В будние дни портниха, по выходным – художник по дереву.
Женщине нельзя жить без творчества, – убеждена Ирина Валерьевна Моторина, – суть женской природы такова, что ее богатый эмоциональный внутренний мир открывает большие возможности для самореализации в рукоделии.
На работе швея – дома портниха
С детства Ирина Моторина любила заниматься творчеством – лепила, рисовала, делала аппликации из природных материалов. Когда подросла, заинтересовалась шитьем, получила профессию портнихи. Но уточняет, что работала швеей. И поясняет особенности:
- Швея и портниха это не одно и то же. Швея выполняет простые операции на швейной машине по готовым выкройкам и лекалам – стачивает детали, обрабатывает швы и тд. Портной разрабатывает выкройки, снимает мерки, подгоняет выкройки и создаёт уникальные изделия. Швея – это больше техник, а портной – художник, дизайнер.
По семейным обстоятельствам из-за графика работы я не могла работать портнихой, и пока ребенок был маленький, трудилась на фабрике швеей. Но дома я могла себе позволить побыть портнихой. Всю семью одевала. Это были 80-е гг. Я жила на Камчатке. У нас не было дефицита тканей, но модные журналы доставались с трудом, и часто выкройки приходилось делать самой, додумывать, дорабатывать простые эскизы. Нужно было проявлять не только мастерство, но и фантазию. Мне очень нравилось и хорошо получалось. В магазинах такого не было, – с гордостью вспоминает Ирина Валерьевна, как ее выручала профессия.
В 2017 г. когда женщина вышла на пенсию, она переехала с мужем на Кубань, купили домик и поселились в Гулькевичи. Сегодня Ирина Моторина является волонтером гуманитарного штаба «Вместе мы сила», кроит и шьет противодронные одеяла, защитные пончо, пятиточечники и другое обмундирование для бойцов СВО. Там она проводит почти все свое рабочее время. А выходные дни посвящает творчеству - художественной росписи по дереву. Но это пришло не сразу.
Роспись по дереву – вот это моё
Когда дом был отремонтирован, и всё, связанное с переездом, устаканилось, Ирина Валерьевна заскучала без работы. Начались творческие поиски себя. И тут ей случайно попалось на глаза объявление: «Роспись по дереву. Мастер-классы».
– Ах, так вот же оно! То, чем я хочу заниматься. Роспись по дереву – это моё, – решила она.
Училась Ирина Валерьевна долго, но обучалась легко. Узнала особенности разных технических приемов, художественных секретов и свойства используемых материалов.
– Нас научили, как работать с разделочной доской для использование в пищевой сфере. Мы используем только гуашь и лак на основе олифы. Олифа – это растительное масло, оно считается безопасным для обрабатывания деревянной поверхности разделочных досок. Акриловая краска сюда не идет, – поясняет художник по дереву.
В мастерской Ирины Моториной много книг по рукоделию, есть отдельное красочное издание по русской росписи. В арсенале готовых изделий – сотни разделочных досок, различных сосудов, панно, подставок, шкатулок, выполненных в различной технике. Основная тема художественного творчества – природа: цветы, птицы, деревья. И много берез. Символ русской души – любимое дерево художницы очень часто можно увидеть на ее изделиях. Женщина признается, что за работу садится всегда в хорошем настроении. Часто, приступая к новому изделию, уже точно знает, что и как будет на нем изображено. Вдохновение черпает из окружающего ее мира и даже из снов. Порой бывает, что не знает, что будет рисовать. Смотрит на пустое место, берет кисточку, а рука сама ведет.
– Это Божий промысел. Я считаю всё, что я делаю, идет через Него, – говорит Ирина Валерьевна.
Хохлома радует, гжель успокаивает
В настоящее время она расписывает разделочную доску в технике гжель. По деревянному полотну распустились березовые почки в голубых тонах.
– Иногда чувствую, что не хватает голубого цвета в моей коллекции. И я сажусь писать под гжель. Я заметила, как меня успокаивает, умиротворяет эта техника. Здесь не просто голубой, а десятки его тонов, полутонов, оттенков. Нежные и мягкие переходы от одного к другому. Когда пишешь под хохлому, там буйство красок, высокая контрастность, точная прорисовка, четкие мазки. Это требует большой сосредоточенности. Но это приносит радость, поднимает настроение, – делится впечатлениями от своего увлечения Ирина Моторина.
Нравится дарить людям радость
На входе в дом висит деревянная ключница, выполненная в технике городецкой росписи. Из глубины шкафов Ирина Валерьевна достает две шкатулки – графитового цвета с элементами хохломы и макового цвета с русской росписью. Это те изделия, которые остались в ее доме. Другие подарены или распроданы. Даже в гуманитарном штабе, где Ирина Моторина трудится волонтером, есть расписанная ею дощечка с изображением логотипа организации.
Ирина Валерьевна является членом творческого объединения «Золотые руки мастеров» и регулярно принимает участие в ярмарках-выставках декоративно-прикладного творчества, хорошо известна в своих кругах и среди ценителей ее творчества.
Каждое свое изделие Ирина Моторина называет уникальным. Каждое проработано до мелочей. На одну дощечку может уйти несколько недель, а в ожидании вдохновения и еще больше. И даже готовое изделие художница будет «шлифовать», доводя до совершенства. По словам Ирины Валерьевны, она нередко слышит от людей, которые приобрели или получили в дар её расписные доски, что они любуются её картинами: «Так приятно, когда твоя работа приносит радость не только тебе, но и людям».
Анастасия Жилина