Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. "Чрезмерный" КВ-3, 1940

К концу 1940 года в Советском Союзе всё отчётливее осознавали необходимость создания новых тяжёлых танков, способных не только преодолевать оборонительные полосы, но и уверенно противостоять будущим образцам бронетехники вероятного противника. Опыт проектирования КВ-1 показал перспективность мощного бронирования и вооружения, но вместе с тем выявил и пределы развития базовой конструкции. В этих условиях было принято решение о создании принципиально нового тяжёлого танка - КВ-3. Он должен был превзойти всё, что до этого производилось, стать машиной другого масштаба: с мощной лобовой бронёй, серьёзным калибром и улучшенной живучестью. В этой публикации мы рассмотрим историю его разработки, конструктивные особенности, причины, по которым он не дошёл до серийного производства, и место, которое КВ-3 занял в общей эволюции советского танкостроения. История создания тяжёлого танка КВ-3 - это отражение устремлений советского танкостроения начала 1940-х годов, оказавшихся на стыке военных амбиц
Оглавление

К концу 1940 года в Советском Союзе всё отчётливее осознавали необходимость создания новых тяжёлых танков, способных не только преодолевать оборонительные полосы, но и уверенно противостоять будущим образцам бронетехники вероятного противника. Опыт проектирования КВ-1 показал перспективность мощного бронирования и вооружения, но вместе с тем выявил и пределы развития базовой конструкции. В этих условиях было принято решение о создании принципиально нового тяжёлого танка - КВ-3. Он должен был превзойти всё, что до этого производилось, стать машиной другого масштаба: с мощной лобовой бронёй, серьёзным калибром и улучшенной живучестью. В этой публикации мы рассмотрим историю его разработки, конструктивные особенности, причины, по которым он не дошёл до серийного производства, и место, которое КВ-3 занял в общей эволюции советского танкостроения.

Тяжёлый танк КВ-3 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Тяжёлый танк КВ-3 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

История разработки и создания

История создания тяжёлого танка КВ-3 - это отражение устремлений советского танкостроения начала 1940-х годов, оказавшихся на стыке военных амбиций, ограниченных технологическим уровнем времени, и стремительного нарастания угрозы войны. Его проектирование шло в условиях стратегической неопределённости и поиска ответа на гипотетические угрозы, которые, как тогда казалось, требовали танка с небывалыми боевыми качествами.

Проект КВ-3 появился не на пустом месте. В 1939–1940 годах в СССР уже шли работы над тяжелыми машинами серии КВ: КВ-1 и КВ-2, отличавшимися мощной бронёй и вооружением, но имевшими массу эксплуатационных и конструктивных недостатков. Тем не менее, успехи в Финляндии и общий энтузиазм по поводу тяжёлых танков подтолкнули советское командование к мысли о необходимости дальнейшего наращивания броневой защиты и огневой мощи. В январе 1941 года Наркомат обороны утвердил требования к новому тяжёлому танку, получившему индекс «КВ-3». Он должен был заменить КВ-1 как основной тяжёлый танк РККА, при этом значительно превосходить его по всем показателям.

Изначально КВ-3 планировался как дальнейшее развитие КВ-1 с усилением брони и вооружения. Но в условиях «гонки брони» его проект быстро перерос в самостоятельную машину нового класса. В марте 1941 года был утверждён проект танка массой до 68 тонн, с лобовой бронёй до 120 мм и 107-мм пушкой ЗиС-6 разработки В. Г. Грабина. Бронирование танка должно было защищать его от всех существующих противотанковых средств, а мощное орудие - поражать любую вражескую технику на дальностях более километра.

Проектированием занималось КБ ЧКЗ под руководством Ж. Я. Котина. Танк должен был получить более мощный дизельный двигатель М-40 (по другим данным - М-40Ф), четырёхтактный V-12 с суммарной мощностью до 1200 л.с. Кроме того, предусматривалась установка модернизированной трансмиссии и усиленного шасси. КВ-3 стал логическим продолжением опыта, накопленного в ходе проектирования и выпуска КВ-1 и КВ-2, но уже в куда более массивном исполнении. Для компенсации роста массы планировалось внедрение 8 катков с каждой стороны и удлинённого корпуса. Башня была абсолютно новой - массивной, многогранной формы, с широкими возможностями по размещению орудия и боекомплекта. По проекту экипаж танка должен был состоять из 6 человек.

Макет корпуса КВ-3. Фотография в свободном доступе.
Макет корпуса КВ-3. Фотография в свободном доступе.

К середине весны 1941 года была построена часть элементов корпуса и шасси, подготовлены компоненты двигателя и трансмиссии. Тем не менее, сборку опытного образца тормозили нехватка времени, перегруженность завода и стремительное развитие политической обстановки. Начало Великой Отечественной войны в июне 1941 года внесло свои коррективы. С началом войны все силы были переброшены на массовое производство уже освоенных моделей: КВ-1 и Т-34. Работы над КВ-3 были официально приостановлены. Сам проект признали чрезмерно трудоёмким, а его реализация - не соответствующей требованиям военного времени, где на первый план выходили простота производства, ремонтопригодность и мобильность.

Тем не менее, элементы проекта КВ-3 в дальнейшем легли в основу более тяжёлых танков, таких как КВ-4 и КВ-5, а также повлияли на развитие ИС-серии, где нашли отражение идеи усиленного бронирования, мощного вооружения и переработанной трансмиссии.

Описание конструкции

Главной задачей конструкторов было создание тяжёлого танка с тяжёлым вооружением, неуязвимого для распространённых систем противотанкового вооружения армий вероятного противника, при этом смертельно опасного для любых целей на поле битвы.

Бронированный корпус и башня

Проект КВ-3 создавался в условиях стремительного нарастания требований к защите танков - в первую очередь со стороны артиллерийских средств противника. Корпус машины проектировался с учётом накопленного опыта по танкам КВ-1 и КВ-2, но с расчётом на значительно более серьёзное лобовое и круговое бронирование. На раннем этапе разработки толщина брони составляла 90 мм, но уже в ходе уточнений проекта она была увеличена до 115 мм во лбу корпуса и до 120 мм на лбу башни. К 1941 году это делало КВ-3 практически неуязвимым для большинства противотанковых пушек того времени, включая немецкие 37-мм и 50-мм образцы. Боковая проекция корпуса получила 75-мм защиту, а корма - до 60 мм, что обеспечивало всестороннюю защиту даже от снарядов среднего калибра. Корпус сохранял характерную для серии КВ коробчатую форму с вертикальными бортами и относительно горизонтальной крышей. Он изготавливался из катаных бронелистов, соединённых сваркой, а в некоторых местах - болтами и шпонками. Конструкция позволяла обеспечить не только защиту, но и технологичность производства, что имело значение при потенциальной постановке в серию.

Чертёж-схема тяжёлого танка КВ-3. Изображение в свободном доступе.
Чертёж-схема тяжёлого танка КВ-3. Изображение в свободном доступе.

Башня имела округлую форму с улучшенной баллистикой и бронированием толщиной до 115 мм. Башня КВ-3 проектировалась новой - литой конструкции, с утолщёнными стенками и увеличенным внутренним объёмом. Причём борта её имели довольно большой угол наклона, что повышало защиту от попаданий вражеских снарядов. Она должна была вмещать не только расчёт, но и массивное вооружение, которое планировалось установить в рамках модернизации огневой мощи танка. Башня имела округлые формы, в отличие от "ящичной" башни КВ-2, что должно было улучшить рикошетирование снарядов. Обзорность оставалась проблемной: как и у других тяжёлых танков того времени, количество смотровых приборов было ограниченным, что компенсировалось высокой живучестью.

Вооружение

Главной задачей КВ-3 было не просто выдерживать удары, но и самому наносить разрушительные удары по вражеской технике и укреплениям. Вариантов вооружения рассматривалось несколько. На раннем этапе шла речь о 85-мм пушке Ф-30, но уже к середине 1941 года было принято решение установить 107-мм пушку ЗиС-6 разработки конструкторского бюро В. Г. Грабина. Эта пушка по мощности превосходила всё, что было тогда на вооружении Красной Армии. Она обладала баллистикой, сравнимой с полевой артиллерией, и была способна поражать не только бронетехнику, но и долговременные укрепления, что придавало танку функции прорыва вражеских оборонительных полос.

Один из опытных образцов танка КВ с малой башней, вооружённый 107-мм пушкой ЗиС-6. Фотография в свободном доступе.
Один из опытных образцов танка КВ с малой башней, вооружённый 107-мм пушкой ЗиС-6. Фотография в свободном доступе.

Установка столь мощной пушки потребовала серьёзной переработки башни, увеличения внутреннего пространства и усиления креплений. Кроме того, её откатный механизм занимал значительное пространство. Боекомплект должен был включать порядка 35–40 выстрелов раздельного заряжания, что осложняло работу экипажа, особенно в условиях боя. Спаренный пулемёт ДТ-29 размещался традиционно, в паре с пушкой, а ещё один - в корме башни или в лобовом листе корпуса, в шаровой установке. В ряде описаний упоминается возможность установки зенитного пулемёта на крыше башни, но документального подтверждения этой модификации нет. Конструкторы исходили из того, что КВ-3 будет работать как средство подавления вражеских точек, а не как маневренная машина.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Масса танка превышала 65 тонн, и в связи с этим стандартные моторы, применявшиеся на КВ-1, уже не подходили. Был выбран дизель В-2СН - модернизированный вариант знаменитого В-2, форсированный до 850 лошадиных сил. Однако даже этой мощности было на грани достаточно, чтобы обеспечить удовлетворительную подвижность. Разгон танка до 35 км/ч по шоссе казался возможным, но на практике такие показатели могли быть достигнуты лишь на идеально ровной поверхности. В реальности же, разогнать машину до 30 км/ч было той ещё задачей, и то, только по шоссе или ровному твёрдому грунту. В условиях пересечённой местности скорость могла бы составлять не более 15-17 км/ч. Расход топлива, как и у всех тяжёлых машин, оставался высоким, что ограничивало радиус действия без сопровождения топливозаправщиков.

Трансмиссия осталась механической, с многодисковым главным фрикционом и механической коробкой передач с несколькими диапазонами. Проблемы с надёжностью трансмиссий были хроническими для всей серии КВ, и КВ-3 не стал бы исключением - слишком большая нагрузка передавалась на узлы и агрегаты. Разработка новых коробок передач не успела завершиться, и в случае начала серийного производства КВ-3, скорее всего, использовал бы уже знакомые по другим КВ элементы, что, впрочем, означало высокие риски отказов.

Ходовая часть включала в себя по семь опорных катков с каждого борта. Конструкция гусениц - широких, с усиленным грунтозацепом - позволяла относительно равномерно распределить давление на грунт, но и создавала сложности при ремонте и транспортировке. Подвеска - торсионная, как и у других представителей серии. Подвеску усилили в расчёте на большую массу, но реальная её надёжность в боевых условиях осталась неизвестной - КВ-3 так и не был испытан в полной мере.

Заключение

Столь резкий переход к заключению хотелось бы объяснить тем, что выпущено было всего “полторы штуки” танков КВ-3. Один из них, комплектный, убыл на фронт - далее его местоположение для меня оказалось потерянным, ещё один корпус и башня были эвакуированы в Челябинск. Однако в серию он не пошёл - и тому было немало причин. Основными считались чрезмерная масса, сырость конструкции, перегруженность трансмиссии, отсутствие готовых производственных мощностей, переориентация на более массовые танки и начало Великой Отечественной войны, которая изменила приоритеты в пользу упрощённых и серийно производимых машин.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.