Найти в Дзене

Доработка модели цистерны MODIMIO шаг за шагом

Оглавление

Модель цистерны из четвертого спецвыпуска к журналу "Наши поезда" от издательства MODIMIO в процессе доработки. Модель была анонсирована еще в конце 2023 года, первые ее фотографии (в не окрашенном виде) появились в сентябре-окятбре 2024 года, а зимой она была представлена в полностью готовом варианте.

Весной этого года на нашем канале были опубликованы обзоры данной модели, из которых можно было сделать ряд выводов о качестве сборки и окраски, о деталировке и проработке основных узлов и деталей.

Старт продаж модели намечен на июль 2025 года, поэтому самое время рассказать о том, как можно доработать модель и сделать ее ходовой.

Нужно ли дорабатывать?

Нужно или не нужно дорабатывать модель - личный выбор каждого. Если вы задаетесь вопросом "почему я, купив модель за деньги, должен еще и дорабатывать ее?", то на этот риторический вопрос ответов для вас у меня нет. Дорабатывать фабричные модели приходится часто. И если вы считаете, что доработки требуют только журнальные дешевые модели, то вот вам ссылка на статью по доработке и исправлению дорогих бочек R-land, чья стоимость выше стоимости журнальной модели в пять с половиной раз:

Я отношусь к доработкам как к творческому процессу, который позволяет сделать модель лучше, интереснее, функциональнее и уникальнее. По этой причине мне не составляет трудя разобрать модель и собрать ее в новом обличии. Если вы считаете, что модель не нужно дорабатывать, а нужно просто поставить на полочку как есть - это ваш выбор, который безусловно достоин уважения. Если же вы разделяете мое мнение - дерзайте! А я в этой статье расскажу и помогу вам сделать это быстрее и проще, и не наступать на те грабли, по которым уже прошелся я.

Что будем дорабатывать?

Список доработок можно составить достаточно большой. Все зависит от целей, желания, возможностей и времени, которым вы обладаете. Минимальный объем доработок вытекает из списка недостатков, которыми (при всем том количестве плюсов, что есть у модели) она обременена. Модель стендовая, на пластиковых колесных парах не в стандарте H0, с не рабочими имитациями сцепок, не поворачивающимися тележками, с не верным шрифтом номера и отсутствующими некоторыми надписями на котле, с не верным цветом надписей на раме (черные вместо белых), с излишне толстыми поручнями, толстыми и упрощенными хомутами, с отсутствующими деталями воздушных магистралей тормозной системы.

Для себя я определил следующий список работ, которые нужно провести: доработать тележки, заменить колесные пары, установить рабочие сцепки Kadee, добавить некоторые надписи на котел, заменить поручни на котле, добавить на раму воздушные магистрали тормозной системы, перекрасить раму, нанести на нее новые надписи.

Какие недостатки я решил не исправлять: замена или доработка стяжных хомутов, удерживающих котел на раме, исправление шрифта с номером вагона на котле. От этих доработок я отказался лишь по той причине, что эти работы потребовали бы полной перекраски котла, чего в данном конкретном случае хотелось избежать. Возможно одну и следующих моделей цистерны я захочу полностью перекрасить, и тогда займусь также и исправлением указанных выше моментов.

Доработки шаг за шагом

Определившись с перечнем доработок приступаем к их реализации. Здесь будет дана пошаговая инструкция, в которой некоторые шаги расписаны максимально подробно, другие даны в обобщенном виде. К сожалению, не все этапы на 100% отображены на фотографиях, но ключевые шаги, на которые нужно обратить внимание в основном зафиксированы.

Шаг 1. Разбираем модель

На первом этапе разбираем цистерну на детали и узлы. Тележки спрятаны под распорками узла рычажной передачи. Их нужно срезать. Далее открутить винтики. На данном экземпляре тележки не приклеены (как это встречалось часто на крытых вагонах), поэтому они снялись без дополнительных манипуляций.

-2

Рама приклеена к котлу, но при приложении небольшого усилия снимается. Точки нанесения клея - четыре опоры котла и сливной прибор в центре рамы.

-3

Опоры котла сделаны отдельными деталями. Одна из опор при снятии осталась на раме, три - на котле. Но все детали остались целыми, ничего не сломалось.

Отделяем детали их друг от друга и зачищаем от остатков клея. К счастью его тут не много.

-5

С рамы снимаем детали тормозного оборудования. Из любопытного - тормозные тяги со стороны тележек теперь крепятся к раме (как это обычно сделано у моделей в H0), а не к рычажным передачам тележек (как это сделано у настоящих вагонов). И это хорошо, потому что у полувагона, крытого и хоппера было наоборот и тяги приходилось отрезать. Здесь же их можно оставить - повороту тележки они не мешают.

-6

Детали отделяются не очень хорошо, в основном их приходится срезать с креплений, оставляя часть пластика на раме. Так как в последующем будет перекраска, это не критично. Большая часть деталей сделана неплохо и после доработки будет возвращена на место. Не понравился только грубовато сделанный запасной резервуар (с неприлично толстым креплением). Он, а также расцепители автосцепки, пойдет на замену.

-7

Имитация СА-3 сделана неплохо и для стендовой модели ее имеет смысл оставить как есть. К сожалению, посадочное место для нее не слишком большое, поэтому вставить туда сцепки Kadee не получится. Можно установить китайские аналоги, срезав с них усики, но в таком случае модель не сможет проходить кривые, так как сцепка не будет иметь достаточного хода в горизонтальной плоскости и не будет возвращаться в центральное положение самостоятельно.

-8

Шаг 2. Смываем все лишнее

Лишней в нашем случае является краска на раме. На раму нанесен очень толстый слой грунта (голубого цвета) и краски (по фото выше можно определить масштабы "трагедии"). Создается стойкое впечатление, что рамы на заводе в Китае не красят, а окунают в банку с краской. После смывки деталировка этого элемента цистерны проявляется во всей красе.

Краска с рамы была смыта растворителем №646. В принципе смыть ее можно любым растворителем или ацетоном - тем что есть под рукой. Ни в коем случае нельзя смывать краску с металлических предметов щелочными растворами, каустической содой, кротом и т.д. так как они агрессивны к металлам. В то же время растворители и ацетон не подходят для смывания краски с пластиковых деталей котла, кузова полувагона или крытого вагона. Здесь как раз лучше применить щелочные растворы. Кстати краску с модели полувагона из третьего номера спецвыпуска прекрасно удалил раствор каустической соды, которую можно купить на Озоне.

Шаг 3. Устанавливаем рабочие сцепки

В нашем случае будут установлены оригинальные сцепки Kadee #144 в коробках. Они имеют нижнее расположение хвостовика относительно головки сцепки, а сам хвостовик короткий. Kadee #144 (short underset shank) идеально подходят для моделей с короткой базой, у которых нет возможности подпилить раму. Рамы из пластика и смолы в этом плане проще, так как в месте установки сцепки можно уменьшить в нижней части толщину самой рамы. С металлом возиться не хотелось, поэтому выбор и пал на #144.

Кстати о сцепках Kadee и их видах и классификации на нашем канале была опубликована отдельная статья - переходите по ссылке, чтобы ознакомиться.

-10

Пространство под коробкой сцепки было заполнено пластиком (вклеена пластина нужной толщины, вырезанная по форме углубления в раме). Далее с каждой стороны были проделаны отверстия под винтики толщиной 2 мм. В эти отверстия и будет крепиться коробка Kadee. В моем случае - полуовальная, но и прямоугольная сюда в принципе встает неплохо.

-11

Попутно были установлены новые кронштейны рычагов расцепления автосцепки. Традиционно для своих моделей я использую в этих целях травление от ArtModel.

-12

Кстати, на фото выше видно, что на раме остался родной поручень. Он несколько толстоват, отлит вместе с рамой, но после смывания краски стал тоньше и проявилась деталировка его крепежа к раме. Решено было оставить его как есть и не менять на проволочный. Хотя проволока толщиной 0,4 мм здесь смотрелась бы несомненно лучше.

Шаг 4. Дорабатываем котел

Как было сказано выше, основной лейтмотив при доработке модели заключался в том, чтобы сохранить окраску котла, не перекрашивая его полностью. По этой причине отказался от замены лестниц, хомутов и площадок. Но от замены толстых кривых поручней удержаться не смог и удалил их, поставив на их место самодельные проволочные из стали, покрытой латунью диаметром 0,4 мм.

В нижней части котла в районе уставки тележек были просверлены отверстия диаметром 1,5 мм. При окончательной сборке винты, держащие тележки, будут заменены на более длинные, которые будут держать одновременно и котел на раме.

-14

Шаг 5. Дорабатываем тележки

Тележки оставлены родные. Они сделаны очень даже неплохо, пусть и не предназначены для того, чтобы катать модель по макету, вполне могут использоваться и в этих целях. Для того, чтобы они прослужили дольше, в них были установлены подшипники из стальных бусин диаметром 2 мм, купленных на AliExpress.

-15

С тележек были срезаны триангели, уменьшена высота скользунов (и срезаны штырьки на них), подрезаны выступы в районе осей колесных пар, подрезан узел центрального шкворня.

Подробнее о том, как тележки моделей вагонов MODIMIO доработать и установить в них подшипники, рассказано в недавно опубликованной на нашем канале отдельной статье.

Шаг 6. Покрасочные работы

Рама была перекрашена по двум причинам: неверный цвет надписей (черные вместо белых) и излишне толстый слой краски. После заделки посадочных отверстий (под деталями тормозного оборудования, кронштейнами рычагов автосцепки и т.д.) рама была загрунтована грунтом Mr. Hobby и покрашена краской Tamiya. Цвет подбирался на глаз по фотографии прототипа. Он чуть более темный, чем тот, что был изначально на модели и после перекраски это стало заметно. В то же время из-за эффекта масштаба окрашенная новой краской рама стала смотреться еще темнее, чем хотелось бы. Нужно было все же немного разбавить итоговый цвет белой краской.

-16

Шаг 7. Дорабатываем тормозное оборудование

Доработка вкачает в себя снятие всего ТО, отделение всех деталей, заделку не нужных отверстий для креплений, покраску деталей в черный цвет, установку их на место и добавление не показанных на модели воздушных трубопроводов. Для последних была использована латунная проволока диаметром 0,4 мм. Тормозные тяги заменены на проволоку диаметром 0,6 мм. Воздушный резервуар заменен на аналогичный, напечатанный из фотополимера, производства SIN models. Остальные детали показались в целом приемлемыми, были немного подрезаны и подчищены в местах стыка пресс-форм и возвращены на свои места. Все работы по установке деталей ТО производились уже на перекрашенной раме после ее полного высыхания.

Шаг 8. Нанесение декалей

Комплекты декалей для цистерны Модимио пока еще не выпущены производителями, зато подходящие надписи нашлись в комплектах, сделанных Кириллом Хаустовым к наборам для самостоятельной сборки моделей аналогичных цистерн от студии "Макетно". (Когда-то Кирилл прислал мне по одному экземпляру каждого варианта декалей для разных бочек "Макетно", за что ему огромное спасибо!)

В наборах с декалями от Кирилла и в запасниках не нашлось только надписей о собственнике и арендаторе вагона (Сберлизинг и Газпромтранс соответственно). Поэтому модель так и осталась "бесхозной" и "ничейной". Зато получила логотип РЖД, даты КР, ДР, ТО, ГИ и осмотра тормозной системы (не совпадающие, впрочем, с оригиналом), и еще кое-что по мелочи. Самым сложным оказалось подобрать подходящие по датам и шрифтам надписи. Идеально не получилось, но определенно стало лучше.

Шаг 9. Устанавливаем оставшиеся детали

В кронштейны расцепителей вставляем рычаги - для этого использована черная латунная проволока диаметром 0,4 мм. На свое место возвращаем сливное устройство цистерны. Попутно исправляем некоторые косяки в окраске, замеченные в процессе окончательной сборки. Делаем это той же краской, нанося ее аккуратно тонкой кисточкой.

Устанавливаем на свои места сцепки Kadee. Убираем винтики, использовавшиеся для закрепления рамы и модели в процессе работ с покраской и сборкой и заменяем их на новые чистые и красивые черные.

-20

Устанавливаем на место тележки, предварительно смазав шкворневой узел той же смазкой Roco, которая была использована для смазки подшипников в буксах тележек (подробнее про смазку можно почитать в статье про доработке тележек по ссылке выше).

-21

После окончательной сборки модели еще раз проверяем на шаблоне высоту сцепок, чтобы убедиться, что всё встало на свои места: и колесные пары, и тележки, и сцепки.

-22

Шаг 10. Запускаем покатушки модели на макете

Чтобы убедиться что модель катается исправно, проверяем ее на макете или на отрезке рельсового полотна. Модель должна свободно проходить радиусы от R2 и выше, сцепки должны соединяться легко в одно касание.

Все хорошо - можно устраивать покатушки!

Или просто ставим модель на стенд, чтобы снять ее со всех сторон на фото:

И видео:

Понравилась статья? Напишите свои замечания к данной публикации и к проделанной работе. Или задайте интересующие вас вопросы в комментариях или в нашем телеграм-чате (ссылки ниже). И не забудьте поставить лайк и подписаться на канал - мы публикуем для вас все самое доработанное в мире отечественного ЖД моделизма!

Присоединяйтесь к нам в ВК: vk.com/rail38

Подпишитесь на наш Телеграм-канал: t.me/rail38

Общайтесь с нами в нашем Телеграм-чате: t.me/rail38chat