Бывает, что случайно проехав через какой-то город, он начинает манить к себе снова. Именно так произошло у меня с городом Чекалин.
Первый раз его домики в один-два этажа промелькнули, когда я ехал 400-км ультрамарафон на велосипеде. Более всего, пожалуй, запомнился рекордный для нашей местности указатель уклона в 13% с южной стороны города:
«Мощное место!» — подумал я. Мне очень захотелось обязательно переночевать здесь, что и было воплощено следующим летом. В этот раз я въезжал в город с севера. С дороги открывается красивая панорама на город:
Примерно этот же ракурс запечатлён на открытке начала XX века:
Город известен под названием Лихвин с 1565 года, когда был причислен Иваном Грозным к опричным городам и укреплён. Согласно археологическим раскопкам, Лихвинская крепость находилась на месте Лихвинского городища, основанного не позже XII века. В конце XVI века здесь была возведена дубовая стена, представлявшая собой частокол из заостренных сверху бревен, с двумя проезжими и четырьмя глухими башнями. Внутри крепости было две деревянные церкви — Николая Чудотворца и Алексея Митрополита, отчего впоследствии само место стало называться Соборной горой. Городское укрепление являлось частью Тульских засек — засечные леса проходили от Лихвина на юг к Белеву и юго-восток к Одоеву:
В 1776 году губернский архитектор П. Р. Никитин разработал генеральный план Лихвина с прямоугольной системой взаимно перпендикулярных улиц. Организуя такую структуру, архитектор включил существующую Соборную гору в градостроительную композицию всего города:
Каменный Троицкий собор с колокольней и оградой был построен в 1810 году вместо сгоревшей деревянной Троицкой церкви, затем расширен. Были Ильинский и Всехсвятский приделы.
Храм был закрыт и разрушен в 1930-ые годы.
На месте собора теперь находится сквер с памятником герою-комсомольцу Александру Чекалину, в честь которого в 1944 году город и получил своё нынешнее название.
Ещё один храм располагался храм на перекрёстке современных улиц Спасо-Введенской и Чувашова:
Спасо-Преображенская церковь была построена в 1784 году купцом Петром Афанасьевичем Прониным. Церковь каменная с колокольней и оградой вокруг. Церковь была устроена на месте упразднённого Лихвинского Афанасьевского женского монастыря, в память о котором справа был обустроен придел во имя Афанасия Александрийского и Кирилла Александрийского. С левой стороны находился придел во имя святой Параскевы.
Долгое время в саду земской больницы сохранялась кирпичная тумба с восьмиконечным железным крестом и луной в подножии.
Земская больница Лихвина
Строительство здания больницы связано с именем Фёдора Ивановича Лисицына, который проработал в ней более 40 лет. Окончив медицинский факультет Московского университета, Лисицын продолжает обучение в Берлинском университете, после чего 6 лет работал в селе Кулешово. В 1898 Фёдор Иванович переводится в Лихвин.
Городская больница помещалась тогда в одном небольшом доме. С большим трудом Фёдору Ивановичу удалось добиться в земской управе выделения средств на постройку новой больницы.
Лисицын сам составил проект здания и руководил всеми работами. Строительство было завершено в 1914 году. Фёдор Иванович проработал в больнице до самой своей смерти.
Ещё одно дореволюционное здание — купца Соколова полностью разрушено:
В ещё одном старинном здании ныне расположен Девягорско-Лихвинский историко-ландшафтный музей. К слову, газификация это очень хорошо, но жёлтые газовые трубы очень сильно портят картинки немногочисленных исторических зданий:
Расцвет города в XIX веке
Глядя на тихую жизнь нынешнего Чекалина, трудно поверить в то, что в начале XIX века Лихвин был оживлённым торговым городом с пристанью на Оке, связывавшей город с Белёвом, Калугой, Алексином.
В конце XIX века в городе действовало четыре завода и насчитывалось 266 домов (в том числе 21 каменный), 4 храма, 25 торговых лавок. Кроме того, в Лихвине числилось свыше 80 ремесленных заведений. Город начал постепенно приходить в упадок со второй половины XIX века – вследствие обмеления Оки стал уменьшаться поток грузов по реке, сократилась торговля. Если в 1856 году в городе числилось около 2900 жителей, то в к концу века лишь 1600. Со временем Ока в районе Лихвина стала и вовсе несудоходной.
В 1905 году было запущено движение по Тула-Лихвинской узкоколейной железной дороге. Конечная станция Лихвин располагалась в паре километров от города на противоположном правом берегу Оки :
Станция Лихвин была закрыта в 1941 году после открытия движения по ширококолейной железной дороге Тула—Козельск. Исследование этой дороги стало очередным разом, когда я приехал в Чекалин:
Из четырёх храмов и часовен города сохранилась лишь построенная в 1913 году часовня в память 300-летия династии Романовых на въезде в город с севера:
и Введенская церковь.
Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Изначально церковь была приделом деревянной монастырской Михайло-Малеинской церкви Михайловского мужского монастыря, затем самостоятельной приходской.
В 1821 году тщанием помещика Сергея Петровича Ртищева на месте обветшавшей деревянной церкви была построена каменная, уже в соответствии с планировочной застройкой города Лихвина.
В советское время в здании Введенского храма находилась электрическая подстанция, потом пилорама и столярная мастерская. После нескольких травм, полученных рабочими при работе на пилораме, здание было освобождено и пустовало до возобновления церковного прихода. Колокольня была разобрана в начале 1950-х. С 1988 года церковь вновь стала действующей.
Город в советское и наше время
В советский период в городе работало несколько предприятий: молокозавод; комбинат, производивший одеяла; детский санаторий и леспромхоз. В 1970 года был организован драматический кружок, который вырос в Чекалинский народный театр.
К настоящему времени действовавшие в советское время предприятия заброшены, работает только молокозавод.
К 2019 году население уменьшилось до 863 человек, на тот момент город был самым маленьким в России.
В 2012 году администрацией Суворовского района было предложено и вовсе изменить статус поселения на сельское, что вызвало протест жителей Чекалина. В результате городской статус был сохранён.
Утром жизнь слегка оживает на площади с небольшими магазинами:
О красотах ландшафта, самых древних местах обитания людей в районе города и главной современной туристической площадке города — во второй части рассказа:
А здесь можно прочесть о первом дне велопоездки через город:
Спасибо за ваш интерес!