Осенью 2022 года я начал исследовать направление бывшей УЖД Тула–Лихвин. Не представляя всех трудностей пути, я наивно рассчитывал пройти по крайней мере большую часть пути за сутки. В итоге я добрался лишь до села Воскресенское, решив вернуться на линию снова, что и было реализовано через год.
Старый мост УЖД в Дубне
На сей раз я забросился до Дубны на машине. Немного прошёлся по расположенному у автостанции переулку, и в 12:30 выдвинулся к линии.
Строительство линии Тула — Лихвинской железной дороги осуществлялось Московским обществом подъездных путей. Работы начались в 1899 году, движение по маршруту Тула-Труфаново-Дубна-Лихвин было запущено 25 декабря 1905 года.
От УЖД отходило ответвление к Дубенскому чугунолитейному заводу, затем к заводу провели линию широкой колеи. Теперь нету и её, и лишь название улицы Привокзальная напоминает о том, что в городе когда-то была железная дорога.
Перейдя мост через Упу, я отправился по шоссе Дубна – Воскресенское к тому месту, где некогда проходила узкоколейка. Теперь здесь проезжая дорога в сторону улицы Привокзальная.
Линия проходила в перелеске чуть правей дороги. Ближе к улице Привокзальная насыпь бывшей УЖД хорошо сохранилась, я иду уже по ней.
Этот снимок сделан с места ответвления линии на Дубенский завод:
Через пару сотен метров обнаруживаю хорошо сохранившийся мост УЖД через реку Дубенка — один из пары мостов всей линии, где еще остался первоначальный железный пролёт:
Вокзал находился в нынешнем посёлке Пригородный. Линия была здесь разобрана в 1972 году, место расположения бывшего вокзала заросло деревьями. Из старых фото станции Дубна сохранилась пара снимков станционной водонапорной башни:
От построек остались разве что руины бывшей конторы склада ГСМ, поэтому, я не трачу время на поиски, и выхожу из посёлка.
Дубна-Михино
Сразу после этого я оказался на самом трудном участке этого дня. Сперва высокая трава, потом заросли, но я твёрдо решил пройти этот отрезок по направлению линии. В зарослях обнаруживаю ручей от находящегося где-то справа родника. После ручья начинает читаться тропинка, а через 400 метров показался железнодорожный мост линии к карьеру. Забираюсь на мост, видно, что поезда давно не ездят и здесь:
После моста направление бывшей линии завалено, видимо, чтобы сюда не заезжали машины. Обойдя чуть левей, я обнаружил тропинку, по которой вернулся на маршрут линии. Через несколько минут я вышел к разрушенному небольшому мосту УЖД:
Перебравшись через ручей, вскоре я оказался на красивом лугу, вытянутом в направлении линии:
Дальше начался приятный лесной участок – с довольно хорошей тропой и красивым участком насыпи.
Тропинка выводит к остаткам маленького моста – пролёта давно нет, но ещё лежат положенные кем-то скреплённые шпалы, уже покрытые густым мхом:
После мостика заросли все более густые, тропинка то появляется на насыпи, то теряется. По предыдущему опыту уже знаю – частенько насыпь зарастает кустарником гораздо сильней, чем лес рядом. Природа будто берёт реванш у человека за вмешательство…
Такие места обхожу рядом. Видимо, сказывается близость реки – попадается больше крапивы, а я иду в шортах. По зарослям выхожу к очередному мосту. Опоры его довольно высокие, верхняя часть разворочена, валяется сброшенная бетонная плита пролёта:
После моста более открытый участок, после которого снова заросли. Через несколько минут добираюсь до остатков очередного мостика:
После мостика тропинка становится всё лучше, а буквально через три минуты появляется и колея. Здесь я местами начинаю переходить на бег — с собой лишь маленький беговой рюкзак со сладостями и бутылка воды.
Колея все более накатанная, справа показались высокие отвалы карьера Дубенский камень, а слева – крыши домов Михино:
Ровно через два часа с момента старта я вышел на участок гравийной дороги через Михино.
Вскоре основная проезжая дорога повернула влево, а я оказался на очень приятном грунтовом участке между рядами деревьев.
Вот слева спускаются деревянные ступеньки. Кажется, что по ним кто-то снова приходит сюда в ожидании поезда, которого нет уже более полувека…
Михино — Опочня
Но пасторальная картинка быстро сменяется заросшим участком. Снова разрушенный мостик, у остатков которого лежит пара скреплённых шпал, служивших для перехода после разборки железной дороги:
Трудней всего двигаться в районе моста автодороги, густые заросли, много мусора. Кое-как пробираюсь дальше, до Опочни остаётся около километра.
Где-то попадаются участки высокой насыпи, на которые взбираются накатанные дорожки, где-то насыпь полностью срыта, видимо, растаскивали для стройки.
Останавливаюсь сделать фотографии то участков насыпи, то просто красивой осенней природы:
Рельеф становится все более изменчивый, в сторону Упы сбегают овраги, сменяющиеся луговыми участками.
А то вдруг снова заросли, и лишь закреплённая на ветке завязочка подтверждает правильное направление. Да, все верно. Вскоре оказываюсь снова на прямом участке между рядами деревьев:
и вижу шикарное место отдыха со столиком:
С удовольствием присаживаюсь на лавочку на пару минут отдыха , подкрепиться сладостями, после чего продолжаю свой путь.
На лугу меня встретил молодой бычок и пара маленьких телят. Все трое смотрели на меня внимательно пока я фотографировал их:
Застройка частного сектора становится всё плотней, здесь уже нет ничего интересного. Через какие-то гаражи, извиняясь перед хозяевами за внезапное вторжение, я выбрался на идущий параллельно асфальт. Оказавшись на хорошем покрытии, перешел на бег, любуясь аккуратными домиками вдоль дороги:
К концу села возвращаюсь на направление линии по просеке у рощи:
В селе Опочня поезда останавливались неофициально, по договорённости. Остановочный пункт располагался в районе нынешней школы:
Оставшаяся часть пути до моста через Упу оказалась самой красивой и интересной по сохранившимся остаткам мостов, так что я решил рассказать об этом в следующей публикации:
Другие статьи по этой УЖД и району:
До встречи на канале!