Монорельс-таки приказал долго жить. События развивались стремительно: 24 июня были подведены итоги голосования на официальном портале "Активный гражданин", а уже через день власти объявили о закрытии монорельса. Вот такая оперативность! 27 июня 2025 года - последний день работы единственного в России монорельса. Вместо уникального вида транспорта обещают не менее уникальный парк, правда его идея вовсе не нова. Сегодня поговорим о том, у кого ее заимствовали.
Сначала немного истории. Уж больно она колоритна и поучительна. В судьбе монорельса много политики, конъюнктуры и личного отношения. С самого начала это был амбициозный и конъюнктурный проект прежнего мэра Москвы Юрия Лужкова, и вот он ликвидирован, когда ветра подули в другую сторону.
Монорельсы вошли в моду во второй половине XX века: они появились в Сиднее, Куала-Лумпуре и ряде других городов. Загорелся идеей и Юрий Лужков. Проектирование стартовало в конце 1990-х. Было решено возвести небольшую линию на севере Москвы в районе Останкино и ВДНХ. Стройка и запуск сопровождались многочисленными скандалами.
Новый вид транспорта оказался очень дорогим и не приспособленным к российским климатическим условиям. Зимой составы, парящие над городом, попросту примерзали.
Линию открыли в 2004 году в так называемом экскурсионном режиме: в дневные часы два состава с большими интервалами перевозили желающих покататься на чудо-поезде. Как на аттракционе. Правда он был построен за очень большие деньги. На столичные власти даже подавали в суд за неэффективное использование бюджетных средств.
Линия работала с перерывами из-за аварий и пожаров. В полноценный транспортный режим монорельс перевели лишь в 2008 году. В 2013 году он вошел в состав Московского метрополитена и вскоре стал обозначаться на картах как тринадцатая линия. Была введена бесплатная пересадка на другие линии метро.
Всего построено шесть станций: "Тимирязевская" (рядом с одноименной станцией Серпуховско-Тимирязевской линии метро), "Улица Милашенкова", "Телецентр", "Улица Академика Королева", "Выставочный центр" (поблизости от метро "ВДНХ") и "Улица Сергея Эйзенштейна". Общая протяженность - 4,7 км. Для линии разработали и произвели 10 составов.
Черный день монорельса наступил 16 сентября 2016 года. Открылась станция метро "Фонвизинская" на продлении Люблинско-Дмитровской линии метро с пересадкой на станцию монорельса "Улица Милашенкова".
Столичные власти заявили, что теперь большинство пассажиров монорельса будут пользоваться метро и вернули монорельс в экскурсионный режим. Это сделало его бессмысленным: работал только до 8 вечера, поезда ходили с огромными интервалами. По сути это был еще один аттракцион для туристов, посещающих ВДНХ, а не вид городского транспорта. Из окон необычного поезда можно было полюбоваться "Рабочим и колхозницей", аркой Главного входа ВДНХ, Останкинским прудом и дворцом, Останкинской телебашней и увидеть знаменитый телецентр.
Одновременно в 2016 году заговорили о планах сноса детища прежнего столичного мэра. Сначала предполагалось, что эстакады монорельса частично приспособят для продления трамвайной линии в район метро "Фонвизинская". Потом, уже в 2023 году, вдруг появился план возрождения монорельса и запуска на линии беспилотных поездов. Но и он канул в небытие. Идея использовать конструкции монорельса для создания висячего парка возникла неожиданно. Дело обделали быстро.
Вот как описали будущий парк во время интернет-голосования, инициированного столичными властями:
"Уникальный парк станет новой точкой притяжения как местных жителей, так и остальных москвичей: для пробежек по специально созданной для этого дорожке, отдыха родителей с детьми, в том числе мам с колясками, прогулок с собаками. Территория будет хорошо освещена, для безопасности установят ограждения и систему видеонаблюдения, ограничат доступ на самокатах. Из уважения к монорельсу, который долгие годы служил москвичам и гостям столицы, в парке будут сохранены несколько вагонов — частичка истории для будущих поколений. Парк станет еще одной туристической достопримечательностью на карте столицы, откуда будет открываться панорамный вид на Останкинскую телебашню, павильоны ВДНХ и Останкинский парк".
Обещают, что парк будет популярным, в отличие от "непопулярного" монорельса. Далее еще цитата:
- Прогулочная зона в воздухе свяжет пять районов, в которых проживают более 300 тысяч человек.
- Локация объединит в один маршрут пять парков: «Яуза», ВДНХ, «Останкино», Ботанический сад и Тимирязевский парк.
- Посещаемость экомаршрута составит 20 тысяч человек в сутки — в десять раз больше, чем пользуются монорельсом сейчас.
Кто и зачем сделал монорельс непопулярным, авторы не уточняют. Так же они "забыли" упомянуть, где они позаимствовали идею "уникального" парка.
Первый парк на месте не используемой железнодорожной эстакады открылся в Париже еще в 1990 году - Promenade plantee.
Но самым знаменитым подобным парком является нью-йоркский High Line. В 1934 в районе Вест Сайд была открыта железнодорожная эстакада для обслуживания порта. К 1980 году необходимость в ней отпала. Линию закрыли. Почти 30 лет эстакада стояла заброшенной, постепенно зарастая сорняками и разрушаясь. Жизнь вернулась сюда в 2011 году, когда на эстакаде разбили современный парк, который очень быстро стал невероятно популярным и модным.
Парк High Line растянулся на опорах на 2 километра 330 метров. В нем обустроены дорожки, лавочки, места для концертов и выступлений.
Воздушные сады на эстакадах в разные годы также открыты в Мюнхене, Барселоне, Сеуле.
А в южнокорейском городе Тэгу в 2014 открыли парк прямо на выведенном из эксплуатации железнодорожном мосту.
Правда есть один нюанс: в других мегаполисах с помощью парков, как правило, решали проблему заброшенных транспортных объектов, у нас же, наоборот, специально закрывают действующую транспортную линию ради парка. Вот такая политэкономия.
Кстати, расположенная по соседству станция метро "ВДНХ" тоже стала жертвой конъюнктуры. Её, к счастью, не снесли и не придумали вместо станции открыть подземный парк, но архитектор стыдилась и избегала того, что получилось. Подробнее:
А вы поддерживаете снос монорельса?
Поделитесь в комментариях!
Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!
"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel