Как уже говорилось в двух предыдущих статьях, про Aero 45S/145S и L-200 Morava, в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов СССР закупил для нужд гражданской авиации большое количество легких самолетов чехословацкого производства. Они запомнились множеству пассажиров и авиаработников.
А между тем, Советским Союзом был закуплен ещё один тип — Aero L-60 Brigadýr. Самолет представлял собой цельнометаллический одномоторный высокоплан, предназначенный для использования в сельскохозяйственных целях, как самолет наблюдения и связи, а также для учебно-тренировочных целей.
Первый прототип самолета под названием XL-60 впервые поднялся в небо 24 декабря 1953 года. Изначально на самолет планировали установить двигатель М-208В, но его постройка задерживалась. Чехи рассказывали, что поэтому на прототип установили двигатель Argus As 10C с двухлопастным деревянным винтом, взятым с одного из немецких самолетов довоенной постройки Fieseler Fi 156 «Storch». На двигателе в процессе испытаний выявилось много разных недостатков. Главный из них — он не развивал установленную мощность в 176 кВт. Максимально он смог развить мощность всего 147 кВт. На второй прототип самолета установили ранее планируемый шестицилиндровый силовой агрегат М-208В с новым винтом В-411. Он выполнил свой первый полет 8 июня 1954 года. Военный прототип, К-60, на котором был установлен пулемет MG-15 и два бомбодержателя, поднялся в воздух 28 июня 1955 года.
После окончания государственных испытаний в 1956 году была построена партия из пятнадцати самолетов L-60, который получил название «Brigadýr». Серийное производство завершилось в 1959 году. За это время в общей сложности было построено 273 «Бригадира» разных модификаций. Из них примерно 20% было построено в армейском варианте К-60.
Два самолета Aero L-60 Brigadýr были поставлены в 83-й Ставропольский авиаотряд Северо-Кавказского ТУ ГВФ в последний год его производства в 1959 году. Заводские номера 151312 и 151313, они получили регистрационные знаки соответственно, СССР-14340 и СССР-14341.
В процессе эксплуатации выяснилось, что самолет такого класса не подходит для нужд Аэрофлота. Для использования в качестве опрыскивателя его емкости были слишком малы по сравнению с отечественными самолетами. Дозатор и разбрасыватель чехословацкого производства тоже вызывал вопросы. Для использования в качестве пассажирского он не подходил в силу отсутствия собственно пассажирского салона. Кроме того, как говорилось ранее в статье про Супер-Аэро, с окончанием производства «Бригадира» в Чехословакии прекратились и поставки в СССР запасных частей к нему, а ремонтных заводов, обслуживающих тип, в Советском Союзе не было, надо было на ремонт гнать самолет в ЧССР. Хлопоты, да и только.
Поэтому «Бригадиры» использовались крайне нечасто, в основном для нужд предприятия. Оба самолета были списаны одним приказом №140 от 20 февраля 1963 года с формулировкой «Неудовлетворительное техническое состояние». Так закончилась короткая история «Бригадиров» в СССР.
Спасибо за внимание!