Современный ставропольский аэропорт располагается на своём месте с октября 1962 года. До этого времени, с 1939 года аэропорт располагался на восточной окраине города, в районе Туапсинки, там, где сейчас находится туберкулёзный диспансер. Штаб, агентство, гостиница, клуб и бухгалтерия находились в центре города по ул. Голенева, 30. На аэродроме поначалу помещения состояли из нескольких самолётных ящиков и единственного глинобитного одноэтажного здания под черепичной крышей. В нём размещались кабинет командира отряда, штурманская и лётная комнаты, радиоаппаратная и авиаметеорологическая служба. Грунтовая полоса имела длину 2000 метров. Из средств навигации и захода на посадку имелась одна отдельно стоящая не в створе ВПП приводная радиостанция.
До 1940 года в 220-м авиаотряде числилось 30 единиц летательных аппаратов: самолёты АИР-6, Сталь-2, Сталь-3 и У-2. Пассажирские регулярные рейсы из Ворошиловска (так в те годы назывался Ставрополь) в те годы выполнялись в города Кизляр, Прикумск (ныне Будённовск), Черкесск.
С первых дней Великой Отечественной войны весь личный состав и парк самолётов Ворошиловского авиаотряда были мобилизованы на фронт. Отрядом выполнялись задачи по разведке фронтовой обстановки и погоды, полёты в целях управления и связи, к партизанам для доставки боеприпасов, продовольствия и вывоза раненых и др. А когда в июле – августе 1942 года фронт стал подходить вплотную к краю, командованием было принято решение исправные самолёты перебазировать в тыл, а неисправные сжечь. Неисправные самолёты сожгли в Пятигорске. Технический состав и авиаимущество отправили в Баку по железной дороге.
21 января 1943 года советские войска освободили от немцев краевой центр, что дало возможность Азербайджанскому управлению ГВФ (в которое тогда входил и ставропольский отряд) расположить в Ставрополе звено из пяти самолётов У-2, одного ПР-5 и двух Р-5. А в конце 1946 года из армии «демобилизовали» ещё 15 самолётов.
К 1947 году флот отряда состоял из самолётов По-2, Р-5, Щ-2 и грузового двухмоторного самолёта ПС-7. Одним из приоритетных направлений в ГВФ на Юге Советского Союза было применение авиации в сельском хозяйстве. Ставропольские самолёты интенсивно опыляют посевы, работают с геологами по разведке нефти и газа, в горах Кавказа медь.
В 1952 году в Северо-Кавказском управлении ГВФ, где теперь числилась авиация Ставрополья, создан 83-й лётный отряд, который просуществовал 40 лет и стал впоследствии структурным подразделением Ставропольского ОАО. В 1954 году отряд пополняется новыми современными самолётами Ан-2, а устаревающие довоенные машины потихоньку уходят на «пенсию».
В середине пятидесятых годов отрядом возобновляется сеть пассажирских авиалиний. Из Ставрополя выполняются почтовые и пассажирские рейсы в города и сёла: Башанту (ныне Городовиковск), Воронцово-Александровское (ныне Зеленокумск), Клухори (ныне Карачаевск), Молотовское (ныне Красногвардейское), Прикумск (ныне Будённовск), Пятигорск, Степное (ныне Элиста), Черкесск.
В 1956 году в 83-й отряд поступает новая техника: самолёты Як-12, вертолёты Ми-1 и Ми-4. А в 1959 году в отряд поступили два самолёта чехословацкого производства Л-60 «Бригадир» - единственные в ГВФ, они эксплуатировались только в Ставрополе.
Вертолётов Ми-1 поначалу было 5 штук, а Ми-4 – 1. В 1958 году Ми-4 передали из Ставрополя в Сочи.
В 1960 году в Ставрополь поступают вертолёты Ка-15, УКа-15 и Ка-18.
Пассажирский рейс, соединявший Ставрополь с Москвой появился уже в конце пятидесятых годов. Сначала это был проходящий рейс №259/260 Москва (Быково) – Воронеж – Ростов на Дону – Ставрополь – Грозный. Он выполнялся на самолёте Ли-2, время в пути от Москвы до Ставрополя составляло 7 часов 15 минут. Кроме того, по словам ветеранов авиапредприятия, для Ставрополя в каждом рейсе выделялось всего 6 пассажирских мест. Очень мало даже по тем меркам, не говоря о современных.
21 мая 1959 года был открыт прямой рейс Ставрополь – Москва. Его выполнял Ил-14 Ростовского авиапредприятия. В пути рейс совершал две промежуточные посадки: в Ростове на Дону и Воронеже, время в пути сократилось до 6 часов с минутами. Но уже в 1960 году конфигурацию московского рейса изменили. Теперь пассажиры, прибывавшие из Ставрополя в Ростов на Ил-14, пересаживались там на Ан-10 и далее летели в Москву без посадки. Таким образом, время в пути был значительно сокращено.
В 1961 году в расписании движения пассажирских самолётов из ставропольского аэропорта числились рейсы: на Ил-14 в Ростов и Москву, на Ли-2 в Минеральные Воды и Кисловодск, на Ан-2 в Пятигорск и Кисловодск, на Як-12 в Пятигорск и Курскую, на Ми-4 в Нальчик и Тырныауз. Кроме того, вне расписания в город летали воздушные такси Супер-Аэро Л-45/145 из Ростова, Краснодара и Сталинграда (ныне Волгоград).
Уже в конце пятидесятых годов стало ясно, что существующий аэропорт в Ставрополе не удовлетворяет возрастающим требованиям к пассажирским и грузовым перевозкам, к ПАНХ. Кроме того, городская застройка почти вплотную подошла к аэропорту. Поэтому было принято решение построить новый аэропорт с ИВПП и современными средствами навигации и связи в двенадцать километрах северо-восточнее этого. В конце 1962 – начале 1963 гг. Ставропольский авиаотряд полностью перебазировался на новое место, а территорию старого аэропорта частично отдали туберкулёзному диспансеру, частично – под городскую застройку.
Что интересно, на территории туберкулёзного диспансера до наших дней сохранилось здание аэровокзала с КДП и с фирменной «птицей» Аэрофлота перед входом.
При написании статьи были использованы материалы из книги «Орлиное племя Ставрополья».
Перепечатка материала без письменного согласия автора запрещена.
Предыдущие статьи на тему:
Спасибо за внимание.