Первый аэропорт в Казани был открыт 26 июня 1924 года. Он располагался к югу от города, в районе деревни Горки (ныне поселок Старые Горки на территории Приволжского района, к западу от жилмассива «Горки») и получил название «Аэростанция Казань». Первым ее начальником был Николай Бычков, уполномоченный СНК ТАССР по авиации с мая 1922 года. Под его руководством велось строительство аэростанции. 23 июля 1924 года аэростанции присвоено имя Н.Ф. Бычкова, трагически погибшего тремя днями ранее в авиакатастрофе.
Первый регулярный рейс по маршруту Москва – Нижний Новгород – Казань с шестью пассажирами и почтой состоялся 30 июня 1924 года. Продолжительность полета составила пять с половиной часов. В первое время этот маршрут обслуживался самолётом «Юнкерс» F.13, а с 15 сентября 1924 года несколько рейсов по этому маршруту сделал самолёт АК-1 с названием «Латышский стрелок».
В конце июля 1928 года была открыта пассажирская линия Москва — Казань — Свердловск, 1 августа она была продлена до Новосибирска (через Курган и Омск), а 18 сентября — до Иркутска (через Красноярск и Нижнеудинск). В 1929 году пассажирские рейсы из Казани стали выполняться и в ночное время.
К началу 1930-х годов аэростанция Казань стала мала для развивающихся перевозок. Она не имела возможности для территориального расширения и развития. И поэтому было принято решение о строительстве нового аэропорта на Арском поле к востоку от города. В 1931 году здесь начинаются изыскательские работы, а вскоре и строительство аэропорта. И в этом же году он начинает принимать самолеты, несмотря на то, что его строительство завершилось только в 1933 году. С 1931 года старая аэростанция Казань прекращает свою работу.
С началом строительства нового аэропорта и переносом сюда регулярных авиалиний его поначалу тоже стали называть «аэростанция Казань», но в обиходной речи его чаще всего называли аэродромом на Арском поле. Впрочем, уже к середине тридцатых годов воздушные ворота Казани стали называть аэропортом.
В тридцатые годы в аэропорту построено капитальное здание ангара для самолетов и двухэтажное деревянное здание аэровокзала и служб аэропорта (до настоящего времени не сохранилось).
Большое развитие казанский аэропорт получает после Великой Отечественной войны: его географическое расположение на транссибирской и среднеазиатской воздушных магистралях делают его аэропортом промежуточной посадки самолетов Ил-12 и Ли-2, следующих из Москвы и Ленинграда в Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Якутск, Пекин, Улан-Батор, Ташкент, Алма-Ату.
Первый самолет Ан-2 появился в Казани в феврале 1951 года. Самолет с регистрационным знаком СССР-А2596 пригнали из Киевского авиазавода заместитель командира эскадрильи спецприменения Казанского летного подразделения М.С. Вотчиц, пилот Д.И. Приказчиков и авиатехник А.А. Сироткин.
30 марта 1954 года в аэропорту открыто новое большое здание аэровокзала. Здание аэровокзала было выполнено по одному типовому проекту с аэровокзалами аэропортов Челябинск, Омск, Красноярск и Чита. Об этом мною говорилось ранее в статье про старый красноярский аэропорт.
Тогда же, в 1954 году, в аэропорту была построена и сдана в эксплуатацию гостиница для летных экипажей и транзитных пассажиров.
В 1955 году в аэропорт Казани протянули троллейбусную линию. Так же, как и в Красноярске, троллейбусный маршрут в аэропорт был под номером 2. Также он начинался у железнодорожного вокзала, а заканчивался в аэропорту. В 1959 году троллейбусный маршрут №2 продлили до Речного порта.
В пятидесятые годы происходит развитие и местного летного отряда. 10 декабря 1952 года создан 168-й авиаотряд ГВФ, в котором было 12 самолетов По-2, 3 самолета Ан-2 и 2 самолета Як-12. 14 мая 1957 года казанский отряд получает в свое распоряжение Ли-2 и новый по тем временам Ил-14. Подразделение двухмоторных самолетов возглавил пилот первого класса А.И. Коняев. Среди первых командиров Ли-2 и Ил-14 были: П.П. Иванов, Е.Н. Мышлевец, А.Ф. Дементьев, Ю.А. Кириллов, В. Козлов.+
Летом 1959 года в аэропорту началась реконструкция ВПП, расширение РД, МС и перрона под эксплуатацию реактивной техники. ИВПП 12/30 удлинили до 1800 метров, что позволило принимать реактивные самолеты типа Ан-10, Ан-12, Ил-18 и Ту-124. Все работы по подготовке к приему новых самолетов возглавлял начальник аэропорта Ф.А. Устинов – ветеран Аэрофлота, участник Великой Отечественной войны, кавалер многих боевых наград.
27 января 1962 года в Казанском аэропорту впервые произвел посадку четырехмоторный турбовинтовой пассажирский лайнер Ан-10. Его пилотировал начальник летно-штурманского отдела Приволжского ТУ ГВФ Ф.Ш. Утяшев. Этот рейс положил начало приему и эксплуатации газотурбинной техники в Казани.
5 июня 1964 года состоялся первый технический рейс самолета Ил-18 в аэропорт Казань, а 16 января 1965 года Казанское авиапредприятие стало эксплуатировать самолеты Ту-124, вторыми в Приволжском УГА после Курумоча. С этого момента большой флот казанских Ил-14 переводится на второстепенные пассажирские линии, в том числе по республике. Несмотря на то, что ТАССР небольшая по площади относительно других республик РСФСР, воздушное сообщение между городами в шестидесятые и семидесятые годы было развито очень хорошо. Так, например, летом 1969 года самолеты Ил-14 выполняли рейсы из Казани в Актаныш, Базарные Матаки, Бугульму, Елабугу, Заинск, Мензелинск, Набережные Челны, Чистополь. Причем, количество рейсов в челны в сутки достигало двенадцати.
Для такого пассажиропотока срочно требовалось расширение аэровокзальных площадей. Поэтому в конце шестидесятых годов с боковой юго-западной стороны Аэровокзальной площади началось строительство одноэтажного здания терминала местных авиалиний. Открытие аэровокзала местных авиалиний состоялось 15 мая 1971 года.
В 1968 году было построено новое, более современное и вместительное пятиэтажное здание гостиницы. Ныне это здание общежития по адресу ул. Патриса Лумумбы, 49.
Пассажиропоток казанского аэропорта в шестидесятые годы рос кратно. Так, если в 1954 году аэропорт отправил всего 10 400 пассажиров, то в 1961 году уже 457 000, в 1966 году – 805 000. В 1968 году Казань впервые отправила миллионного пассажира, а в 1972 году был преодолен полуторамиллионный рубеж.
Как и в истории с красноярском, расположение аэропорта Казань в черте города со стремительно подступающей к нему городской застройкой, ставило крест на расширении аэропорта и заставляло задуматься о строительстве нового, за пределами города.
Поэтому в 1973 году начато строительство нового аэропорта в 26 километрах к юго-востоку от города около села Столбище на территории Лаишевского района. Новый аэропорт принял первых пассажиров в сентябре 1979 года. Тогда же в старом аэропорту прекращена эксплуатация самолетов Ту-124. Поначалу, старый аэропорт назывался аэропорт «Казань», а новый – аэропорт «Казань-2». В старом аэропорту остались авиаотряды Ан-24 и Як-40, а в 1981 году стали поступать новые турбовинтовые самолеты для местных авиалиний чехословацкого производства Л-410УВП. В новом аэропорту базировались Ту-134 и совершались рейсы на самолетах Ил-18, Ту-134 и Ту-154 других управлений страны. Через старый аэропорт совершались рейсы на Ан-24, Л-410 и Як-40. В конце 1983 года из старого аэропорта в новый передали Ан-24 и Як-40. С этого момента в городском аэропорту остались только Л-410 и Ан-2. В 1984 году аэропорты переименовали. Новый стал теперь называться «Казань», а старый «Казань-2».
После развала Советского Союза произошел обвал авиаперевозок внутри страны. Особенно это коснулось местных авиалиний. Старый аэропорт потихоньку приходил в упадок. В старом здании аэровокзала разместилось Татарское агентство воздушных сообщений (ТАВС). В девяностые годы в аэропорту базировалась авиация АОН и выполнялись рейсы пассажирские рейсы по республике Татарстан. Когда я жил в Казани в 1998-1999 годах из старого аэропорта выполнялось всего два рейса на самолетах Л-410: по одному в Бугульму и в Бегишево.
Окончательно пассажирские перевозки прекращены в 2001 году. А в 2003 году старый аэропорт был закрыт для полетов. После закрытия его территория была отдана под застройку. В 2005 году на территории аэропорта был открыт Международный конно-спортивный комплекс «Казань». Он занял 91 гектар центральной части бывшего летного поля. С 2005 года на территории бывшего аэропорта началось строительство жилого микрорайона «Седьмое небо». Часть бывшей ИВПП аэропорта в настоящее время является проспектом Альберта Камалеева.
В послевоенные годы в старом казанском аэропорту базировались следующие самолеты:
Ан-2 1951 – 2001
Ан-24 1971 – 1983
Л-410 1981 – 2001
Ли-2 1957 – 1970
Ил-14 1957 – 1976
Ту-124 1965 – 1979
Як-12 1952 – 1972
Як-40 1975 – 1983
Предыдущие статьи по теме:
Про старый Красноярский аэропорт
Про старый Воронежский аэропорт
Спасибо за внимание.