Со дня рождения Жан-Поля Сартра 21 июня 2025 года исполняется 120 лет. Идеи этого французского философа, писателя и бунтаря изменили XX век. Автор «Тошноты» и «Бытия и ничто» провозгласил: «Человек обречен на свободу», отказался от Нобелевской премии, поддерживал революции и утверждал, что жизнь абсурдна. «Ямал-Медиа» вспоминает его биографию, ключевые произведения и воззрения.
Ранние годы и образование
Жан-Поль Сартр родился 21 июня 1905 года в Париже. Его отец, офицер французского флота, скончался, когда мальчику не исполнилось и полутора лет. После этого мать с сыном переехали в Мёдон, где жили ее родители.
В 13 лет Сартр поступил в парижский лицей Монтень, а через три года перешел в лицей Генриха IV. Именно там он познакомился с будущим философом и писателем Полем Низаном — их дружба продлилась многие годы.
Вывеска у входа в историческое здание престижной Высшей нормальной школы (ENS), Париж, Франция. Фото: HJBC/Shutterstock/Fotodom
После окончания лицея Сартр стал студентом Высшей нормальной школы (педагогического вуза). Во время учебы он написал антимилитаристский сатирический скетч, который возмутил ректора — известного литературоведа Гюстава Лансона. Позже Сартр устроил еще один скандал: он разыграл прессу, сообщив журналистам, что летчик Чарльз Линдберг получит почетную степень школы. Когда обман раскрылся, общественность потребовала отставки Лансона — и тот покинул пост.
Сартр был невероятно активным студентом: за год прочитывал более 300 книг, писал романы, рассказы, стихи и даже песни. В этот же период он встретил Симону де Бовуар, которая стала его спутницей жизни.
В 1929 году Сартр окончил Высшую нормальную школу, успешно защитив диссертацию по философии.
Жан-Поль Сартр: становление философа
По завершении образования Жан-Поль Сартр начал преподавать философию в лицеях Франции. В 1931 году его направили в Гаврский лицей, где он работал до 1933 года. Затем, получив стипендию, Сартр на год уехал в Берлин, чтобы изучать немецкую философию, преимущественно феноменологию Эдмунда Гуссерля.
Вернувшись во Францию, он продолжил преподавать — сначала в лицее Лана (1936–1937), затем в парижском лицее Пастера (1937–1939). В эти годы вышли его первые значительные работы: философское эссе «Воображение» (1936) и роман «Тошнота» (1938), который принес ему литературную славу.
Площадь Сартр-Бовуар в Париже. Фото: Mark Aumann/Shutterstock/Fotodom
В сентябре 1939 года, несмотря на его проблемы со зрением — косоглазие и частичную слепоту, Сартра призвали в армию. Из-за ограниченной годности его определили в метеослужбу. В период «странной войны» (когда активные боевые действия почти не велись) он вел дневники и работал над своим главным философским трудом — «Бытие и ничто».
В июне 1940 года его часть оказалась в окружении под Нанси, Сартр попал в немецкий лагерь для военнопленных (STALAG XII-D) под Триром. Там он провел девять месяцев: организовывал дискуссионные кружки и даже написал пьесу для лагерного театра. В марте 1941 года его освободили: официально — по состоянию здоровья, хотя ходили слухи, что медицинское заключение было поддельным.
Вернувшись в Париж, Сартр снова стал преподавать — теперь в лицее Кондорсе (1941–1944). В 1941–1942 годах он вместе с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти создал подпольную группу «Социализм и Свобода», занимавшуюся антинацистской пропагандой. Однако из-за недостатка поддержки группа быстро распалась.
Памятник Жан-Полю Сартру по фотоэскизу Антанаса Суткуса, установленный на дюне Парнидис. Нида, Литва. Фото: Kaliam/Shutterstock/Fotodom
Несмотря на опасность, Сартр продолжал писать. В 1943 году он опубликовал «Бытие и ничто», а также поставил пьесу «Мухи», где через античный сюжет проводил идеи Сопротивления. В 1944 году он окончательно оставил преподавание и полностью посвятил себя философии и литературе.
Пик популярности и политическая активность Сартра
Взгляды Жан-Поля Сартра формировались под влиянием идей Анри Бергсона и Эдмунда Гуссерля, произведений Федора Достоевского и философии Мартина Хайдеггера. Его главный труд «Бытие и ничто» стал настоящей «библией» для молодых французских интеллектуалов. В октябре 1945 года Сартр основал журнал «Новые времена», проводивший марксистские и экзистенциалистские концепции.
Его политическая активность была многогранной: в 1952 году он выступил на Венском конгрессе народов в защиту мира, а в 1953-м вошел в состав Всемирного Совета Мира. Тогда же он участвовал в мероприятиях Римского культурного клуба вместе с итальянским сенатором Эмилио Серени и писателем Карло Леви.
Жан-Поль Сартр в Москве. 1962 г. Фото: Павел Маныч/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Сартр открыто поддерживал революционные движения: в 1959 году он опубликовал серию статей в защиту Кубинской революции, а в 1967-м на заседании Международного трибунала в Роскилде резко осудил политику Франции в Алжире, назвав ее геноцидом. Его радикальные взгляды вызывали яростную реакцию: националисты дважды взрывали его парижскую квартиру и пять раз атаковали редакцию «Новых времен».
В 1964 году Сартра наградили Нобелевской премией по литературе, но он отказался от нее, объяснив это в эссе «Почему я отказался от премии». Философ критиковал Нобелевский комитет за «буржуазность» и антисоветскую позицию. Четыре года спустя он также отверг студенческую премию в Сорбонне.
Статуя Сартра в музее восковых фигур Гревен в Париже. Фото: Anton_Ivanov/Shutterstock/Fotodom
В мае 1968 года Сартр стал одним из символов парижских студенческих протестов. Когда восставшие заняли Сорбонну, они пускали внутрь только его. После ареста философа президент Шарль де Голль лично приказал его освободить, заявив: «Во Франции Вольтеров не сажают».
Ключевой идеей философии Сартра была абсолютная свобода. Он считал, что даже в самых тяжелых условиях — например, в тюрьме — человек сохраняет право выбора: подчиниться или сопротивляться. Эти идеи оказали огромное влияние на интеллектуальную жизнь XX века.
Философия свободы в личной жизни Сартра
Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар познакомились в 1929 году в Сорбонне и заключили необычное соглашение — «Манифест любви». Они договорились об интеллектуальной верности, сохраняя при этом полную свободу в личных отношениях.
Портрет Симоны де Бовуар на почтовой марке. Фото: spatuletail/Shutterstock/Fotodom
Пара отказалась от брака, совместного быта и традиционных обязательств, но при этом ежедневно общалась и работала вместе. Также оба придерживались принципа абсолютной честности, рассказывая друг другу о своих романах на стороне.
В разное время Сартр и Бовуар состояли в отношениях с сестрами Козакевич — Ольгой и Вандой. Позже этот опыт Бовуар отразила в своем романе «Гостья». После войны Сартр увлекся американской актрисой Долорес Ванетти, а Бовуар завязала роман с писателем Нельсоном Олгреном, который продлился 14 лет, но так и не привел к браку.
Жан-Поль Сартр с супругой Симоной де Бовуар на даче писателя Константина Федина. 1962 г. Фото: Павел Маныч/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
В 1965 году Сартр удочерил свою ученицу Арлетт Элькаим, что стало причиной размолвки с Бовуар. Перед смертью писатель передал права на свои произведения своей приемной дочери.
Тем не менее, в последние годы жизни Сатра ухаживала за ним именно Симона. Он страдал от глаукомы, которая привела к практически полной потере зрения. Несмотря на это, Сартр продолжал работать — давал интервью и участвовал в дискуссиях. Философ скончался 15 апреля 1980 года в Париже от отека легких.
Согласно его пожеланиям, официальных похоронных церемоний не проводилось. Но в стихийно сложившейся траурной процессии участвовало около 50 тысяч человек.
Фото: Takashi Images/Shutterstock/Fotodom
Жан-Поля Сартра похоронили на кладбище Монпарнас. После его смерти Симона де Бовуар практически никуда не выходила. Многолетняя спутница жизни философа упокоилась рядом с ним в 1986 году.
Философия Жан-Поля Сартра
Жан-Поль Сартр — один из главных представителей экзистенциализма, философского направления, сосредоточенного на проблемах человеческого существования.
1. Экзистенция: существование предшествует сущности
Сартр утверждал, что человек не имеет заранее заданной природы, «сущности». В отличие от вещей, которые создаются с определенной целью, например, нож, чтобы резать. Человек сначала существует, а уже затем определяет себя через свои поступки.
«Человек — это существо, у которого существование предшествует сущности, что он есть существо свободное, которое может при различных обстоятельствах желать лишь своей свободы», — писал Сартр в своем эссе «Экзистенциализм — это гуманизм».
2. Свобода как бремя и ответственность
Согласно Сартру, человек абсолютно свободен, но эта свобода — не привилегия, а груз ответственности. Даже отказ от выбора — это выбор.
«Человек обречен на свободу» — то есть человек не может не выбирать.
Жан-Поль Сартр. 1962 г. Фото: Павел Маныч/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Ответственность распространяется не только на себя, но и на всех людей, поскольку каждый выбор задает пример для человечества.
3. Этический выбор и «дурная вера»
Сартр критиковал «дурную веру» (mauvaise foi) — самообман, когда человек отказывается от свободы, оправдываясь обстоятельствами, традициями или «природой».
4. Мир абсурден, но человек придает ему смысл
Сартр, как и Альбер Камю, считал, что жизнь не имеет изначального смысла. Однако, в отличие от Камю, он видел в этом возможность: человек создает смысл через свои действия.
«Человек — это прежде всего проект, который переживается субъективно», — считал Сартр.
5. «В-себе» и «Для-себя»
Сартр разделял реальность на «В-себе» (en-soi) — мир вещей, не обладающий сознанием, и «Для-себя» (pour-soi) — человеческое сознание, которое постоянно выходит за свои пределы, выбирая и меняясь. Человек никогда не совпадает с самим собой, он всегда в процессе становления.
Фото: hamdi bendali/Shutterstock/Fotodom
Сартр призывал не прятаться от свободы, а принимать ее вместе с тревогой и ответственностью. Жизнь, по его мнению, становится осмысленной ровно настолько, насколько мы готовы действовать и отвечать за последствия.
Что читать у Сартра
Жан-Поль Сартр — один из самых влиятельных мыслителей XX века, он занимался философией, литературой, драматургией и публицистикой. Его работы пронизаны идеями свободы, ответственности и абсурдности бытия, что делает их актуальными и сегодня.
Философские работы
Сартр — прежде всего философ, и в основе всего творчества — его базовые концепции.
- «Экзистенциализм — это гуманизм» (1945) — популярное изложение идей.
- «Бытие и ничто» (1943) — фундаментальный труд по экзистенциализму.
- «Трансцендентность Эго» (1936) — ранняя работа, полезная для понимания его критики «Я» как фикции.
Художественная проза
Сартр-писатель не менее важен, чем Сартр-философ.
- «Тошнота» (1938) — главный роман писателя о потере смысла жизни. История Антуана Рокантена, который открывает, что существование лишено смысла, а мир абсурден.
- «Стена» (1939) — сборник новелл о выборе перед лицом смерти. «Стена» — о человеке перед расстрелом, «Герострат» — о тяге к преступлению, «Детство повелителя» — о том, как становятся фашистами. «Комната» — это исследование границ разума.
- «Дороги свободы» (незаконченная трилогия) — о выборе и ответственности в предвоенной Франции.
- «Возраст зрелости» (1945) — герой не может решиться на аборт для любовницы.
- «Отсрочка» (1945) — Мюнхенский сговор как фон для человеческих слабостей.
Фото: Ipek Morel/Shutterstock/Fotodom
Пьесы
Сартр-драматург создал одни из самых мощных пьес XX века.
- «За закрытыми дверями» (1944) — именно оттуда знаменитая фраза «Ад — это другие». Трое в аду мучают друг друга вечным присутствием.
- «Мухи» (1943) — переосмысление мифа об Оресте как призыв к сопротивлению.
- «Грязные руки» (1948) — политическая драма о революционере, который убивает товарища.
- «Дьявол и Господь Бог» (1951) — размышления о морали и свободе.
Автобиография и эссе
- «Слова» (1964) — воспоминания о детстве и становлении личности.
- «Что такое литература?» (1947) — манифест «ангажированной литературы».
Портрет Жана Поля Сартра на французской почтовой марке. Фото: spatuletail/Shutterstock/Fotodom
Мини-гид по творчеству Сартра для первого знакомства
Первое обращение к Сартру стоит начать с доступных и ключевых текстов, которые дадут понимание его идей без излишней сложности.
- Самый простой старт: «Экзистенциализм — это гуманизм» — короткая лекция, где Сартр объясняет свои идеи понятным языком.
- Художественный вход: роман «Тошнота» и сборник новелл «Стена».
- Чтобы прочувствовать драматургию: пьеса «За закрытыми дверями».
После пройденного «маршрута новичка» можно погрузиться глубже — в политические пьесы («Грязные руки»), автобиографию («Слова») или философию («Бытие и ничто»).
Жан-Поль Сартр — автор, который не дает ответов, а заставляет думать. Но он повлиял на всю философию, литературу и политику XX века. Его идеи о свободе, отчаянии и выборе остаются актуальными и по сей день, продолжая вдохновлять новых читателей и мыслителей. Жан-Поль Сартр был и остается одним из самых значимых мыслителей современности.
Ранее мы рассказали о великом советском писателе Михаиле Шолохове. Со дня его рождения 24 мая исполнилось 120 лет.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».