Найти в Дзене

Про старый Ставропольский аэропорт

Современный ставропольский аэропорт располагается на своём месте с октября 1962 года. До этого времени, с 1939 года аэропорт располагался на восточной окраине города, в районе Туапсинки, там, где сейчас находится туберкулёзный диспансер. Штаб, агентство, гостиница, клуб и бухгалтерия находились в центре города по ул. Голенева, 30. На аэродроме поначалу помещения состояли из нескольких самолётных ящиков и единственного глинобитного одноэтажного здания под черепичной крышей. В нём размещались кабинет командира отряда, штурманская и лётная комнаты, радиоаппаратная и авиаметеорологическая служба. Грунтовая полоса имела длину 2000 метров. Из средств навигации и захода на посадку имелась одна отдельно стоящая не в створе ВПП приводная радиостанция.

До 1940 года в 220-м авиаотряде числилось 30 единиц летательных аппаратов: самолёты АИР-6, Сталь-2, Сталь-3 и У-2. Пассажирские регулярные рейсы из Ворошиловска (так в те годы назывался Ставрополь) в те годы выполнялись в города Кизляр, Прикумск (ныне Будённовск), Черкесск.

Первое здание аэропорта 1939 года постройки. Фото 1957 г.
Первое здание аэропорта 1939 года постройки. Фото 1957 г.

С первых дней Великой Отечественной войны весь личный состав и парк самолётов Ворошиловского авиаотряда были мобилизованы на фронт. Отрядом выполнялись задачи по разведке фронтовой обстановки и погоды, полёты в целях управления и связи, к партизанам для доставки боеприпасов, продовольствия и вывоза раненых и др. А когда в июле – августе 1942 года фронт стал подходить вплотную к краю, командованием было принято решение исправные самолёты перебазировать в тыл, а неисправные сжечь. Неисправные самолёты сожгли в Пятигорске. Технический состав и авиаимущество отправили в Баку по железной дороге.

21 января 1943 года советские войска освободили от немцев краевой центр, что дало возможность Азербайджанскому управлению ГВФ (в которое тогда входил и ставропольский отряд) расположить в Ставрополе звено из пяти самолётов У-2, одного ПР-5 и двух Р-5. А в конце 1946 года из армии «демобилизовали» ещё 15 самолётов.

Работники ставропольского авиаотряда отряда Царевский, Погодина, Карелин на фоне самолёта По-2. Фото из книги «Орлиное племя Ставрополья»
Работники ставропольского авиаотряда отряда Царевский, Погодина, Карелин на фоне самолёта По-2. Фото из книги «Орлиное племя Ставрополья»

К 1947 году флот отряда состоял из самолётов По-2, Р-5, Щ-2 и грузового двухмоторного самолёта ПС-7. Одним из приоритетных направлений в ГВФ на Юге Советского Союза было применение авиации в сельском хозяйстве. Ставропольские самолёты интенсивно опыляют посевы, работают с геологами по разведке нефти и газа, в горах Кавказа медь.

Нехитрое хозяйство аэропорта, конец 50-х годов. Фото из коллекции А.К. Кутепова
Нехитрое хозяйство аэропорта, конец 50-х годов. Фото из коллекции А.К. Кутепова

В 1952 году в Северо-Кавказском управлении ГВФ, где теперь числилась авиация Ставрополья, создан 83-й лётный отряд, который просуществовал 40 лет и стал впоследствии структурным подразделением Ставропольского ОАО. В 1954 году отряд пополняется новыми современными самолётами Ан-2, а устаревающие довоенные машины потихоньку уходят на «пенсию».

По-2С в аэропорту Ставрополь, 1956 или 1957 г.
По-2С в аэропорту Ставрополь, 1956 или 1957 г.

В середине пятидесятых годов отрядом возобновляется сеть пассажирских авиалиний. Из Ставрополя выполняются почтовые и пассажирские рейсы в города и сёла: Башанту (ныне Городовиковск), Воронцово-Александровское (ныне Зеленокумск), Клухори (ныне Карачаевск), Молотовское (ныне Красногвардейское), Прикумск (ныне Будённовск), Пятигорск, Степное (ныне Элиста), Черкесск.

Из центра города в аэропорт ходил автобус маршрута номер 8. ЗиС-155 8 маршрута на конечной в аэропорту, вторая половина пятидесятых годов
Из центра города в аэропорт ходил автобус маршрута номер 8. ЗиС-155 8 маршрута на конечной в аэропорту, вторая половина пятидесятых годов
Вот таким был подъезд к аэропорту в распутицу. Фото из коллекции А.К. Кутепова
Вот таким был подъезд к аэропорту в распутицу. Фото из коллекции А.К. Кутепова

В 1956 году в 83-й отряд поступает новая техника: самолёты Як-12, вертолёты Ми-1 и Ми-4. А в 1959 году в отряд поступили два самолёта чехословацкого производства Л-60 «Бригадир» - единственные в ГВФ, они эксплуатировались только в Ставрополе.

Самолет Aero L-60 Brigadýr СССР-14340 в аэропорту города Ставрополя, 1960 год. Фото из книги «Орлиное племя Ставрополья».
Самолет Aero L-60 Brigadýr СССР-14340 в аэропорту города Ставрополя, 1960 год. Фото из книги «Орлиное племя Ставрополья».

Вертолётов Ми-1 поначалу было 5 штук, а Ми-4 – 1. В 1958 году Ми-4 передали из Ставрополя в Сочи.

Вертолёт Ми-1 на поле ставропольского аэропорта, конец пятидесятых годов
Вертолёт Ми-1 на поле ставропольского аэропорта, конец пятидесятых годов

В 1960 году в Ставрополь поступают вертолёты Ка-15, УКа-15 и Ка-18.

Ка-15 и командир звена Е.И. Царевский (в фуражке), 1960 г. Фото из архива Международного аэропорта «Ставрополь»
Ка-15 и командир звена Е.И. Царевский (в фуражке), 1960 г. Фото из архива Международного аэропорта «Ставрополь»

Пассажирский рейс, соединявший Ставрополь с Москвой появился уже в конце пятидесятых годов. Сначала это был проходящий рейс №259/260 Москва (Быково) – Воронеж – Ростов на Дону – Ставрополь – Грозный. Он выполнялся на самолёте Ли-2, время в пути от Москвы до Ставрополя составляло 7 часов 15 минут. Кроме того, по словам ветеранов авиапредприятия, для Ставрополя в каждом рейсе выделялось всего 6 пассажирских мест. Очень мало даже по тем меркам, не говоря о современных.

21 мая 1959 года был открыт прямой рейс Ставрополь – Москва. Его выполнял Ил-14 Ростовского авиапредприятия. В пути рейс совершал две промежуточные посадки: в Ростове на Дону и Воронеже, время в пути сократилось до 6 часов с минутами. Но уже в 1960 году конфигурацию московского рейса изменили. Теперь пассажиры, прибывавшие из Ставрополя в Ростов на Ил-14, пересаживались там на Ан-10 и далее летели в Москву без посадки. Таким образом, время в пути был значительно сокращено.

В 1961 году в расписании движения пассажирских самолётов из ставропольского аэропорта числились рейсы: на Ил-14 в Ростов и Москву, на Ли-2 в Минеральные Воды и Кисловодск, на Ан-2 в Пятигорск и Кисловодск, на Як-12 в Пятигорск и Курскую, на Ми-4 в Нальчик и Тырныауз. Кроме того, вне расписания в город летали воздушные такси Супер-Аэро Л-45/145 из Ростова, Краснодара и Сталинграда (ныне Волгоград).

Супер-Аэро Л-145 СССР-92968 Сталинградского авиаотряда в Ставрополе, 1960 г. На заднем плане – Ил-14 рейсом на Москву
Супер-Аэро Л-145 СССР-92968 Сталинградского авиаотряда в Ставрополе, 1960 г. На заднем плане – Ил-14 рейсом на Москву

Уже в конце пятидесятых годов стало ясно, что существующий аэропорт в Ставрополе не удовлетворяет возрастающим требованиям к пассажирским и грузовым перевозкам, к ПАНХ. Кроме того, городская застройка почти вплотную подошла к аэропорту. Поэтому было принято решение построить новый аэропорт с ИВПП и современными средствами навигации и связи в двенадцать километрах северо-восточнее этого. В конце 1962 – начале 1963 гг. Ставропольский авиаотряд полностью перебазировался на новое место, а территорию старого аэропорта частично отдали туберкулёзному диспансеру, частично – под городскую застройку.

Что интересно, на территории туберкулёзного диспансера до наших дней сохранилось здание аэровокзала с КДП и с фирменной «птицей» Аэрофлота перед входом.

Бывшее здание аэровокзала старого аэропорта, 2012 г. Фото моё
Бывшее здание аэровокзала старого аэропорта, 2012 г. Фото моё

При написании статьи были использованы материалы из книги «Орлиное племя Ставрополья».

Перепечатка материала без письменного согласия автора запрещена.

Предыдущие статьи на тему:

Спасибо за внимание.