Найти в Дзене
Русский мир

Алексей Ухтомский – князь, монах, великий физиолог

Алексей Ухтомский. Фото: Святые online
Алексей Ухтомский. Фото: Святые online

Главное открытие выдающегося русского и советского физиолога Алексея Алексеевича Ухтомского – теория доминанты, которая и сегодня используется как одна из ключевых концепция в нейрофизиологии и психологии. В жизни самого Ухтомского тоже были две доминанты: страсть к науке и глубокое желание духовного служения.

«Моё истинное место – монастырь. Но я не могу себе представить, что придётся жить без математики, без науки»

Алексей Алексеевич Ухтомский родился 150 лет назад, 13 (25) июня 1875 года, в поместье князей Ухтомских в Рыбинском уезде Ярославской губернии. Их древний род происходил от Рюрика, и все потомки по мужской линии по сложившейся традиции выбирали военную службу. Отец Алексея – князь Алексей Николаевич Ухтомский – также был отставным военным. Такая же судьба ожидала и двух его сыновей – старшего Александра и младшего Алексея. По настоянию родителей оба мальчика, не закончив Рыбинскую классическую гимназию, поступили в Нижегородский кадетский корпус.

Казалось, их военная карьера предопределена. Но всё перевернула одна судьбоносная встреча. Однажды мать везла сыновей домой на летние каникулы, и на волжском пароходе семья познакомилась со священником Иоанном Сергиевым – знаменитым Иоанном Кронштадтским. Отец Иоанн долго беседовал с мальчиками, и после этой беседы оба приняли решение, полностью изменившее их жизнь, – поступить в Духовную академию при Троице-Сергиевской лавре.

Родители поначалу были против, но всё же приняли выбор сыновей. Оба удостоились степени кандидата богословия. Диссертация Александра называлась «О гневе Божьем», а Алексей выбрал тему «Космологическое доказательство Бытия Божия». В диссертации молодой богослов выдвигал тезис о неограниченных возможностях человеческого разума и уникальности каждой личности. И уже в выборе темы проявился будущий научный интерес Алексея Ухтомского – изучать связь между физиологическими механизмами организма человека и его нравственными устремлениями, то есть связь между телом и душой. Именно этому он и посвятит свою жизнь. Позднее А. А. Ухтомский напишет в своих воспоминаниях: «Кандидатская диссертация поставила настоятельно на очередь ближайшее изучение физиологии головного мозга, нервной деятельности вообще, а также физиологии поведения».

А. А. Ухтомский — слушатель Московской духовной академии. Фото: wikipedia.org
А. А. Ухтомский — слушатель Московской духовной академии. Фото: wikipedia.org

Уже в Духовной академии молодой человек увлёкся наукой, причём не только физико-математическим направлением, но и философией, психологией, этикой. После окончания академии он выбирает иной путь, нежели его старший брат, к тому времени уже возведённый в сан архимандрита в Казанском Спасо-Преображенском монастыре. Алексей Ухтомский отказывается от открывающейся перед ним церковной карьеры и переходит в старообрядчество – единоверие (направление в старообрядчестве, сторонники которого признавали юрисдикцию Московского патриархата). На его выбор повлияло близкое знакомство со старообрядцами, которые жили в их родовом имении Вослома под Рыбинском. О своём тогдашнем ощущении Алексей Ухтомский писал так: «Моё истинное место – монастырь. Но я не могу себе представить, что придётся жить без математики, без науки. Итак, мне надо создать собственную келью – с математикой, со свободой духа и миром».

Он мечтает стать физиологом. Но согласно законам царской России выпускник духовных учебных заведений не мог поступать на естественнонаучные отделения университетов. Впрочем, можно было поступить на гуманитарный факультет и оттуда уже перевестись, что и сделал Ухтомский. Он проучился год на Восточном факультете Санкт-Петербургского университета, где успешно овладел древнееврейским, ставшим седьмым в его багаже иностранных языков. А через год перевёлся на физико-математический факультет.

«Если не овладеть вовремя зачатками своих доминант, они завладеют нами»

В то время русская школа физиологии была одной из сильнейших в мире, а имена Ивана Сеченова, Ивана Павлова, Владимира Бехтерева были хорошо известны деятелям мировой науки. Алексей Ухтомский выбирает специализацию у профессора Введенского – известного русского физиолога, ученика Сеченова. А в 1911 году защищает магистерскую диссертацию, в которой впервые излагает принцип доминанты, который будет развивать более глубоко в последующие годы.

Под доминантой понимается временное господство определённого возбуждения, при котором формируется очаг повышенной возбудимости нервных центров, в то время как в остальной части нервной системы наблюдается торможение. При таком состоянии человек способен страстно отдаваться какой-либо идее или потребности, забывая обо всём остальном. Например, страстно влюблённый человек легко забывает о чувстве голода, а увлечённый своим делом мастер не чувствует усталости.

А. А. Ухтомский в физиологической лаборатории Санкт-Петербургского университета, 1909 г. Фото: wikipedia.org
А. А. Ухтомский в физиологической лаборатории Санкт-Петербургского университета, 1909 г. Фото: wikipedia.org

Именно доминанты определяют направление и содержание психических процессов. Те или иные доминанты в психике человека могут как возвысить его, так и разрушить. Сам учёный объяснял необходимость осознанного контроля над центрами возбуждения нервной системы: «Если не овладеть вовремя зачатками своих доминант, они завладеют нами. Поэтому, если нужно выработать в человеке продуктивное поведение с определённой направленностью действий, это достигается ежеминутным неусыпным культивированием требующихся доминант».

Читайте также: Лягушки, тело и душа. Иван Сеченов – великий русский физиолог

Именно в таком контроле за превалирующими в мозгу доминантами Ухтомский видел путь для воспитания человека, когда вместо концентрации на себе, то есть эгоизме, он научится ценить самобытность и неповторимость другого человека, понимать его чаяния и нужды. «Настоящее счастье человечества будет возможно только после того, как человек сможет найти в себе способность понимать ближайшего встречного человека как конкретного, ничем незаменимого в природе самобытного существа. Одним словом, когда воспитается в каждом из нас доминанта на лицо другого», – писал учёный.

Он верил, что выработкой определённых доминант можно подчинить процессы физиологии и тем самым ускорить духовное развитие человека. Таким образом, наука и религия в его лице не конфликтовали, а шли рука об руку к одной цели – совершенствованию человека. За время своей научной деятельности Ухтомский провёл множество экспериментов, исследуя механизмы работы нервной системы, чтобы выявить связь между физиологическими процессами в организме и психическими явлениями. Также он внёс вклад в изучение механизмов памяти и обучения, описав, как доминанты влияют на запоминание информации и формирование навыков. Эти разработки легли в основу педагогической психологии.

«Человеком нельзя быть, им можно лишь делаться»

С 1912 года Алексей Ухтомский служит приват-доцентом Санкт-Петербургского университета, читает курс лекций в Психоневрологическом институте. Ни Февральскую, ни Октябрьскую революции 1917 года он не принял, но с горечью писал, что «всё это было предрешено».

Ухтомский уезжает в Рыбинск, где у его семьи был дом. Правда, в конце 1918 года он был национализирован. По ходатайству Петросовета и университета за Ухтомским оставили две комнаты в его бывшем доме, «по размеру и характеру не являющиеся буржуазными». Но это не спасло его от ареста рыбинскими чекистами. После ареста учёного отправили в особый следственный изолятор ВЧК на Лубянке. Находясь в заключении, Ухтомский читал своим сокамерникам лекции по физиологии. А в 1921 году благодаря хлопотам своих друзей и коллег-учёных был освобождён. Тогда же в 1921 году Алексей Ухтомский тайно принимает монашеский постриг под именем Алипий. Так он окончательно выбрал для себя стезю – быть монахом в миру.

Академик Алексей Алексеевич Ухтомский читает лекцию. Фото: Яркипедия
Академик Алексей Алексеевич Ухтомский читает лекцию. Фото: Яркипедия

В 1922 году после смерти своего учителя, профессора Н. Е. Введенского, Ухтомский принял под своё руководство кафедру физиологии человека и животных Петроградского университета. А с 1935 года возглавил основанный им Институт физиологии ЛГУ. В 1932 году учёный награждён премией имени В. И. Ленина, а в 1935 году избирается действительным членом Академии наук СССР.

Когда началась Великая Отечественная война и немецкие войска подходили к Ленинграду, академику Ухтомскому предложили эвакуироваться как ценному учёному, но он отказался, объяснив, что хочет закончить свою работу. Блокада Ленинграда дала огромный материал для его учения о доминанте и выживании людей в экстремальных условиях. Те, кто имел цель и видел смысл своей жизни, выживали, хотя были на грани полного истощения. И наоборот, люди, казалось бы, физически крепкие, но павшие духом, быстро умирали – не от голода, а от страха и депрессии.

Алексей Алексеевич Ухтомский ушёл из жизни в августе 1942 года. Соседи нашли его лежащим в лиловом монашеском подряснике, держащим в руках Евангелие. Одна из его учениц встретила учёного в блокадном Ленинграде незадолго до его смерти. Тогда он поделился с ней половиной своего куска хлеба – как самым ценным, что у него было. «Человеком нельзя быть, им можно лишь делаться», – этому жизненному правилу Алексей Ухтомский следовал всю свою жизнь. Этому же он посвятил свои научные труды, ища пути, как подчинить физиологию высшим потребностям души и служению ближнему.

Читайте также: Знай наших! Илья Мечников. Борьба за иммунитет
Наука
7 млн интересуются