*НАЧАЛО ЗДЕСЬ.
Глава 28.
После этого Толик больше не показывался возле педучилища, чему Лида с Машей радовались больше, чем наступавшей весне. А в конце апреля на курсе новость стали обсуждать – Инна отчислилась, и документы за неё приехала оформлять мама.
Болтали разное – якобы красавица Инна очень удачно вышла замуж и уехала в Москву, или в Ленинград, а кто-то вообще рассказывал, что им с мужем оформили заграничную командировку. Ну, и прочие слухи ходили, только Маша с Лидой не особо слушали, некогда было – на носу конец учебного года. Так, между собой обсуждали иногда.
- Я думаю, тут без Тольки точно не обошлось! – хмурилась Маша, - Ты посмотри, на кого Тоня стала похожа, я её недавно встретила, как тень ходит! Моя мама сказала, что Тоня взяла академку, не учится пока. На работу её мать устроила, на год, в конторе кем-то. Теперь вот и Инна… Может её уже вообще и в живых нет, утопил в каком-нибудь болоте, с него станется!
- Ты что, тогда бы расследование было, я думаю! – испуганно говорила Лида, - Если бы Инна пропала, её бы точно стали искать!
- Ну да. Тут я хватила. Хотя, я думаю, что этот Толька может что угодно придумать, и вывернется!
Потом начались итоговые экзамены, и всем стало не до того, чтобы обсуждать чужие дела. Лида грустно думала, что до приезда Миши ещё почти два месяца, как же это долго!
Но зато в скором времени ждали домой Ваню, вроде бы и долго, но вот уже и пролетели три года. Ваня и Маша назначили свадьбу на август, а в сентябре он уедет в школу мичманов, учиться. Маша останется дома, тоже будет заканчивать учёбу, чтобы потом вместе с мужем отправиться к месту службы.
- И ты тоже с Мишей поедешь куда-нибудь, - говорила мечтательно Маша, - Может быть, рядом где-нибудь окажемся! Как бы хорошо было! Не знаю, как я буду без тебя!
Лида тоже не представляла, как она останется здесь без Маши, а ей ещё долго придётся ждать своего Мишу – ему учиться долгих четыре года…
Лиде окончание первого года было не в тягость, несколько предметов она сдала «автоматом», остальные на «отлично», учёба вообще давалась ей легко, она ещё Маше помогала. И вот наконец долгожданные каникулы! Прибрав всё в комнате общежития, девочки попрощались до осени с комендантом и счастливые поспешили на автобус до своей родной Ивановки.
Лида не стала сидеть в каникулы дома, хоть Настя с отцом и уговаривали её отдохнуть, но Лида всё же пошла работать. Что сидеть дома, Лена уехала в пионерский лагерь, а валяться на кровати с книжкой Лида не хотела.
В совхозе всегда нужны руки, вот и Лида попала в бригаду по прополке, все здесь были почти ровесники, такие же студенты, как сама Лида, приехавшие домой на каникулы. Весело было работать, смеялись, шутили, рассказывали разные истории, пока в самый зной отдыхали в берёзовой роще, на краю поля.
Однажды Лида встретила возле совхозной конторы Ирину, мать Толика, и эта встреча поразила её до глубины души. Вроде бы вот совсем недавно та прибегала к ним на двор и костерила Лиду почём зря, за своего сыночка. Яркая помада, накрученные и выкрашенные в модный цвет волосы...
А теперь перед Лидой предстала худая, высохшая женщина, под светлой косынкой виднелись проплешины, кожа на лице стала какой-то сероватой, и вообще вид у Ирины был болезненный, измождённый.
- А, и ты тут! – проскрипела Ирина, увидев Лиду, и поджала губы, - Гляди-ка, какая стала! Обтянулась футболочкой, не стыдно?! Тьфу! Ходишь тут, перед женатыми мужиками хвостом своим вертишь! Гляди, доиграешься, бабы ихние тебя такую терпеть не станут! Повыдерут тебе патлы!
- Вам, я вижу, уже повыдрали! Кто бы говорил! – выпалила Лида и кинулась бежать по тропке, не слушая оглушительный ор за спиной.
Потом шла и думала, что же такое стало с Ириной? Ведь была она красивой женщиной, этого не отнять, хоть и портила сама себя выходками и красной помадой. А через пару недель Лида узнала, что Ирину увезли в городскую больницу, ей стало плохо прямо на работе, и пока никто не знает, что же за болезнь с ней приключилась.
Лида шла с поля вместе со своей бригадой, ребята растянулись по дороге, устало переговариваясь после рабочего дня. Обсуждали танцы, которые будут в пятницу в клубе, и новую кинокартину, Лида шла с Оксаной Ведерниковой, та была на год моложе Лиды и только закончила школу, собиралась тоже поступать в педучилище и теперь расспрашивала Лиду про жизнь и учёбу там.
Они шли последними, не торопясь шлёпали босыми ногами по мягкой пыли, покрывшей грунтовую дорогу, идущую от шоссе вдоль полей до самого села. Жаркий день закончился, от реки, что за берёзовой рощей, лёгкий ветерок приносил прохладу, хотелось искупаться.
- Смотри, как пылит, - обернувшись, сказала Оксана, от шоссе медленно ползла светлого цвета «Волга», - Давай на другую сторону перейдём, а то сейчас вся пыль на нас полетит, вон чего поднял!
- Куда идём, девчата? – водитель «Волги» притормозил возле девушек, высунув в окно локоть в белоснежной рубашке.
Лида узнала его и почему-то даже не удивилась. Толик насмешливо рассматривал усталых после прополки девушек, не стесняясь, задерживал взгляд на формах Оксаны.
- С работы, что ли? Садитесь, я в село, подвезу вас.
- Нет, мы сами дойдём, - твердо сказала Лида и взяла Оксану за руку, та уже хотела открыть пассажирскую дверь машины и усесться на широкое сиденье, - Поезжай.
- Да ладно тебе, чего ты дичишься. Сама не хочешь, так подруге не указывай, что ей делать! Девушка, не слушайте эту сумасшедшую, она вам такое про меня расскажет! Я Толя Панасенко, я же в здешней школе учился, вы, наверное, помните меня?
- Я сказала, мы сами дойдём! – повторила Лида и дёрнула Оксану за руку, та в растерянности стояла рядом и не понимала, что с Лидой.
- Ну, как хотите! – пожал плечами Толик и прибавил газу, машина скрылась в облаке пыли.
- Ты чего? Доехали бы сейчас, вон ещё сколько топать! А Толик, наверное, приехал, потому что мать у него в больницу увезли. Говорят – рак. Хотя, может и врут, - рассуждала Оксана, устало вздыхая, - Зря ты, эх, я бы прокатилась с ветерком, ноги гудят.
- Держись от него подальше! Мы с тобой сейчас тропкой пройдём, не так и далеко идти, вон, ребята уже на тропу свернули! А этот… не знаю, зачем он приехал, но ничего хорошего от него не жду!
- Я слышала, что он с Тоней Парамоновой встречался, - прошептала Оксана, - Она даже замуж за него собиралась, так говорили. Ты что-то знаешь про них, почему расстались то? Тоня же даже из-за него…
- Говорили. Много чего говорили, но что там правда – одна Тоня знает. Ладно, идём наших догонять.
После этой встречи Лидино настроение испортилось, и даже погода не радовала, словно где-то на горизонте всё время маячила серая грозовая туча и портила солнечный день.
- Мы же в кино собирались, что же, из-за этого крысёныша теперь никуда не ходить? – возмутилась Маша, когда вечером Лида рассказала ей о встрече на дороге и отказалась идти в клуб.
- Да не из-за него, просто… вот знаешь, я вроде бы и до этого уставала на прополке, но сегодня как будто три поля прошла, так устала!
- Ладно, давай дома посидим, - вздохнула Маша, она понимала подругу.
Сама Маша в поле не работала, отец не разрешал и велел отдыхать после учёбы, да и дома работы хватало, но всё же Маше было немного стыдно перед подругой – она с работы, не сидела дома весь день.
Они сидели на скамейке возле палисада и тихонько говорили про разное, летний вечер разливался по улицам, тонкой дымкой тумана наползая из низины. Пахло сеном и флоксами, которые росли у Насти в палисаднике, она их очень любит.
- Вон, уже и после кино расходятся, слышишь, возле клуба голоса, - сказала Маша, - Тебе тоже пора уже на боковую, это я, бездельница, дома сижу. А тебе рано утром на работу!
- Идём, провожу тебя немного, - вздохнула Лида, она в самом деле устала, чувствовала себя разбитой.
- Да тут недалеко, через три дома, - рассмеялась Маша, - Чего ходить! Иди домой. Пока, до завтра.
Маша пошла к своему двору, а Лида стояла у своей калитки, ждала, пока подруга скроется за своим забором. Вот что за человек, этот Толик? Из-за него одного так стало неуютно в родном селе, лучше бы не приезжал.
- Идём прогуляемся? – Толик возник из темноты как раз в тот момент, когда Лида отворила свою калитку, - Едва дождался, пока твоя подружка уйдёт! Идём, уже темно, никто не узнает, с кем ты гуляла, подумают, что с Машкой. Поболтаем! Я давно тебя не видел, соскучился!
- Ты что, подружка мне что ли, болтать с тобой, - устало ответила Лида, - А я вот по тебе не скучала, хорошо было, пока ты не приехал.
- А я рад тебя видеть! Приехал не к тебе, конечно, по делам, но ехал с радостью, знал, что тебя встречу. Что, в совхозе пашешь? Это ты зря, так скоро состаришься. Я бы мог тебя в городе получше устроить, с перспективой! Вон, посмотри, что с моей матерью стало! Так что, идём, до речки пройдёмся?
- Да отстань ты, Толя, что тебе от меня надо?! Шёл мимо, так и иди! Гулять с тобой я не пойду.
- Боишься? Да ты не бойся, я ничего с тобой не сделаю, хотя… честно признаюсь, очень хочется! Ты красивая, всё как я люблю! А скажи, - Толик шагнул к самой калитке и попытался взять Лидину руку, но та её отдёрнула, - Мишка-то тебя уже того… распечатал? Если нет, то я… могу заплатить за это… обожаю свежак!
Звонкая пощёчина эхом отскочила в вечерний сумрак, Толик схватился за щёку, потом рванул на себя калитку, но тут на крыльце показался Лидин отец. Всматриваясь в темноту и закрываясь ладонью от лампочки в сенях, он спросил:
- Лида! Ты там с кем?
- Анатолий пришёл позвать меня прогуляться к реке, - ответила Лида, с усмешкой глядя на отступившего от калитки Толика.
- Вон как! Толик, я могу с тобой до речки-то прогуляться, а? Идём? Заодно макну тебя в воду пару раз, чтоб хоть немного в чувство привести! – Семён сбежал с крыльца и подошёл к забору, - А ну, паршивец, пошёл отсюда! Еще раз тебя возле Лиды увижу, отхожу так, что будешь долго гипс носить да почёсываться!
- Чего вы, дядька Семён! Мы ж с вами свои люди! – насмешливо сказал Толик, на всякий случай отступив подальше, - Мы ж родня с вами, или забыли, как меня просили вас отцом звать?! Ну, Лида, нет так нет. Как хочешь! Но моё предложение в силе!
Толик поспешно скрылся в проулке, темнота поглотила его худощавую фигуру, Семён обнял Лиду за плечи, руки его дрожали.
- Доиграется он, - тихо сказал Семён, - Мне что, я уж пожил… утоплю в болоте, не найдут…
- Пап, ты что! О такую грязь пачкаться! Сам он найдёт себе горя, вот увидишь!
До этого дня Лида спала с распахнутым окном в своей спальне. А в эту ночь закрыла, и шторкой задёрнула.
Продолжение здесь.
От Автора:
ВНИМАНИЕ, Друзья! Рассказ будет выходить ежедневно, КРОМЕ ВОСКРЕСЕНЬЯ, это временная схема публикации, как только я улажу некоторые свои дела, вернусь к ежедневной публикации рассказа.
Итак, рассказ выходит шесть раз в неделю, в семь часов утра по времени города Екатеринбурга. Ссылки на продолжение, как вы знаете, я делаю вечером, поэтому новую главу вы можете всегда найти утром на Канале.
Навигатор по каналу обновлён и находится на странице канала ЗДЕСЬ, там ссылки на подборку всех глав каждого рассказа.
Все текстовые материалы канала "Счастливый Амулет" являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем. Коммерческое использование запрещено.
© Алёна Берндт. 2025