпромторгом РФ и Правительством Санкт-Петербурга.

Добавлю, что в рамках выставок СТТ Ехро и COMvex состоялось подведение итогов ежегодных конкурсов «Инновации в строительной технике в России» и «Лучший коммерческий автомобиль года в России». В первом конкурсе победителем номинации «Седельный тягач года» стал БАЗ S35A11, во втором, в номинации «Перспектива года», – самосвал БАЗ-S32A51.

Что ж, ждем питерские БАЗы на российских дорогах и на бездорожье. Лично от себя хочу пожелать успехов перспективному проекту. Надеюсь, что с качеством БАЗ не подкачает, а цена будет конкурентоспособной.

В скором времени планирую посетить предприятие и оценить вживую новое производство, приглашение от компании уже получил.

Обещанная ссылка на обзор других новинок нашего автопрома на EXPO 2025:

Ссылка на статью о новинках строительной техники на СТТ Ехро 2025:

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!

Авто
5,66 млн интересуются