Найти в Дзене

Висячий парк вместо монорельса: у кого скопировали новый мегапроект

Монорельс-таки приказал долго жить. События развивались стремительно: 24 июня были подведены итоги голосования на официальном портале "Активный гражданин", а уже через день власти объявили о закрытии монорельса. Вот такая оперативность! 27 июня 2025 года - последний день работы единственного в России монорельса. Вместо уникального вида транспорта обещают не менее уникальный парк, правда его идея вовсе не нова. Сегодня поговорим о том, у кого ее заимствовали. Сначала немного истории. Уж больно она колоритна и поучительна. В судьбе монорельса много политики, конъюнктуры и личного отношения. С самого начала это был амбициозный и конъюнктурный проект прежнего мэра Москвы Юрия Лужкова, и вот он ликвидирован, когда ветра подули в другую сторону. Монорельсы вошли в моду во второй половине XX века: они появились в Сиднее, Куала-Лумпуре и ряде других городов. Загорелся идеей и Юрий Лужков. Проектирование стартовало в конце 1990-х. Было решено возвести небольшую линию на севере Москвы в районе

Монорельс-таки приказал долго жить. События развивались стремительно: 24 июня были подведены итоги голосования на официальном портале "Активный гражданин", а уже через день власти объявили о закрытии монорельса. Вот такая оперативность! 27 июня 2025 года - последний день работы единственного в России монорельса. Вместо уникального вида транспорта обещают не менее уникальный парк, правда его идея вовсе не нова. Сегодня поговорим о том, у кого ее заимствовали.

Московскиц монорельс проходит у популярных достопримечательностей столицы. Фото автора из книги "Тайны ВДНХ. Коллекция впечатлений"
Московскиц монорельс проходит у популярных достопримечательностей столицы. Фото автора из книги "Тайны ВДНХ. Коллекция впечатлений"

Сначала немного истории. Уж больно она колоритна и поучительна. В судьбе монорельса много политики, конъюнктуры и личного отношения. С самого начала это был амбициозный и конъюнктурный проект прежнего мэра Москвы Юрия Лужкова, и вот он ликвидирован, когда ветра подули в другую сторону.

Монорельсы вошли в моду во второй половине XX века: они появились в Сиднее, Куала-Лумпуре и ряде других городов. Загорелся идеей и Юрий Лужков. Проектирование стартовало в конце 1990-х. Было решено возвести небольшую линию на севере Москвы в районе Останкино и ВДНХ. Стройка и запуск сопровождались многочисленными скандалами.

Новый вид транспорта оказался очень дорогим и не приспособленным к российским климатическим условиям. Зимой составы, парящие над городом, попросту примерзали.

Линию открыли в 2004 году в так называемом экскурсионном режиме: в дневные часы два состава с большими интервалами перевозили желающих покататься на чудо-поезде. Как на аттракционе. Правда он был построен за очень большие деньги. На столичные власти даже подавали в суд за неэффективное использование бюджетных средств.

Линия работала с перерывами из-за аварий и пожаров. В полноценный транспортный режим монорельс перевели лишь в 2008 году. В 2013 году он вошел в состав Московского метрополитена и вскоре стал обозначаться на картах как тринадцатая линия. Была введена бесплатная пересадка на другие линии метро.

Всего построено шесть станций: "Тимирязевская" (рядом с одноименной станцией Серпуховско-Тимирязевской линии метро), "Улица Милашенкова", "Телецентр", "Улица Академика Королева", "Выставочный центр" (поблизости от метро "ВДНХ") и "Улица Сергея Эйзенштейна". Общая протяженность - 4,7 км. Для линии разработали и произвели 10 составов.
Монорельс еще в работе. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Монорельс еще в работе. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

Черный день монорельса наступил 16 сентября 2016 года. Открылась станция метро "Фонвизинская" на продлении Люблинско-Дмитровской линии метро с пересадкой на станцию монорельса "Улица Милашенкова".

Столичные власти заявили, что теперь большинство пассажиров монорельса будут пользоваться метро и вернули монорельс в экскурсионный режим. Это сделало его бессмысленным: работал только до 8 вечера, поезда ходили с огромными интервалами. По сути это был еще один аттракцион для туристов, посещающих ВДНХ, а не вид городского транспорта. Из окон необычного поезда можно было полюбоваться "Рабочим и колхозницей", аркой Главного входа ВДНХ, Останкинским прудом и дворцом, Останкинской телебашней и увидеть знаменитый телецентр.

Одновременно в 2016 году заговорили о планах сноса детища прежнего столичного мэра. Сначала предполагалось, что эстакады монорельса частично приспособят для продления трамвайной линии в район метро "Фонвизинская". Потом, уже в 2023 году, вдруг появился план возрождения монорельса и запуска на линии беспилотных поездов. Но и он канул в небытие. Идея использовать конструкции монорельса для создания висячего парка возникла неожиданно. Дело обделали быстро.

Проект парка на основе конструкций монорельса. Рендер НИИ "МосТрансПроект"
Проект парка на основе конструкций монорельса. Рендер НИИ "МосТрансПроект"

Вот как описали будущий парк во время интернет-голосования, инициированного столичными властями:

"Уникальный парк станет новой точкой притяжения как местных жителей, так и остальных москвичей: для пробежек по специально созданной для этого дорожке, отдыха родителей с детьми, в том числе мам с колясками, прогулок с собаками. Территория будет хорошо освещена, для безопасности установят ограждения и систему видеонаблюдения, ограничат доступ на самокатах. Из уважения к монорельсу, который долгие годы служил москвичам и гостям столицы, в парке будут сохранены несколько вагонов — частичка истории для будущих поколений. Парк станет еще одной туристической достопримечательностью на карте столицы, откуда будет открываться панорамный вид на Останкинскую телебашню, павильоны ВДНХ и Останкинский парк".
Проект парка на основе конструкций монорельса. Рендер НИИ "МосТрансПроект"
Проект парка на основе конструкций монорельса. Рендер НИИ "МосТрансПроект"

Обещают, что парк будет популярным, в отличие от "непопулярного" монорельса. Далее еще цитата:

  • Прогулочная зона в воздухе свяжет пять районов, в которых проживают более 300 тысяч человек.
  • Локация объединит в один маршрут пять парков: «Яуза», ВДНХ, «Останкино», Ботанический сад и Тимирязевский парк.
  • Посещаемость экомаршрута составит 20 тысяч человек в сутки — в десять раз больше, чем пользуются монорельсом сейчас.
Проект парка на основе конструкций монорельса. Рендер НИИ "МосТрансПроект"
Проект парка на основе конструкций монорельса. Рендер НИИ "МосТрансПроект"

Кто и зачем сделал монорельс непопулярным, авторы не уточняют. Так же они "забыли" упомянуть, где они позаимствовали идею "уникального" парка.

Первый парк на месте не используемой железнодорожной эстакады открылся в Париже еще в 1990 году - Promenade plantee.

Promenade plantee в Париже
Promenade plantee в Париже

Но самым знаменитым подобным парком является нью-йоркский High Line. В 1934 в районе Вест Сайд была открыта железнодорожная эстакада для обслуживания порта. К 1980 году необходимость в ней отпала. Линию закрыли. Почти 30 лет эстакада стояла заброшенной, постепенно зарастая сорняками и разрушаясь. Жизнь вернулась сюда в 2011 году, когда на эстакаде разбили современный парк, который очень быстро стал невероятно популярным и модным.

Парк High Line в Нью-Йорке
Парк High Line в Нью-Йорке

Парк High Line растянулся на опорах на 2 километра 330 метров. В нем обустроены дорожки, лавочки, места для концертов и выступлений.

Парк High Line в Нью-Йорке: модное место
Парк High Line в Нью-Йорке: модное место

Воздушные сады на эстакадах в разные годы также открыты в Мюнхене, Барселоне, Сеуле.

Skygarden в Сеуле
Skygarden в Сеуле

А в южнокорейском городе Тэгу в 2014 открыли парк прямо на выведенном из эксплуатации железнодорожном мосту.

Ayanggichatgil – парк на старом железнодорожном мосту в Южной Корее
Ayanggichatgil – парк на старом железнодорожном мосту в Южной Корее

Правда есть один нюанс: в других мегаполисах с помощью парков, как правило, решали проблему заброшенных транспортных объектов, у нас же, наоборот, специально закрывают действующую транспортную линию ради парка. Вот такая политэкономия.

Кстати, расположенная по соседству станция метро "ВДНХ" тоже стала жертвой конъюнктуры. Её, к счастью, не снесли и не придумали вместо станции открыть подземный парк, но архитектор стыдилась и избегала того, что получилось. Подробнее:

А вы поддерживаете снос монорельса?

Поделитесь в комментариях!

Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!

"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel

Все тайны метро в одной книге
Александр Жестков. Коллекция впечатлений
3 июля 2023