Найти в Дзене
Альтернативная история

Не Америкой единой. Морской щит Тайваня. Что из себя представляет дизель-электрическая подводная лодка «Хай Кун»

Оглавление

Как известно США, а точнее её ВМФ, гарантирует безопасность и независимость Тайваня, а точнее Республики Китай. Однако, в сегодняшнем, быстроизменяющемся мире, где каждый новый президент США может менять курс страны на 180°, на много надёжнее полагаться на себя, а точнее на свою армию и флот. Понятно, что Тайвань и Китай находятся в разных весовых категориях, но укреплять свой флот то же нужно. И Тайвань, на фоне растущей напряжённости вокруг своего острова, начал это делать.

В целях кардинального обновления подводного флота был инициирован национальный проект дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ), предусматривающий постройку серии кораблей. Головная субмарина нового типа, получившая название «Хайкун», недавно завершила этап строительства и была спущена на воду из сухого дока.

Альтернативное кораблестроение | Блог альтернативная история | Дзен
Подводные лодки | Блог альтернативная история | Дзен

Состояние подводного флота Тайваня

В настоящее время военно-морские силы Тайваня располагают всего четырьмя подводными лодками. Две из них были приобретены у Соединенных Штатов несколько десятилетий назад. Это ДЭПЛ американских проектов Tench и Balao, построенные в середине 1940-х годов и впоследствии прошедшие многочисленные модернизации. В 1987-88 годах флот пополнился двумя ранее заказанными подлодками «Хайлун» (Hai Lung), созданными в Нидерландах на основе проекта Zwaardvis.

В начале XXI века руководство Тайваня предприняло попытки модернизировать подводный флот путем закупки современной техники за рубежом. Однако поиски поставщика оказались безрезультатными. США выразили готовность оказать помощь, но не могли предоставить требуемые корабли, поскольку давно прекратили производство ДЭПЛ. Другие страны предлагали устаревшие модели, не отвечавшие требованиям Тайваня. После нескольких лет безрезультатных поисков закупка была отменена.

Вопрос о необходимости строительства собственных подлодок вновь был поднят в середине 2010-х годов. В 2014 году Министерство обороны Тайваня объявило о планах разработки собственного проекта ДЭПЛ и строительства нескольких единиц. Вскоре начались необходимые подготовительные работы и проектирование, занявшие несколько лет.

Национальный проект субмарины

В 2016 году в рамках долгосрочной программы развития ВМС Тайвань запустил программу IDS (Indigenous Defense Submarine – «Подводная лодка отечественной обороны»). Целью программы стало создание нового проекта ДЭПЛ с заданными характеристиками и последующее строительство восьми кораблей. Предполагалось, что это позволит значительно улучшить количественные и качественные показатели подводных сил и флота в целом.

Заказ на разработку и реализацию проекта получили Чжуншаньский институт науки и технологий (CSIST) и судостроительная корпорация CSBC. В том же 2016 году корпорация сформировала специализированное конструкторское бюро, а в марте 2017 года заключила соглашение о сотрудничестве с Институтом. Планировалось завершить совместную работу по проекту к 2020 году.

Нос подлодки с крышками торпедных аппаратов закрыли чехлом в цветах государственного флага
Нос подлодки с крышками торпедных аппаратов закрыли чехлом в цветах государственного флага

Проект не обошелся без участия иностранных специалистов. Предполагается, что тайваньский проект IDS был основан на нидерландском проекте Zwaardvis / «Хайлун». Также, по неофициальным данным, к проекту были привлечены британские, японские и другие иностранные эксперты в области судостроения.

При этом сотрудничество с некоторыми странами осуществлялось открыто и официально. В 2018 и 2020 годах США одобрили передачу Тайваню ряда необходимых компонентов, технологий и вооружений. В тот же период были заключены аналогичные соглашения с Великобританией, однако их детали не разглашаются.

Для строительства новых подлодок рассматривались различные площадки корпорации CSBC, но в итоге было принято решение о строительстве нового производственного комплекса. Комплекс Haichang Building в городе Гаосюн был заложен в 2018 году и введен в эксплуатацию в ноябре 2020 года. Строительство финансировалось государством.

Головной корабль

Первые материалы по проекту IDS были представлены в середине 2019 года. В дальнейшем макеты перспективной подлодки и другие рекламные материалы регулярно появлялись на выставках. При этом внешний вид ДЭПЛ постоянно корректировался. Окончательный вариант был представлен только к моменту закладки головного корпуса.

Закладка первой подлодки IDS состоялась на заводе Haichang Building в ноябре 2021 года. Согласно утвержденному графику, строительство должно было занять менее двух лет. Еще около двух лет планируется потратить на испытания и доводку корабля до полноценной эксплуатации. Как и разработка проекта, строительство велось в условиях строгой секретности, и его ход не раскрывался.

28 сентября на заводе CSBC состоялась торжественная церемония «крещения» и спуска на воду новой подлодки. Ввиду важности события на мероприятии присутствовали высшее военное и политическое руководство Китайской Республики. Головная подлодка IDS была выведена из эллинга с соблюдением всех ритуалов и помещена в плавучий док, где с 1 октября проводятся швартовные и гидравлические испытания.

В официальных публикациях новая ДЭПЛ показана только с одного борта
В официальных публикациях новая ДЭПЛ показана только с одного борта

Разработка проекта не обошлась без поддержки из-за рубежа. Есть основания полагать, что тайваньская разработка IDS базируется на нидерландском проекте Zwaardvis / «Хайлун». Кроме того, неофициально упоминается об участии в проекте специалистов по судостроению из Великобритании, Японии и других стран.

Планы на будущее

В начале октября стартовали гидравлические испытания и швартовка новой субмарины. Согласно опубликованному графику, предварительные тесты и различные мероприятия будут продолжаться как минимум до марта следующего года. После завершения этого этапа корабль должен выйти в море для ходовых испытаний. Планируется, что передача заказчику и ввод в состав военно-морских сил состоятся в 2025 году, хотя конкретная дата пока не определена.

Полным ходом идет подготовка к созданию второй дизель-электрической подводной лодки типа IDS. Наименование и бортовой номер этого корабля пока держатся в секрете. Даты начала строительства и ожидаемой передачи флоту также не разглашаются. Предположительно, корпорация CSBC в настоящее время готовится к резке металла и, возможно, к закладке следующего корпуса, учитывая, что стапель и эллинг для этого недавно освободились.

В общей сложности Тайвань намерен построить восемь новых подводных лодок. Сроки реализации этих амбициозных планов остаются неизвестными. Вполне вероятно, что из-за ограниченных производственных мощностей и других сложностей последние субмарины этой серии начнут нести службу только в 2030-х годах.

Технические особенности

Официальной детальной информации о технических характеристиках проекта IDS пока не представлено. Доступны лишь отдельные фрагменты данных, оценок и т.п. Тем не менее, на основе имеющихся сведений можно составить общее представление о новой подводной лодке и оценить ее потенциальные возможности.

Существует мнение, что тайваньский проект IDS был разработан на основе нидерландского проекта Zwaardvis, и из него были позаимствованы ключевые решения и некоторые конструктивные элементы. Такой подход, вероятно, привел к схожим габаритам и водоизмещению. В связи с этим широко распространена версия о полуторакорпусной конструкции проекта IDS. Длина подлодки может достигать 70 метров, а полное водоизмещение – около 2500 тонн.

-4

Дизель-электрическая силовая установка обеспечивает энергией подводную лодку. По непроверенным сведениям, в ее конструкцию входят дизельные и электрические двигатели, произведенные в США. Аккумуляторные батареи, предназначенные для накопления энергии, разработаны и изготовлены на Тайване. Предположительно, для улучшения характеристик использованы литий-ионные аккумуляторы. В качестве движителя установлен один винт или водометный движитель. Информации о ходовых качествах нет.

Ключевые системы дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) были получены из Соединенных Штатов. Автоматизированную систему управления боем предоставила компания Lockheed Martin, а гидроакустический комплекс был заказан у Raytheon / RTX. Ряд других радиотехнических, навигационных и прочих систем поставила компания L3Harris.

Подлодка оснащена носовыми торпедными аппаратами калибра 533 мм. Количество торпедных аппаратов не уточняется, а во время недавней церемонии носовая часть корпуса с крышками аппаратов была закрыта. Основным вооружением новой ДЭПЛ станут американские торпеды Mk 48 Mod 6AT – ранее Тайвань закупил крупную партию этих изделий для использования на существующих и будущих подводных лодках. Кроме того, через торпедные аппараты могут запускаться противокорабельные ракеты UGM-84L Harpoon Block II.

Богомол и колесница

Проект IDS и подводная лодка «Хайкун» представляют определенный интерес, но в основном как пример настойчивости и готовности тайваньской промышленности к освоению новых для себя областей. В остальном, недавно представленный корабль выглядит довольно скромно, а его перспективы, в лучшем случае, сомнительны.

В целом, проект IDS напоминает некоторые зарубежные ДЭПЛ, но только достаточно устаревших моделей. Сможет ли такая подлодка конкурировать с современными образцами своего класса – вопрос открытый. Потенциал и достижимые характеристики этой лодки ограничены несколькими факторами. В первую очередь, это общее отсутствие опыта в разработке и строительстве таких сложных объектов.

В частности, это проявилось во внешнем виде «Хайкуна» – на фотографиях с недавней церемонии видны многочисленные неровности на обшивке корпуса и рубки. Возможно, это свидетельствует о низком уровне производственной культуры. Кроме того, такой внешний вид может указывать на отсутствие полноценного звукопоглощающего покрытия, например, из-за нехватки необходимых материалов и технологий. В результате должны были пострадать технические и боевые характеристики корабля.

-5

Точный состав оборудования и вооружения не известен, но иностранные системы дают тайваньским военно-морским силам определенный повод для оптимизма. Насколько реализован их потенциал, остается неясным. В то же время, комплекс вооружения включает в себя современные торпеды и противокорабельные ракеты с довольно высокими тактико-техническими характеристиками.

Таким образом, ДЭПЛ SS 711 «Хайкун», как и проект IDS в целом, пока выглядит довольно скромно. Возможно, по мере продолжения строительства будут предприняты шаги по улучшению лодки, однако ожидать значительного улучшения характеристик и возможностей не приходится. Впрочем, учитывая нынешнее состояние подводных сил Тайваня, даже такие нововведения будут полезны.

Следует напомнить, что вся военная политика Китайской Республики строится на противостоянии КНР. Тайвань ожидает нападения со стороны материкового Китая и всячески готовится отражать его, в том числе и путем строительства новых подводных лодок. Однако даже после завершения строительства всей серии IDS соотношение сил будет далеко не в пользу Тайваня, как в количественном, так и в качественном отношении.

Сообщения о первой тайваньской ДЭПЛ вызвали интересную реакцию Министерства обороны КНР. Официальный представитель ведомства вольно процитировал книгу «Чжуан-цзы», откуда взяли название для подводной лодки, и сравнил Тайвань с богомолом, пытающимся остановить колесницу.

Первая попытка

Несмотря на все ограничения и трудности, частично признанная Китайская Республика пытается создавать свои военно-морские силы и готовить их к противостоянию с КНР. Очередным шагом в этом направлении стала разработка собственного проекта дизель-электрической подводной лодки и строительство головного корабля. В будущем за «Хайкуном» последуют еще семь корпусов, и это приведет к значительному улучшению ситуации в тайваньском подводном флоте.

Однако первая попытка построить собственную подводную лодку, как это часто бывает при освоении новых направлений, дала ограниченные результаты. Военно-морские силы Тайваня смогут получить новую боевую единицу, но на высокую боеспособность и возможность полноценно конкурировать с подводными силами Народно-освободительной армии Китая рассчитывать не приходится. Как будет решаться эта проблема, пока не ясно.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Что из себя представляют первые подводные лодки на литий-ионных батареях - Альтернативная История
Жестяные головастики. Малые подводные лодки типа UB I. Германия - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/ne-amerikoj-edinoj-morskoj-shhit-tajvanya-chto-iz-sebya-predstavlyaet-dizel-elektricheskaya-podvodnaya-lodka-hajkun/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉