Воздушной гавани Воронежа совсем недавно исполнилось 90 лет. 9 февраля 1933 основан первый гражданский аэродром города. Было принято решение о создании структуры, обеспечивающей нужды людей в пассажирских и грузоперевозках. Летное поле первого гражданского аэродрома располагалось в пойме реки Воронеж неподалеку от Успенской церкви.
10 июля 1933 открыто регулярное воздушное сообщение по маршруту Москва — Воронеж — Сталинград на многоместных самолётах К-5. Позднее самолётный парк пополнили Р-5, У-2, а затем и АИР-6.
В 1936 – 1938 годах годы из-за плохого состояния грунтовой взлетной полосы гражданские авиаперевозки перенесли на аэродром Осоавиахима на Северной окраине города, в районе нынешней улицы Хользунова, где он и находился на протяжении последующих тридцати пяти лет. Первое ныне известное упоминание в печати о том, что аэродром аэроклуба стал гражданским аэропортом, датируется октябрем 1938 года. В этом году через Воронеж проходили три линии дальнего следования: Москва – Воронеж. Москва – Сталинград и Москва – Астрахань. Аэропорт ежедневно обслуживал 12-15 пассажирских и грузовых самолетов, в основном, У-2 и Сталь-3.
В 1939 году в аэропорту построено временное одноэтажное деревянное здание аэровокзала с буфетом и комнатами отдыха.
Помимо пассажирских и грузовых авиаперевозок воронежский отряд вел борьбу с сельскохозяйственными вредителями и оказывал санитарную помощь населению удаленных сел и деревень.
Пассажирские, почтовые и грузовые перевозки уже на самолетах ДС-3 и Ли-2 возобновлены сразу после окончания Великой Отечественной войны. Направления: Москва – Воронеж – Ростов, Москва – Воронеж – Краснодар, Москва – Воронеж – Сталинград. Летом 1946 года в Воронеже образован 282-й авиаотряд спецприменения и МВЛ Московского ТУ ГВФ, а уже в 1948 году в Воронеже стали базироваться самолеты Ли-2 и Ил-12.
В декабре 1948 года в воронежском аэропорту сдано в эксплуатацию новое кирпичное здание аэровокзала.
После чего началось бурное развитие перевозок. Рос и расширялся летный отряд: в 1955 году он стал эксплуатировать Ан-2, в 1958 году – самолеты чехословацкого производства Аэро Л-45, в 1960 году Ил-14, а в 1966 году – Ан-24 – одним из первых в управлении ГАЦиА.
Летное поле аэропорта было грунтовым, взлетно-посадочных полос было две: грунтовая и короткая стальная. Со стальной работали АН-2 и Аэро-45, а Ли-2, Ил-14 и Ан-24 летали только с грунтовой, и, по воспоминаниям ветеранов: «…когда проходили сильные дожди аэропорт не работал или отправлял самолёты с аэродрома ВАСО или военного. Раз я так улетал в Москву. Окна в автобусе зашторили, подвезли прямо к трапу и - в самолет (АН-24). Там окна тоже закрыты шторами и открывать нельзя…»
В 1965 году был открыт троллейбусный маршрут №5, связавший механический завод с аэропортом.
Но уже к середине шестидесятых годов стало понятно, что существующий аэропорт не в состоянии обеспечить растущий спрос на пассажирские и грузовые авиаперевозки. А его расположение не позволяло произвести реконструкцию. Поэтому в апреле 1965 года у села Чертовицкое было начато строительство нового аэропорта, который построен в 1971 году. 21 апреля там приземлился первый Ан-24.
А к 1 июля 1972 Министерство гражданской авиации передало землю, здания и сооружения старого воронежского аэропорта Исполнительному комитету Воронежского областного совета депутатов трудящихся под жилую застройку Северного жилого микрорайона города.
После закрытия аэропорта в здании аэровокзала стали располагаться фабрика головных уборов и столовая. В 2006 году терминал аэровокзала снесли, а на его месте оборудовали автостоянку для жителей возведенного рядом 17-этажного жилого дома.
Сейчас на этом месте на улице Хользунова ничего не напоминает о том, что полвека назад здесь был городской аэропорт.
При написании данной статьи были использованы материалы и фотографии с Большого Воронежского форума (bvf.ru)
Спасибо за внимание.