Найти в Дзене
История транспорта

Про старый Воронежский аэропорт

Воздушной гавани Воронежа совсем недавно исполнилось 90 лет. 9 февраля 1933 основан первый гражданский аэродром города. Было принято решение о создании структуры, обеспечивающей нужды людей в пассажирских и грузоперевозках. Летное поле первого гражданского аэродрома располагалось в пойме реки Воронеж неподалеку от Успенской церкви.

10 июля 1933 открыто регулярное воздушное сообщение по маршруту Москва — Воронеж — Сталинград на многоместных самолётах К-5. Позднее самолётный парк пополнили Р-5, У-2, а затем и АИР-6.

В 1936 – 1938 годах годы из-за плохого состояния грунтовой взлетной полосы гражданские авиаперевозки перенесли на аэродром Осоавиахима на Северной окраине города, в районе нынешней улицы Хользунова, где он и находился на протяжении последующих тридцати пяти лет. Первое ныне известное упоминание в печати о том, что аэродром аэроклуба стал гражданским аэропортом, датируется октябрем 1938 года. В этом году через Воронеж проходили три линии дальнего следования: Москва – Воронеж. Москва – Сталинград и Москва – Астрахань. Аэропорт ежедневно обслуживал 12-15 пассажирских и грузовых самолетов, в основном, У-2 и Сталь-3.

В 1939 году в аэропорту построено временное одноэтажное деревянное здание аэровокзала с буфетом и комнатами отдыха.

Помимо пассажирских и грузовых авиаперевозок воронежский отряд вел борьбу с сельскохозяйственными вредителями и оказывал санитарную помощь населению удаленных сел и деревень.

Пассажирские, почтовые и грузовые перевозки уже на самолетах ДС-3 и Ли-2 возобновлены сразу после окончания Великой Отечественной войны. Направления: Москва – Воронеж – Ростов, Москва – Воронеж – Краснодар, Москва – Воронеж – Сталинград. Летом 1946 года в Воронеже образован 282-й авиаотряд спецприменения и МВЛ Московского ТУ ГВФ, а уже в 1948 году в Воронеже стали базироваться самолеты Ли-2 и Ил-12.

В декабре 1948 года в воронежском аэропорту сдано в эксплуатацию новое кирпичное здание аэровокзала.

Заметка в газете «Коммуна» от 18 декабря 1948 года об открытии аэровокзала в аэропорту Воронеж. Источник – bvf.ru.
Заметка в газете «Коммуна» от 18 декабря 1948 года об открытии аэровокзала в аэропорту Воронеж. Источник – bvf.ru.

После чего началось бурное развитие перевозок. Рос и расширялся летный отряд: в 1955 году он стал эксплуатировать Ан-2, в 1958 году – самолеты чехословацкого производства Аэро Л-45, в 1960 году Ил-14, а в 1966 году – Ан-24 – одним из первых в управлении ГАЦиА.

Летное поле аэропорта было грунтовым, взлетно-посадочных полос было две: грунтовая и короткая стальная. Со стальной работали АН-2 и Аэро-45, а Ли-2, Ил-14 и Ан-24 летали только с грунтовой, и, по воспоминаниям ветеранов: «…когда проходили сильные дожди аэропорт не работал или отправлял самолёты с аэродрома ВАСО или военного. Раз я так улетал в Москву. Окна в автобусе зашторили, подвезли прямо к трапу и - в самолет (АН-24). Там окна тоже закрыты шторами и открывать нельзя…»

Вид на летное поле Воронежского аэропорта, после 1966 г.
Вид на летное поле Воронежского аэропорта, после 1966 г.
Здание, в котором осуществлялась регистрация пассажиров, 60-е годы. Источник указан на фото.
Здание, в котором осуществлялась регистрация пассажиров, 60-е годы. Источник указан на фото.
Выход пассажиров к самолетам, 60-е годы. Источник указан на фото.
Выход пассажиров к самолетам, 60-е годы. Источник указан на фото.
Гараж, складские и хозяйственные постройки. Источник фото – bvf.ru.
Гараж, складские и хозяйственные постройки. Источник фото – bvf.ru.
Гараж, складские и хозяйственные постройки. Источник фото – bvf.ru.
Гараж, складские и хозяйственные постройки. Источник фото – bvf.ru.
Гараж, складские и хозяйственные постройки. Источник фото – bvf.ru.
Гараж, складские и хозяйственные постройки. Источник фото – bvf.ru.

В 1965 году был открыт троллейбусный маршрут №5, связавший механический завод с аэропортом.

Троллейбус перед зданием аэровокзала, вторая половина 60-х годов.
Троллейбус перед зданием аэровокзала, вторая половина 60-х годов.

Но уже к середине шестидесятых годов стало понятно, что существующий аэропорт не в состоянии обеспечить растущий спрос на пассажирские и грузовые авиаперевозки. А его расположение не позволяло произвести реконструкцию. Поэтому в апреле 1965 года у села Чертовицкое было начато строительство нового аэропорта, который построен в 1971 году. 21 апреля там приземлился первый Ан-24.

А к 1 июля 1972 Министерство гражданской авиации передало землю, здания и сооружения старого воронежского аэропорта Исполнительному комитету Воронежского областного совета депутатов трудящихся под жилую застройку Северного жилого микрорайона города.

Решение о перебазировании аэропорта, 1972 г.
Решение о перебазировании аэропорта, 1972 г.

После закрытия аэропорта в здании аэровокзала стали располагаться фабрика головных уборов и столовая. В 2006 году терминал аэровокзала снесли, а на его месте оборудовали автостоянку для жителей возведенного рядом 17-этажного жилого дома.

Здание аэровокзала старого аэропорта незадолго до сноса, 2006 г.
Здание аэровокзала старого аэропорта незадолго до сноса, 2006 г.

Сейчас на этом месте на улице Хользунова ничего не напоминает о том, что полвека назад здесь был городской аэропорт.

При написании данной статьи были использованы материалы и фотографии с Большого Воронежского форума (bvf.ru)

Спасибо за внимание.