Найти в Дзене

Экономика РФ растет. Политика Центробанка дает плоды. Цель достигнута

Оглавление

Наши власти зарапортовались о своих достижениях. Рост ВВП в России в 2024 году составил 4,1%, что в пять раз больше, чем в странах Еврозоны, и в полтора раза выше, чем в США. А за первые три месяца 2025 года ВВП России увеличился примерно на 1,5% к аналогичному периоду предыдущего года. Причем, основой госказны остаются ненефтегазовые отрасли: обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг.

При этом, по телевизору «забывают» рассказать о том, как влияет запредельная ключевая ставка на реальный сектор экономики. Как та самая обрабатывающая промышленность (за исключением оборонки) фактически поставлена на паузу.

На нынешнем Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) представители власти упражнялись в словесности на предмет того, что, как оказалось, не всё гладко в «Датском королевстве».

Эльвира Набиуллина рассказывает: «… это выход из перегрева. Вот экономика спроса у нас росла, а экономика предложения отставала, оттуда перегрев и инфляция». Далее Эльвира Сахипзадовна продолжает: «Но нам надо понимать, что многие из этих ресурсов (прежде имевшихся – Ред.) действительно исчерпаны и нам надо думать о некоторой новой модели роста».

Антон Силуанов: «Друзья, мы живем в таком сложном мире сейчас. В сложном мире Россия растет на четыре с плюсом процента. Нас везде окружили ограничениями, санкциями. И вы говорите о смене модели. Самое главное – мы должны сейчас делать упор на свой технологический суверенитет, что и делали последние годы. И это дает свой результат, потому что какие-то компании уходят, какие-то появляются. И, значит, наша модель сейчас работает».

При этом, глава Минэкономразвития Максим Решетников заявляет о выходе России на грань рецессии.

Дискуссию подытожил президент, сказав, что стагнация и рецессия - это лишь оценки некоторых специалистов. За первые 4 месяца текущего года ВВП РФ прибавил 1,5% в годовом выражении, а в апреле рост ускорился до 1,9%.

В общем, то рост ВВП, то перегрев, то смена модели, то рецессия... Давайте посмотрим, что реально показывает статистика в той самой обрабатывающей промышленности, которая «является основой госказны».

Начну с основных отраслей строительно-дорожного машиностроения, где в 2025 году произошел наибольший спад объемов выпуска.

  • Производство дорожных катков в 1 квартале 2025 года рухнуло на 76% относительно аналогичного периода прошлого года (АППГ) – двумя заводами за три месяца произведено лишь 16 (шестнадцать!!!) машин.
  • Производство фронтальных погрузчиков в 1 квартале 2025 года снизилось на 62% по сравнению с АППГ: пятью(!) заводами изготовлено всего 24 машины.
  • Производство автогрейдеров в 1 квартале 2025 года упало на 61% по сравнению с АППГ, семью заводами изготовлено 47 машин.
  • Производство экскаваторов в 1 квартале 2025 года тоже в глубоком упадке: тремя предприятиями собрано 103 машины – на 52% меньше по сравнению с АППГ.

  • Производство автобетоносмесителей в 1 квартале 2025 года уменьшилось на 52% по сравнению с АППГ, двумя заводами собрано 148 машин.
  • Производство автомобильных кранов в России в 1 квартале 2025 года снизилось на 42% по сравнению с АППГ: совокупный выпуск на пяти заводах составил 354 машины. При том, что в 2023 и 2024 годах автокраностроение также показало отрицательный результат. Для сравнения: в 2000-е годы, в период строительного бума, один только ивановский завод «Автокран» производил за три месяца в 2 раза больше, чем сейчас делает вся российская автокрановая промышленность.
-2

  • Производство бульдозеров в 1 квартале 2025 года снизилось на 22% по сравнению с АППГ, на четырех заводах выпущена 161 машина.
  • Производство телескопических погрузчиков, осуществляемом на единственном предприятии («Брянский арсенал»), в 1 квартале 2025 года полностью остановлено. Годом ранее за первые 3 месяца было выпущено 57 машин.
  • Производство экскаваторов-погрузчиков в 1 квартале 2025 года осталось практически на том же уровне по сравнению с АППГ: собрано 148 машин (годом ранее – 146).
  • Единственный сегмент, продемонстрировавший рост ­– мини-погрузчики с бортовым поворотом. Их производство в 1 квартале 2025 года выросло на 30% по сравнению с АППГ и составило 261 единицу техники. Из пяти предприятий положительную динамику показал Ковровский электромеханический завод, также был начат выпуск машин данного типа на ивановском заводе «Профессионал».
  • Производство гусеничных кранов в России составляет величину, сопоставимую со статистической погрешностью. В 1 квартале 2025 года двумя заводами изготовлено только 4 машины, годом ранее – 3.
-3

  • Незначительно отличается ситуация с производством башенных кранов, тоже практически на уровне статистической погрешности: в 1 квартале 2025 года изготовлено 12 единиц техники, годом ранее – 14. В России данный тип оборудования выпускает Нязепетровский литейно-механический завод (бренд Giraffe).

Критическую, в целом, ситуацию в отрасли строительно-дорожного машиностроения дополняет спад продаж в сегменте новых грузовых автомобилей отечественного производства, а также прицепной техники.

  • Так, легких коммерческих автомобилей (включая грузовые авто категории N1 и автобусы категории M2) в 1 квартале 2025 года реализовано 16.476 единиц – минус 21% по сравнению с АППГ.
  • Продажи новых грузовых автомобилей (тяжелых и среднетоннажных), включая специальные и специализированные автомобили, в 1 квартале 2025 года составили 6.896 единиц – на 12% меньше по сравнению с АППГ.
  • По прицепной технике картина еще более мрачная – в 1 квартале 2025 года продажи новых полуприцепов снизились более чем на 50%. Правда, здесь речь идет не только об отечественной продукции, но и о зарубежной, однако львиную долю рынка составляет именно отечественная техника.
-4

Крайне напряженное положение и в отрасли сельскохозяйственного машиностроения.

Как отмечает совладелец Ростсельмаш Константин Бабкин, по итогам января-февраля 2025 года падение рынка сельхозтехники, и, в частности, продаж российской техники составило более чем 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Притом, что 2024-й был самым худшим за последние 10 лет, как для всей отрасли, так и для Ростсельмаш. В сложившихся условиях приходится резко сокращать инвестиции. Ростсельмаш переведен в режим экономии. Похожее, по его словам, происходит и на других предприятиях.

При всем при этом, в условиях резко упавшего спроса предприятия как могут продолжают работать. Товарные остатки на десяти крупнейших заводах сельскохозяйственного машиностроения по состоянию на 12 марта 2025 года, за исключением Петербургского тракторного завода, увеличились на 72% по сравнению с 2024 годом – с 36 млрд до 62 млрд руб. Совокупный объем выпуска сельхозтехники – 237 млрд руб., а на складах лежит 60 млрд руб., что далеко выходит за нормальные параметры. У Ростсельмаш 40% годового выпуска стоит на площадках.

-5

В сложившейся ситуации, прошлой осенью Ростсельмаш работал три дня в неделю. Но такой режим, по словам г-на Бабкина, не способствует трудовой дисциплине и стабильности качества. К настоящему времени предприятие вернулось к пятидневной неделе, однако пришлось сократить 2 тыс. человек. Кроме того, срезаны проекты развития. В прошлом году было запущено три новых предприятия: тракторный завод, завод трансмиссий и завод прицепной техники в Таганроге. Все было нацелено на то, чтобы расширять производство, но теперь приходится сворачивать. Планировалось инвестировать в выпуск гидростатических трансмиссий, строить новый литейный завод, для того чтобы производить корпуса коробок передач, но все это отложено на неопределенный срок.

Уважаемые читатели, а вы что думаете по поводу происходящего?

//////////////////////////////////////////////////

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!