Пусть никого не смущает мрачноватый заголовок, ведь дистиллерия Port Ellen так и не стала безвозвратно утерянной - всё обстоит гораздо более оптимистично. И тем не менее, того Порт Эллена, который производился до консервации и последующего за ней закрытия великой винокурни, уже совершенно точно осталось очень мало и с каждым годом становится всё меньше. Кратно тому уменьшаются и шансы попробовать этот виски у тех, кто ещё этого не сделал.
Честно сказать, собственные шансы попробовать Port Ellen я оценивал где-то в диапазоне от ничтожно малых до крайне маловероятных. И всё же, мне повезло наконец-то добраться до этого легендарного виски. Предвкушая подобные вещи и точно зная, что скоро их попробуешь, испытываешь странную смесь волнения, радости и страха разочарования. Я довольно долго не решался, так как всё ждал нужного настроя. И вот, кажется, он пришёл. Да и временное похолодание посреди летней жары пришлось как нельзя кстати, ибо и так уже затянул с дегустацией самого интересного виски из всех, что когда-либо бывал у меня в руках.
Многие мечтают попробовать Port Ellen с тех пор, как познали Айлу, и я не стал исключением. Но, как вы знаете, это крайне редкий и крайне дорогой молт, ведь винокурни Port Ellen уже давно не существует. Во всяком случае, в том виде, в котором она когда-то существовала до момента своего закрытия и переориентирования под солодильню. Но давайте обо всём по порядку.
Дистиллерия Port Ellen была основана в 1825 году, проработала немногим более ста лет и была законсервирована в 1930 году. На тот момент завод принадлежал компании Scottish Malt Distillers. Производство возобновили только через 37 лет, винокурня была модернизирована, число кубов увеличено с двух до четырёх. Началась плодотворная работа, и следующие шестнадцать лет станут наиболее значимыми в жизни винокурни. В 1973 году была установлена промышленная солодильня барабанного типа, укомплектованная семью барабанами вместимостью по 51 тонне ячменя. На винокурне работали три килна - так называется печь для сушки ячменя на торфе. Добыча торфа происходила тут же на Айле.
Всё вроде бы шло неплохо, но через десять лет Port Ellen повторно законсервировали. А в 1987 году винокурню и вовсе закрыли из-за кризиса в индустрии и падения спроса на солодовый виски. На тот момент на Айле действовали ещё две принадлежавшие The Distillers Company Ltd. (прежнее название Diageo) блендоориентированные дистиллерии: Lagavulin и Caol Ila. Эти заводы много лет работали без остановок. И так уж вышло, что Port Ellen с годовым выгоном спиртов 1,7 миллиона литров оказалась самой маленькой из трёх. Будь всё иначе, могли бы сейчас боготворить Лагавулин или даже Кулылу.
Оборудование демонтировали, а некоторые постройки сравняли с землёй. Ходили слухи, что в 90-х годах кубы были вывезены в Индию. Тем не менее, Port Ellen продолжил работать в качестве солодильни, снабжая ячменём другие винокурни Айлы и за её пределами. Разумеется, остались бочки с виски, и Diageo периодически выпускала различные релизы. Некоторые бочки достались и независимым боттлерам, среди которых были Douglas Laing, Berry Bros & Rudd, Cadenhead, Gordon & MacPhail, Signatory Vintage, Samaroli и многие другие. Правда не совсем понятно, были ли бочки выкуплены до закрытия винокурни или уже после. Примечательно, что изначально дистиллерия носила название "Леодомус", и только спустя время была переименована в честь леди Элинор Кэмпбелл, которая была супругой одного из основателей. Даже во времена наиболее плодотворной работы львиная доля производимого на Port Ellen виски уходила на бленды. Если бы кто-то знал в те времена, какая судьба ждёт дистиллерию.
В качестве сингл молта Port Ellen стал выпускаться спустя несколько лет после закрытия производства. В 1998 и 2000 годах были выпущены релизы в серии Rare Malts, а в 2001 году явился на свет первый молт в серии ежегодных выпусков Special Releases, коих насчитывается семнадцать - последний датирован 2017 годом. В 2019 году в рамках новой линейки "Untold Stories" был выпущен 39-летний Port Ellen. На следующий год в рамках линеек "Untold Stories" и "Prima & Ultima" вышло два 40-летних релиза Port Ellen дистилляции 1979 года.
О намерении вдохнуть жизнь в уснувшую дистиллерию Diageo объявили ещё осенью 2017 года, тогда же было анонсировано грядущее открытие винокурни Brora в Хайленде. Обе дистиллерии прекратили производство в один год, главное отличие между ними заключалось в том, что на Порт Эллене не осталось оборудования, и очень немногие здания могли бы быть использованы под цеха. Новая винокурня была отстроена во дворе возле старых складов. Она оснащена двумя парами перегонных кубов, одна из которых была изготовлена в полном соответствии с сохранившимися чертежами старых. Два других куба имеют меньший объём и предназначены для экспериментального творчества мастера-дистиллера. Официальное открытие состоялось 19 марта 2024 года. Новый Port Ellen выглядит очень современно и имеет гостевой центр. Удастся ли новым мастерам возродить характер этого легендарного виски? Судить об этом смогут никак не раньше, чем в 2027 году, если производитель планирует выпуск трёхлетнего инаугурального молта.
Ну а я возвращаюсь к во всех смыслах старому Порт Эллену 1978 года дистилляции. Это шестое издание в серии ежегодных спецрелизов Diageo. Виски провёл в бочках 27 лет и был разлит по бутылкам в 2006 году при натуральной бочковой крепости 54,2% алкоголя. Тираж составил 4560 боттлов. На момент публикации статьи рейтинг whiskybase составляет 91,53/100 при 214 оценках, включая мою, о которой вы узнаете чуть позже.
Tasting notes 🥃
- тело словно остывшее загустевшее масло. Цвет насыщенно соломенный с зеленоватым оттенком.
- аромат спокойный и невероятно филигранный для своего внушительного градуса. При этом сразу же чувствуются плотность и насыщенность, а также комплексность и монолитность. Довольно приветливый и умиротворённый. Сходу очень сложно за что-то зацепиться - нос одновременно фенольный, морской и фруктовый, при этом все эти три составляющих плотно переплетены, и ни одна не пытается доминировать. Торф достаточно спокойный и по уровню фенольности ближе к Кулыле, но, однозначно, отличается. Имеет явный технический уклон - как будто бы бензин растворили в морской воде - так пахнет на лодочной станции, а где-то недалеко пережарили лосось на огне - у меня сразу же возникла ассоциация с подгоревшим на решётке рыбьим жиром. Определённо, присутствует очень приятная и обаятельная фруктовая свежесть, которая напоминает лимон, но не отдельно взятый, а как будто бы лимонным соком обрызгали сырые морепродукты. Попозже эта свежесть уйдёт, уступив место плотной минерально-морской теме: галька и водоросли. Аромат настолько пропитан морем, что кажется будто гуляешь по побережью после шторма. Присутствует и бурбоновая тематика, думаю, что бочки были рефильными - сливочно-ванильно-кокосовая сладость довольно сдержанная, хотя и хорошо ощутимая, улавливаются оттенки лимонной вафли, глазированных фруктовых конфет и ментольно-лимонных карамелек, свежий огурец и сладковатая травянистость, напоминающая свежескошенную траву. По мере раскрытия минерально-морская тематика бенефецирует, появляется чётко выраженный оттенок сырой пожухлой осенней листвы, словно гуляешь в лесу или по парку после сильного дождя, грибные и рассольные оттенки, свежайшая только что просоленная морская рыба, которая напомнила мне о Килкерране. Аромат этого виски пьянит и дурманит, словно какая-то завораживающая этническая музыка, в него буквально без остатка погружаешься, забыв про всё остальное.
- вкус солёный, минерально-морской, йодистый, перечный, умеренно фенольный, металлический. Морская галька, водоросли, тина, копчёно-вяленый перец, замасленный инструмент, высокоминерализованная солоновато-йодистая вода, кисло-сладкая лимонно-лаймово-яблочная свежесть, умеренно вяжущие терпко-пряные древесные танины.
- финиш продолжительный. Минерально-морской, фенольный. Технический торф с оттенками бензина и гуаши, сгоревшей на углях жирной морской рыбы, водорослей, ментола, лимонных карамелек и металла.
Невероятно сложный, многогранный и бесконечно комплексный виски с очень сложной динамичной органолептикой. Минерально-морской, кисло-сладко-фруктовый с необычными индустриально-техническими фенолами. Port Ellen совершенно не похож на Lagavulin, Ardbeg или Laphroaig, есть что-то общее с возрастными Кулылами и Талискерами, но лишь отчасти. Один из лучших виски, что я когда-либо пробовал. Было очень вкусно прикоснуться к легенде. Не зря, наверное, я всё это делаю.
94/100
Место Port Ellen 27 YO 6th Release 1978 в рейтинге торфяных солодовых виски можно посмотреть тут. Разумеется, первое. Отчасти из уважения к старушке, но и не только из-за него.
Что почитать:
Благодарю за внимание! Употребляйте крепкие напитки ответственно!
Статья подготовлена с использованием материалов зарубежной прессы.