Найти в Дзене
История транспорта

Про старый Казанский аэропорт

Первый аэропорт в Казани был открыт 26 июня 1924 года. Он располагался к югу от города, в районе деревни Горки (ныне поселок Старые Горки на территории Приволжского района, к западу от жилмассива «Горки») и получил название «Аэростанция Казань». Первым ее начальником был Николай Бычков, уполномоченный СНК ТАССР по авиации с мая 1922 года. Под его руководством велось строительство аэростанции. 23 июля 1924 года аэростанции присвоено имя Н.Ф. Бычкова, трагически погибшего тремя днями ранее в авиакатастрофе.

Первый регулярный рейс по маршруту Москва – Нижний Новгород – Казань с шестью пассажирами и почтой состоялся 30 июня 1924 года. Продолжительность полета составила пять с половиной часов. В первое время этот маршрут обслуживался самолётом «Юнкерс» F.13, а с 15 сентября 1924 года несколько рейсов по этому маршруту сделал самолёт АК-1 с названием «Латышский стрелок».

Самолет АК-1 «Латышский стрелок» в Казани.
Самолет АК-1 «Латышский стрелок» в Казани.

В конце июля 1928 года была открыта пассажирская линия Москва — Казань — Свердловск, 1 августа она была продлена до Новосибирска (через Курган и Омск), а 18 сентября — до Иркутска (через Красноярск и Нижнеудинск). В 1929 году пассажирские рейсы из Казани стали выполняться и в ночное время.

К началу 1930-х годов аэростанция Казань стала мала для развивающихся перевозок. Она не имела возможности для территориального расширения и развития. И поэтому было принято решение о строительстве нового аэропорта на Арском поле к востоку от города. В 1931 году здесь начинаются изыскательские работы, а вскоре и строительство аэропорта. И в этом же году он начинает принимать самолеты, несмотря на то, что его строительство завершилось только в 1933 году. С 1931 года старая аэростанция Казань прекращает свою работу.

С началом строительства нового аэропорта и переносом сюда регулярных авиалиний его поначалу тоже стали называть «аэростанция Казань», но в обиходной речи его чаще всего называли аэродромом на Арском поле. Впрочем, уже к середине тридцатых годов воздушные ворота Казани стали называть аэропортом.

В тридцатые годы в аэропорту построено капитальное здание ангара для самолетов и двухэтажное деревянное здание аэровокзала и служб аэропорта (до настоящего времени не сохранилось).

Ангар тридцатых годов постройки в аэропорту Казань, вторая половина семидесятых годов.
Ангар тридцатых годов постройки в аэропорту Казань, вторая половина семидесятых годов.

Большое развитие казанский аэропорт получает после Великой Отечественной войны: его географическое расположение на транссибирской и среднеазиатской воздушных магистралях делают его аэропортом промежуточной посадки самолетов Ил-12 и Ли-2, следующих из Москвы и Ленинграда в Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Якутск, Пекин, Улан-Батор, Ташкент, Алма-Ату.

Первый самолет Ан-2 появился в Казани в феврале 1951 года. Самолет с регистрационным знаком СССР-А2596 пригнали из Киевского авиазавода заместитель командира эскадрильи спецприменения Казанского летного подразделения М.С. Вотчиц, пилот Д.И. Приказчиков и авиатехник А.А. Сироткин.

30 марта 1954 года в аэропорту открыто новое большое здание аэровокзала. Здание аэровокзала было выполнено по одному типовому проекту с аэровокзалами аэропортов Челябинск, Омск, Красноярск и Чита. Об этом мною говорилось ранее в статье про старый красноярский аэропорт.

Здание аэровокзала аэропорта Казань. 1962 год.
Здание аэровокзала аэропорта Казань. 1962 год.

Тогда же, в 1954 году, в аэропорту была построена и сдана в эксплуатацию гостиница для летных экипажей и транзитных пассажиров.

В 1955 году в аэропорт Казани протянули троллейбусную линию. Так же, как и в Красноярске, троллейбусный маршрут в аэропорт был под номером 2. Также он начинался у железнодорожного вокзала, а заканчивался в аэропорту. В 1959 году троллейбусный маршрут №2 продлили до Речного порта.

Троллейбус маршрута №2 на конечной в аэропорту Казань. 1959 год. Фото Н. Юсупова (pastvu.com)
Троллейбус маршрута №2 на конечной в аэропорту Казань. 1959 год. Фото Н. Юсупова (pastvu.com)

В пятидесятые годы происходит развитие и местного летного отряда. 10 декабря 1952 года создан 168-й авиаотряд ГВФ, в котором было 12 самолетов По-2, 3 самолета Ан-2 и 2 самолета Як-12. 14 мая 1957 года казанский отряд получает в свое распоряжение Ли-2 и новый по тем временам Ил-14. Подразделение двухмоторных самолетов возглавил пилот первого класса А.И. Коняев. Среди первых командиров Ли-2 и Ил-14 были: П.П. Иванов, Е.Н. Мышлевец, А.Ф. Дементьев, Ю.А. Кириллов, В. Козлов.+

Идет заправка Ил-14 на перроне казанского аэропорта.
Идет заправка Ил-14 на перроне казанского аэропорта.

Летом 1959 года в аэропорту началась реконструкция ВПП, расширение РД, МС и перрона под эксплуатацию реактивной техники. ИВПП 12/30 удлинили до 1800 метров, что позволило принимать реактивные самолеты типа Ан-10, Ан-12, Ил-18 и Ту-124. Все работы по подготовке к приему новых самолетов возглавлял начальник аэропорта Ф.А. Устинов – ветеран Аэрофлота, участник Великой Отечественной войны, кавалер многих боевых наград.

27 января 1962 года в Казанском аэропорту впервые произвел посадку четырехмоторный турбовинтовой пассажирский лайнер Ан-10. Его пилотировал начальник летно-штурманского отдела Приволжского ТУ ГВФ Ф.Ш. Утяшев. Этот рейс положил начало приему и эксплуатации газотурбинной техники в Казани.

Самолет Ан-10 на перроне казанского аэропорта. Фото из журнала «Гражданская Авиация».
Самолет Ан-10 на перроне казанского аэропорта. Фото из журнала «Гражданская Авиация».

5 июня 1964 года состоялся первый технический рейс самолета Ил-18 в аэропорт Казань, а 16 января 1965 года Казанское авиапредприятие стало эксплуатировать самолеты Ту-124, вторыми в Приволжском УГА после Курумоча. С этого момента большой флот казанских Ил-14 переводится на второстепенные пассажирские линии, в том числе по республике. Несмотря на то, что ТАССР небольшая по площади относительно других республик РСФСР, воздушное сообщение между городами в шестидесятые и семидесятые годы было развито очень хорошо. Так, например, летом 1969 года самолеты Ил-14 выполняли рейсы из Казани в Актаныш, Базарные Матаки, Бугульму, Елабугу, Заинск, Мензелинск, Набережные Челны, Чистополь. Причем, количество рейсов в челны в сутки достигало двенадцати.

Фрагмент расписания движения самолетов на местных авиалиниях из казанского аэропорта за 1971 год. Из моей коллекции.
Фрагмент расписания движения самолетов на местных авиалиниях из казанского аэропорта за 1971 год. Из моей коллекции.

Для такого пассажиропотока срочно требовалось расширение аэровокзальных площадей. Поэтому в конце шестидесятых годов с боковой юго-западной стороны Аэровокзальной площади началось строительство одноэтажного здания терминала местных авиалиний. Открытие аэровокзала местных авиалиний состоялось 15 мая 1971 года.

Идет строительство аэровокзала местных авиалиний, 1970 г. Источник – Википедия.
Идет строительство аэровокзала местных авиалиний, 1970 г. Источник – Википедия.

В 1968 году было построено новое, более современное и вместительное пятиэтажное здание гостиницы. Ныне это здание общежития по адресу ул. Патриса Лумумбы, 49.

Пассажиропоток казанского аэропорта в шестидесятые годы рос кратно. Так, если в 1954 году аэропорт отправил всего 10 400 пассажиров, то в 1961 году уже 457 000, в 1966 году – 805 000. В 1968 году Казань впервые отправила миллионного пассажира, а в 1972 году был преодолен полуторамиллионный рубеж.

Как и в истории с красноярском, расположение аэропорта Казань в черте города со стремительно подступающей к нему городской застройкой, ставило крест на расширении аэропорта и заставляло задуматься о строительстве нового, за пределами города.

Ту-124 взлетает на юго-восток в сторону улицы Гвардейской. Казань, семидесятые годы.
Ту-124 взлетает на юго-восток в сторону улицы Гвардейской. Казань, семидесятые годы.

Поэтому в 1973 году начато строительство нового аэропорта в 26 километрах к юго-востоку от города около села Столбище на территории Лаишевского района. Новый аэропорт принял первых пассажиров в сентябре 1979 года. Тогда же в старом аэропорту прекращена эксплуатация самолетов Ту-124. Поначалу, старый аэропорт назывался аэропорт «Казань», а новый – аэропорт «Казань-2». В старом аэропорту остались авиаотряды Ан-24 и Як-40, а в 1981 году стали поступать новые турбовинтовые самолеты для местных авиалиний чехословацкого производства Л-410УВП. В новом аэропорту базировались Ту-134 и совершались рейсы на самолетах Ил-18, Ту-134 и Ту-154 других управлений страны. Через старый аэропорт совершались рейсы на Ан-24, Л-410 и Як-40. В конце 1983 года из старого аэропорта в новый передали Ан-24 и Як-40. С этого момента в городском аэропорту остались только Л-410 и Ан-2. В 1984 году аэропорты переименовали. Новый стал теперь называться «Казань», а старый «Казань-2».

Перрон аэропорта Казань. Вторя половина семидесятых годов. Авиареклама.
Перрон аэропорта Казань. Вторя половина семидесятых годов. Авиареклама.
Самолеты в старом аэропорту в 1979 году. Автор фото – Алексей Яшин, источник – vk.com.
Самолеты в старом аэропорту в 1979 году. Автор фото – Алексей Яшин, источник – vk.com.
«Кладбище» самолетов Ту-124 и Ил-14 в старом аэропорту, начало 80-х гг. Автор фото – Семен Смолкин, источник – vk.com.
«Кладбище» самолетов Ту-124 и Ил-14 в старом аэропорту, начало 80-х гг. Автор фото – Семен Смолкин, источник – vk.com.

После развала Советского Союза произошел обвал авиаперевозок внутри страны. Особенно это коснулось местных авиалиний. Старый аэропорт потихоньку приходил в упадок. В старом здании аэровокзала разместилось Татарское агентство воздушных сообщений (ТАВС). В девяностые годы в аэропорту базировалась авиация АОН и выполнялись рейсы пассажирские рейсы по республике Татарстан. Когда я жил в Казани в 1998-1999 годах из старого аэропорта выполнялось всего два рейса на самолетах Л-410: по одному в Бугульму и в Бегишево.

Л-410УВП-Э, Ан-2 и частная авиация на перроне старого казанского аэропорта, 2000 или 2001 г. Источник указан на фото.
Л-410УВП-Э, Ан-2 и частная авиация на перроне старого казанского аэропорта, 2000 или 2001 г. Источник указан на фото.
Л-410УВП-Э, Ан-2 и частная авиация на перроне старого казанского аэропорта, 2000 или 2001 г. Источник указан на фото.
Л-410УВП-Э, Ан-2 и частная авиация на перроне старого казанского аэропорта, 2000 или 2001 г. Источник указан на фото.

Окончательно пассажирские перевозки прекращены в 2001 году. А в 2003 году старый аэропорт был закрыт для полетов. После закрытия его территория была отдана под застройку. В 2005 году на территории аэропорта был открыт Международный конно-спортивный комплекс «Казань». Он занял 91 гектар центральной части бывшего летного поля. С 2005 года на территории бывшего аэропорта началось строительство жилого микрорайона «Седьмое небо». Часть бывшей ИВПП аэропорта в настоящее время является проспектом Альберта Камалеева.

Вид на здание аэровокзала. 21 ноября 2020 г. Источник фото -  Википедия.
Вид на здание аэровокзала. 21 ноября 2020 г. Источник фото - Википедия.

В послевоенные годы в старом казанском аэропорту базировались следующие самолеты:

Ан-2 1951 – 2001

Ан-24 1971 – 1983

Л-410 1981 – 2001

Ли-2 1957 – 1970

Ил-14 1957 – 1976

Ту-124 1965 – 1979

Як-12 1952 – 1972

Як-40 1975 – 1983

Предыдущие статьи по теме:

Про старый Красноярский аэропорт

Про старый Воронежский аэропорт

Спасибо за внимание.