Найти тему
ARINSKY

Вдоль узкоколейки Труфаново—Дубна

Оглавление

Вашему вниманию вторая часть рассказа о походе вдоль бывшей УЖД Тула-Лихвин осенью 2022 года. Стартовав в полночь от станции Рвы, к утру я дошёл до станции Труфаново, где переждал дождь под навесом.

Здание было изначально в два раза больше, но половина сгорела. Оставшаяся часть используется как хозяйственная постройка и почти не изменилась за прошедшие пару десятков лет.

Дальнейшие пути узкоколейки в сторону Чекалина были разобраны ещё в 1970-ые годы: с введением в эксплуатацию линии широкой колеи и развитием автодорог в 1968—1969 год был закрыт участок от Дубны до Ханино, а в 1972 году и участок Труфаново-Дубна.

Схема линии Труфаново-Дубна
Схема линии Труфаново-Дубна

Труфаново-Кураково. Рассвет

Через полчаса дождь закончился и я двинул дальше. На дорогах было довольно грязно, но вскоре я свернул в сторону перелеска, где шла УЖД, и оказался на довольно приятном участке:

-3

На выходе из леса к Кураково я попил чаю, чуть спрямил маршрут, и встретил первые лучи солнца на поле:

-4

В районе Кураково по маршруту линии проходят автодороги. Один из домов некогда служил зданием вокзала, однако, внимание моё привлекли щедрые дары осени.

Яблоневый рай

-6

Да, яблок здесь много! Яблоки были после ночи ещё очень холодные, но все очень вкусные. Я съел сколько мог, взял несколько с собой и пошёл дальше.

-7

Участок до Баздрево оказался самым живописным. По правую сторону на крутых склонах берёзы образовывали очень красивые ярусы. Объёмное наше зрение двумя глазами гораздо более эффектно, но и фотография вполне передаёт картинку:

Кажется, это склоны старого карьера. Вообще, карьеров здесь много.
Кажется, это склоны старого карьера. Вообще, карьеров здесь много.

Дальнейший участок оказался самым разнообразным по яблоням. Коренастые, невысокие, все разных сортов — так интересно было пробовать их все. Помню, что одно из яблок было совсем незнакомого мне сорта!

А вот и калина красная!
А вот и калина красная!

Кроме яблонь вдоль этого участка было немало и колючего шиповника.

-10

Ближе к автодороге повстречалась и совершенно огромная "Антоновка". Она раскинулась по ширине насыпи, метра на 3-4! Набрав этих крупных сочных яблок, я продолжил свой путь. Из бывших остатков линии обнаружен был очередной небольшой мост:

-11

В районе Баздрево я оказался на самой живописной за весь поход высокой насыпи дороги:

Сваливаю с маршрута...

А у следующего леса всё резко оборвалось. Ямы, петляющие овраги, куда девалась здесь насыпь? Скорей всего, смесь щебенки и песка выкапывали для строительных нужд. Я чуть потыркался, но понял, что пробираться через заросли совсем нелегко, и свернул в сторону деревни.

Дальше я оказался у большого огороженного поля, где разгуливало множество чёрных коров. Я пошел к автодороге самым коротким маршрутом, оставив линию и бывшую станцию Бредихино далеко в стороне. Из неосмотренных достопримечательностей можно назвать опору бывшего моста через Упу.

После лесов просторы водохранилища рыбхоза "Воскресенский" казались почти морем:

После водохранилища я дошёл до автодороги на Суворов, дотопал до Воскресенского, осмотрел руины усадьбы Мальцева:

После чего за чаем понял, что желания продолжать дальнейшие поиски узкоколейки совершенно не остается.

Стало совершенно очевидно — нормально осмотреть оставшийся участок до станции Ясеновая, что так хотелось — потребует очень много времени, для ночёвки в лесу у меня с собой ничего не было, да и паурбанка я с собой не взял. Внимание снизилось, желание продираться дальше через заросли окончательно пропало.

Я дошёл до Дубны по шоссе, к этому времени внимание моё уже окончательно снизилось — я умудрился пересечь бывшее направление узкоколейки мимо Дубны даже не вспомнив об этом, после чего окончательно было решено возвращаться в сторону Суворова автостопом.

После похода остались двоякие впечатления и общие выводы:

  • Я вполне ощутил себя местами маленьким паровозиком на крутой насыпи, очень интересно находить остатки строений линии.
  • Ночное передвижение было интересно как таковой опыт, но крайне неэффективно — ориентироваться в светлое время, конечно, гораздо проще.
  • Кроме трудностей ориентации и прохождения — общий километраж с учётом всевозможных обходов оказывается существенно больше, поэтому средняя скорость передвижения даже днём и в относительно сухое время года оказывается крайне низкая.

Но думаю, что когда-нибудь меня снова потянет в эти края!

Читать с начала:

Спасибо за Ваш интерес!