Найти в Дзене
ARINSKY

От Дубны до Опочни по бывшей узкоколейке

Осенью 2022 года я начал исследовать направление бывшей УЖД Тула–Лихвин. Не представляя всех трудностей пути, я наивно рассчитывал пройти по крайней мере большую часть пути за сутки. В итоге я добрался лишь до села Воскресенское, решив вернуться на линию снова, что и было реализовано через год. На сей раз я забросился до Дубны на машине. Немного прошёлся по расположенному у автостанции переулку, и в 12:30 выдвинулся к линии. Строительство линии Тула — Лихвинской железной дороги осуществлялось Московским обществом подъездных путей. Работы начались в 1899 году, движение по маршруту Тула-Труфаново-Дубна-Лихвин было запущено 25 декабря 1905 года. От УЖД отходило ответвление к Дубенскому чугунолитейному заводу, затем к заводу провели линию широкой колеи. Теперь нету и её, и лишь название улицы Привокзальная напоминает о том, что в городе когда-то была железная дорога. Перейдя мост через Упу, я отправился по шоссе Дубна – Воскресенское к тому месту, где некогда проходила узкоколейка. Тепер
Оглавление

Осенью 2022 года я начал исследовать направление бывшей УЖД Тула–Лихвин. Не представляя всех трудностей пути, я наивно рассчитывал пройти по крайней мере большую часть пути за сутки. В итоге я добрался лишь до села Воскресенское, решив вернуться на линию снова, что и было реализовано через год.

Старый мост УЖД в Дубне

-2

На сей раз я забросился до Дубны на машине. Немного прошёлся по расположенному у автостанции переулку, и в 12:30 выдвинулся к линии.

Строительство линии Тула — Лихвинской железной дороги осуществлялось Московским обществом подъездных путей. Работы начались в 1899 году, движение по маршруту Тула-Труфаново-Дубна-Лихвин было запущено 25 декабря 1905 года.
Здесь шла ветка на Дубенский завод
Здесь шла ветка на Дубенский завод

От УЖД отходило ответвление к Дубенскому чугунолитейному заводу, затем к заводу провели линию широкой колеи. Теперь нету и её, и лишь название улицы Привокзальная напоминает о том, что в городе когда-то была железная дорога.

Вид на город со стороны шоссе на Воскресенское
Вид на город со стороны шоссе на Воскресенское

Перейдя мост через Упу, я отправился по шоссе Дубна – Воскресенское к тому месту, где некогда проходила узкоколейка. Теперь здесь проезжая дорога в сторону улицы Привокзальная.

Линия проходила в перелеске чуть правей дороги. Ближе к улице Привокзальная насыпь бывшей УЖД хорошо сохранилась, я иду уже по ней.

Фото - осень 2023 года. Насыпь линии в строну завода
Фото - осень 2023 года. Насыпь линии в строну завода

Этот снимок сделан с места ответвления линии на Дубенский завод:

За это время побывал здесь еще раз, фото весны 2025 года. Направа уходила ветка на Дубенский чугунолитейный завод
За это время побывал здесь еще раз, фото весны 2025 года. Направа уходила ветка на Дубенский чугунолитейный завод

Через пару сотен метров обнаруживаю хорошо сохранившийся мост УЖД через реку Дубенка — один из пары мостов всей линии, где еще остался первоначальный железный пролёт:

Вокзал находился в нынешнем посёлке Пригородный. Линия была здесь разобрана в 1972 году, место расположения бывшего вокзала заросло деревьями. Из старых фото станции Дубна сохранилась пара снимков станционной водонапорной башни:

От построек остались разве что руины бывшей конторы склада ГСМ, поэтому, я не трачу время на поиски, и выхожу из посёлка.

-10

Дубна-Михино

Сразу после этого я оказался на самом трудном участке этого дня. Сперва высокая трава, потом заросли, но я твёрдо решил пройти этот отрезок по направлению линии. В зарослях обнаруживаю ручей от находящегося где-то справа родника. После ручья начинает читаться тропинка, а через 400 метров показался железнодорожный мост линии к карьеру. Забираюсь на мост, видно, что поезда давно не ездят и здесь:

После моста направление бывшей линии завалено, видимо, чтобы сюда не заезжали машины. Обойдя чуть левей, я обнаружил тропинку, по которой вернулся на маршрут линии. Через несколько минут я вышел к разрушенному небольшому мосту УЖД:

-12

Перебравшись через ручей, вскоре я оказался на красивом лугу, вытянутом в направлении линии:

-13

Дальше начался приятный лесной участок – с довольно хорошей тропой и красивым участком насыпи.

-14

Тропинка выводит к остаткам маленького моста – пролёта давно нет, но ещё лежат положенные кем-то скреплённые шпалы, уже покрытые густым мхом:

После мостика заросли все более густые, тропинка то появляется на насыпи, то теряется. По предыдущему опыту уже знаю – частенько насыпь зарастает кустарником гораздо сильней, чем лес рядом. Природа будто берёт реванш у человека за вмешательство…

-16

Такие места обхожу рядом. Видимо, сказывается близость реки – попадается больше крапивы, а я иду в шортах. По зарослям выхожу к очередному мосту. Опоры его довольно высокие, верхняя часть разворочена, валяется сброшенная бетонная плита пролёта:

После моста более открытый участок, после которого снова заросли. Через несколько минут добираюсь до остатков очередного мостика:

-18

После мостика тропинка становится всё лучше, а буквально через три минуты появляется и колея. Здесь я местами начинаю переходить на бег — с собой лишь маленький беговой рюкзак со сладостями и бутылка воды.

Колея все более накатанная, справа показались высокие отвалы карьера Дубенский камень, а слева – крыши домов Михино:

Ровно через два часа с момента старта я вышел на участок гравийной дороги через Михино.

-21

Вскоре основная проезжая дорога повернула влево, а я оказался на очень приятном грунтовом участке между рядами деревьев.

-22

Вот слева спускаются деревянные ступеньки. Кажется, что по ним кто-то снова приходит сюда в ожидании поезда, которого нет уже более полувека…

-23

Михино — Опочня

Но пасторальная картинка быстро сменяется заросшим участком. Снова разрушенный мостик, у остатков которого лежит пара скреплённых шпал, служивших для перехода после разборки железной дороги:

-24

Трудней всего двигаться в районе моста автодороги, густые заросли, много мусора. Кое-как пробираюсь дальше, до Опочни остаётся около километра.

-25

Где-то попадаются участки высокой насыпи, на которые взбираются накатанные дорожки, где-то насыпь полностью срыта, видимо, растаскивали для стройки.

-26

Останавливаюсь сделать фотографии то участков насыпи, то просто красивой осенней природы:

Рельеф становится все более изменчивый, в сторону Упы сбегают овраги, сменяющиеся луговыми участками.

А то вдруг снова заросли, и лишь закреплённая на ветке завязочка подтверждает правильное направление. Да, все верно. Вскоре оказываюсь снова на прямом участке между рядами деревьев:

и вижу шикарное место отдыха со столиком:

-29

С удовольствием присаживаюсь на лавочку на пару минут отдыха , подкрепиться сладостями, после чего продолжаю свой путь.

На лугу меня встретил молодой бычок и пара маленьких телят. Все трое смотрели на меня внимательно пока я фотографировал их:

-30

Застройка частного сектора становится всё плотней, здесь уже нет ничего интересного. Через какие-то гаражи, извиняясь перед хозяевами за внезапное вторжение, я выбрался на идущий параллельно асфальт. Оказавшись на хорошем покрытии, перешел на бег, любуясь аккуратными домиками вдоль дороги:

К концу села возвращаюсь на направление линии по просеке у рощи:

-32

В селе Опочня поезда останавливались неофициально, по договорённости. Остановочный пункт располагался в районе нынешней школы:

-33

Оставшаяся часть пути до моста через Упу оказалась самой красивой и интересной по сохранившимся остаткам мостов, так что я решил рассказать об этом в следующей публикации:

Другие статьи по этой УЖД и району:

До встречи на канале!