Найти в Дзене

Материнская усталость

Я несколько раз прокрастинировала, откладывая эту статью, пока не поняла, в чем дело: проваливалась в собственные воспоминания, а это не самая приятная штука. Кажется, начальная стадия материнства была одним из самых сложных этапов в моей жизни. Постоянная нехватка денег, круглосуточное чувство вины, страх за ребёнка, депривация сна и – усталость, усталость, усталость. Однажды я упала в обморок, а когда очнулась – порадовалась: ну хоть чуть-чуть полежала, не прислушиваясь к детскому крику. Сейчас я могу вспоминать о том периоде спокойно, без вины и самобичевания, но так было далеко не всегда. Потребовалось много лет, чтобы я перестала вздрагивать при виде мам с маленькими дитёнками и автоматически переходить в режим сочувствия. Мне казалось, что все, на 100% все страдают и мучаются в материнстве, что, разумеется, не так. У меня были клиентки, говорившие о том, как прекрасна стала жизнь в декрете, и вот бы продлить это блаженное время еще. По крайней мере, сейчас я могу сформулировать,

Я несколько раз прокрастинировала, откладывая эту статью, пока не поняла, в чем дело: проваливалась в собственные воспоминания, а это не самая приятная штука. Кажется, начальная стадия материнства была одним из самых сложных этапов в моей жизни. Постоянная нехватка денег, круглосуточное чувство вины, страх за ребёнка, депривация сна и – усталость, усталость, усталость.

Однажды я упала в обморок, а когда очнулась – порадовалась: ну хоть чуть-чуть полежала, не прислушиваясь к детскому крику.

Сейчас я могу вспоминать о том периоде спокойно, без вины и самобичевания, но так было далеко не всегда. Потребовалось много лет, чтобы я перестала вздрагивать при виде мам с маленькими дитёнками и автоматически переходить в режим сочувствия. Мне казалось, что все, на 100% все страдают и мучаются в материнстве, что, разумеется, не так. У меня были клиентки, говорившие о том, как прекрасна стала жизнь в декрете, и вот бы продлить это блаженное время еще.

По крайней мере, сейчас я могу сформулировать, что помогло бы тогда мне самой:

во-первых, нормализация. Я бы не стегала себя кнутом с узелками, зная, что злиться на близких от того, что они – не ты – это нормально. Что желание просто лечь и не вставать – нормально. Что иногда жалеть о рождении ребёнка – нормально. И желать стать британской аристократкой, которой няни выносят детишку утром и вечером для поцелуя в лобик – тоже нормально.

Во-вторых, мне было бы полезно узнать, что материнская усталость – это не просто «хочется поспать». Это мощный букет из эмоционального, сенсорного и социального истощения, и это не проходит за одну ночь.

В-третьих, становится легче, когда материнская усталость разложена на составляющие, как выкройка рубашки: вот рукав правый – постоянное чувство вины,

Левый рукав – отсутствие времени на себя,

Правая полочка – ощущение, что ты тянешь всё одна,

Левая полочка – давление изнутри («надо быть хорошей мамой»),

Наконец, воротник – социальная изоляция и мысль, что все вокруг справляются, и только я одна такая поломатая.

Чем полезна выкройка: можно из неё брать отдельные части и что-то с ними делать. Не пытаться отдохнуть и восстановиться всей мамой сразу – скорее всего, не получится. Но действовать на разные аспекты усталости поочерёдно.

Как действовать: в первую очередь валидируя себя. См. пункт «во-первых» выше: признание «я не ленивая, не плохая, не испорченная, а истощённая» уже само по себе снимает часть груза вины. Аналогично работает и понимание, что другие мамы тоже срываются, повышают голос, а не круглосуточно контейнируют.

Наконец, поиск и реализация микродействия, которое может сделать хотя бы на 1% лучше прямо сейчас. Разрешением на микродействие может быть фраза: «Так я сейчас справляюсь». Если сейчас станет легче от того, что вы перестанете читать книжку ребенку и отдадите ему её на растерзание – на здоровье. «Так я сейчас справляюсь».

Быть мамой – одна из самых сложный работ в мире. Все, кто её делают – неимоверно крутые. Мы с вами крутые.