Пассажиры в главном аэропорту Молдовы на днях стали свидетелями странной картины: на перроне стоял Airbus A320 в юбилейной ливрее Czech Airlines, посвященной 100-летию чешского авиаперевозчика.
Более того, этот самолет с чешской регистрацией OK-HEU выполняет регулярные рейсы из Кишинева. Но ведь Czech Airlines фактически не существует как авиакомпания. Что же происходит на самом деле?
Призрак Czech Airlines
Czech Airlines — некогда гордость Чехии и одна из старейших авиакомпаний Европы, основанная в 1923 году, в последние годы переживала сложные времена. После финансовых проблем и масштабной реструктуризации перевозчик сократил флот и маршрутную сеть практически до нуля, а в 2024 году и вообще прекратил полеты и теперь существует лишь формально.
Тем удивительнее видеть борт A320 OK-HEU в классической ливрее Czech Airlines, который работает в кишиневском аэропорту и перевозит пассажиров. Для наблюдательного путешественника — это ребус.
Кто на самом деле управляет самолетом?
Разгадка — в сложной схеме аренды самолетов и соглашений, типичной для современной авиации.
Этот самолет принадлежит Smartwings, чешскому чартерному авиаперевозчику, который специализируется на доставке пассажиров на курорты. В 2018 году компания Smartwings получила контроль над Czech Airlines, а затем постепенно остановила ее деятельность, забрав оставшиеся самолеты себе.
Сейчас Smartwings сдает борт OK-HEU в аренду авиакомпании FlyOne — амбициозному молдавскому лоукостеру, который быстро расширяется. FlyOne не владеет большинством своих самолетов, активно применяя модель мокрого лизинга — аренду самолетов вместе с экипажем, техобслуживанием и страховкой.
Таким образом, самолет в ливрее Czech Airlines в Кишиневе на самом деле принадлежит Smartwings и выполняет рейсы по заказу FlyOne. Просто ливрея осталась от прежней жизни.
Почему самолет не перекрасили?
Хотя аренда самолетов между авиакомпаниями — обычная практика, в большинстве случаев ливрея меняется или хотя бы частично брендируется логотипами нового оператора. Это необходимо для ясности и маркетинга.
Но перекраска затратна и требует времени. А в условиях жесткой конкуренции и стремления снизить издержки, особенно у лоукостеров, на внешность часто закрывают глаза.
В данном случае, Smartwings, по всей видимости, решил оставить ливрею Czech Airlines на фюзеляже, поскольку авиакомпания имеет давнюю историю. В Европе существует только несколько авиаперевозчиков, которые были основаны более 100 лет назад.
Авиапутешествия — теперь это ребус
История с A320 OK-HEU могла вызвать разные мысли у внимательных пассажиров: «Неужели Czech Airlines снова летает?», «Это код-шер?», «Я попал в прошлое?».
Ответ проще: это просто аренда. Но случай все же показательный, и он демонстрирует, насколько глобальной и многослойной стала авиационная отрасль. Сегодня чешский самолет в ливрее мертвого бренда, управляемый одной авиакомпанией и арендованный другой, перевозит пассажиров в Восточной Европе под чужим именем.
Так что в следующий раз, когда вы увидите знакомый логотип на фюзеляже, не спешите радоваться — возможно, он уже давно не тот, за кого себя выдает.
Источник: avianews
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале