Найти тему
ARINSKY

Дубна Тульская — что осталось от наследия фабрикантов Мосоловых

Оглавление

Жителям Москвы и области хорошо знакомо название наукограда Дубна. Однако, в Тульской области есть небольшой одноимённый посёлок. Фактически, вся его история связана с династией фабрикантов Мосоловых.

Первый раз я проезжал через Дубну Тульской области в ходе 400-км ультрамарафона на велосипеде. Через несколько лет, изучая историю УЖД Тула-Лихвин, я приехал в посёлок на пару дней. Самый красивый вид открывается на Дубну со стороны холма к востоку от посёлка:

-2

Заводы династии Мосоловых

Основоположники металлургического дела в здешних краях братья Мосоловы — Алексей, Максим, Иван Большой и Иван Меньшой. Параллельно заниматься предпринимательством начал их двоюродный брат, Федор Кузьмич. В 1728 года Мосоловы получили разрешение на строительство завода на реке Мышега. В 1734 году начал работать доменный и передельный завод на реке Шаня, в 1739 году — Гиреевский молотовый завод. Формально разрешение на постройку чугуноплавильного молотового завода на реке Дубне было получено в 1740 году, но, по некоторым сведениям, завод был построен раньше.

За 20 лет Мосоловы пустили шесть «вододействующих железных заводов». Еще два завода за это время были ими куплены. Впрочем, по указу Сената 1754 г. все предприятия, в том числе металлургические, расположенные ближе чем 200 верст от Москвы, подлежали закрытию. Под действие этого указа попали три завода Мосоловых: мышегский, шанский и гиреевский. Однако Мосоловым удалось сохранить мышегский завод в числе действующих для нужд тульских оружейников. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. здесь отливали фальконеты, ядра, картечь.

Литьё Дубенского завода. Достойно коллекций
Литьё Дубенского завода. Достойно коллекций

На заводе в Дубне изготавливали печные дверцы и заслонки, предметы обихода, которые реализовывались на знаменитой Нижегородской ярмарке, в городах Туле и Ельце: чугунные горшки, сковородки, утюги, рукомойники.

-4

«Среди лесов прекрасный рай». Усадьба Мосоловых

В 1820-х годах Петр Иванович Мосолов построил в Дубне напротив завода трехэтажный дом. Дом был с верандой, его украшали литые чугунные элементы. Рядом с домом была контора Мосоловых. Первый этаж дома — каменный, второй и третий — деревянные.

-5

В доме находился бальный зал, гостиная для приемов, жилые комнаты. Украшением дома была ажурная чугунная лестница, кронштейны.

Архитектурные детали, лестница в доме. Фото: Сергей Рубцов
Архитектурные детали, лестница в доме. Фото: Сергей Рубцов

Рядом с домом был парк с фруктовыми садами. Перед парадным въездом стояли каменные башни.

В конце XVIII века Мосоловы занимали 5-е место в списке богатейших заводчиков России. Дубенским заводом Мосоловы владели дольше всего. По состоянию на 1890 год, на заводе в Дубне было выплавлено 136 тыс. пудов чугуна и отлито 28 тыс. пудов чугунных изделий.

Рабочий посёлок Дубна, 2023 год
Рабочий посёлок Дубна, 2023 год

УЖД Тула—Лихвин

Линия УЖД у Дубны
Линия УЖД у Дубны

В 1899 году по инициативе Алексея Ивановича Мосолова и других предпринимателей района начинается строительство Тула-Лихвинской узкоколейной железной дороги. Движение по маршруту Тула-Труфаново-Дубна-Ханино-Суворово-Лихвин длиною 105 км было открыто в январе 1906 г. Сразу после станции Дубна от дороги отходила ветка на Дубенский чугунолитейный завод.

Насыпь УЖД в восточной части Дубны
Насыпь УЖД в восточной части Дубны

УЖД была разобрана в 1960-ые годы, а к заводу протянули линию широкой колеи.

Мост через Дубенку
Мост через Дубенку

До наших дней память о УЖД сохранилась лишь в названии улицы Привокзальная в северо-восточной части посёлка, хорошо просматривается местами старая насыпь УЖД, опоры и пролёты моста через Дубенку:

Участок бывшей линии и остатки моста через Дубенку
Участок бывшей линии и остатки моста через Дубенку

Церковь Петра и Павла

Также по ходатайству Алексея Ивановича Мосолова в начале 1900-х годов в Дубне возводится каменная церковь, освященная в 1906 году во имя св. апостолов Петра и Павла.

Храм Петра и Павла в Дубне
Храм Петра и Павла в Дубне

После советского периода храм был возвращён РПЦ в 2001 году. Купол был установлен в 2012 году, здание храма было дополнено колокольней.

Усадьба и завод в советское время

Алексей Иванович Мосолов продал Дубенский завод в 1912 году, поселившись в родовом селе Протасово, а после революции эмигрировал на Балканы.

Храм в Протасово, 2023 год
Храм в Протасово, 2023 год

При советской власти завод был национализирован.

-15

Осенью 1941 года, заводское оборудование эвакуировали на Урал, где оно и затерялось. В 1942 году, после освобождения Тульской области, на завод привезли оборудование из разрушенных корпусов черепетского металлургического завода. В то время дубенский чугунолитейный завод делал продукцию для фронта: окопные печи, печи-буржуйки, котлы для полевой кухни и даже орудийные снаряды.

Мемориал Великой Отечественной, вечный огонь
Мемориал Великой Отечественной, вечный огонь

В 1943 году открыли линию отопительных ребристых труб, которые выпускались вплоть до окончания советского периода. А в 1990-е литейное производство на заводе закрыли совсем.

Запустение пруда, начало 2000-х
Запустение пруда, начало 2000-х

Главный жилой дом в Дубне — один из трёх домов Мосоловых, единственный сохранившийся до наших дней — долгие десятилетия он был жилым.

Новейшее время

Дом до реновации, фото Сергея Рубцова, до 2017 года.
Дом до реновации, фото Сергея Рубцова, до 2017 года.

К 2000-м годам дом представлял собой довольно печальное зрелище. В 2016 году его жители были переселены в новое жильё, и началось восстановление здания.

4 июля 2020 года в усадьбе открылся Музейно-туристический комплекс, посвященный истории российской доменной металлургии.

Фонтан и парадный вход, осень 2023 года
Фонтан и парадный вход, осень 2023 года

Музейная экспозиция насчитывает более 200 экспонатов. В частности, представлена домница тульского кузнеца и доменная печь металлургического завода, электронная энциклопедия заводов тульского региона и России.

На берегу озера проведена реновация парковой зоны:

Линия широкой колеи до завода давно разобрана, а ветка к карьеру полностью заросла, и уже вряд ли будет использоваться:

-23

Остатки бывшей линия бывшей УЖД Тула-Лихвин в Дубенском районе от реки Упа до бывшей станции Ясеновая — пожалуй, наиболее живописны и сохранились в более-менее нетронутом виде — высокие насыпи, остатки многочисленных мостов, позволяют понять масштабы проведенной работы в условиях пересечённой местности.

Что касается каменных построек, то исчезают последние из них — в 2024 году был разобрано здание станции Рвы, постепенно расчищается территория станции Ясеновая. К счастью, в походе 2023 года мне удалось застать ещё кое-что, но это уже отдельный рассказ.

-24

Спасибо за ваш интерес! До встречи на канале!

Тула
171,5 тыс интересуются