Корона Феникса (Фэнгуань) династии Мин: символ власти и искусства
Корона Феникса (Фэнгуань) — парадный головной убор китайских императриц и знатных женщин эпохи Мин (1368–1644 гг.), воплощающий синтез ювелирного мастерства, религиозной символики и социальной иерархии.
Наиболее известный экземпляр принадлежал вдовствующей императрице Сяоцзи (эра Ваньли, 1573–1620 гг.) и был обнаружен в гробнице Динлин под Пекином.
Гробница Динлин
Китайцы не вскрывают гробницы своих императоров, в основном по философским и конфуцианским соображениям, дабы не навлечь гнев предков на народ. Но еще одна важная причина заключается в том, что при открытии гробницы, когда туда попадает воздух и меняется влажность, часть артефактов, столетиями лежавших в нетронутом, законсервированном состоянии, начинает моментально, буквально в руках рассыпаться. Поэтому в ожидании новых методов археологии многие гробницы стоят нетронутые.
Единственно, в 1956 году была раскопана гробница Динлин (диаметр — 230 м) императора Чжу Ицзюнь (Ваньли) (1563—1620) из династии Мин, и после они зареклись не делать больше этого, причины были простые.
Археологические раскопки начались в 1956 году, и китайские археологи копали год, пока добрались до внутренних залов, используя современную технику( это у вопросу о том, что труд расхитителей гробниц без современного оборудования, помимо этических, нравственных и правовых вопросов, еще и совсем не прост и опасен на практике) .
В 1957 году гробницу вскрыли, и внутри было найдено около 3000 артефактов. К сожалению, большая часть предметов была потеряна в результате неумелых действий археологов и несовершенных технологий. В 1959 году тут был основан музей, в котором хранятся почти все «выжившие» артефакты. Такой грустный исход убедил руководство Китая больше не проводить вскрытия императорских гробниц.
В гробнице находился император Ваньли и две его жены. Обе императрицы умерли еще до императора. Первая его жена скончалась в 1611, а вторая в 1620, незадолго до Ваньли. В то время было уже не принято хоронить наложниц заживо. Этот обычай был признан варварским и отменен за 150 лет до смерти Ваньли. Однако места для наложниц в гробнице были, и предполагалось, что их должны были «доложить» чуть позже.
Во время Культурной революции тут произошли ужасные события. Активисты коммунистического движения ворвались в музей и вытащили тела императора Ваньли и императриц наружу. Они публично предали тела суду, осудили и казнили, то есть сожгли.
Корона Феникса при этом чудом, с некоторыми потерями, выжила и хранится в Пекинском музее как самый ценный артефакт.
Исторические корни короны
Прообразом короны стали шпильки фэнчай с изображением феникса, известные с эпохи Восточная Цзинь (IV в. н.э.). Как полноценный головной убор фэнгуань оформился при династиях Тан и Мин.
- Церемониальная роль: Корону надевали только для ключевых событий: интронизация, посещение храма предков, прием иностранных послов. Повседневное ношение запрещалось.
- Символика:
Феникс — воплощение императрицы, символ благоденствия и бессмертия.
Дракон (на некоторых коронах) — знак императора, подчеркивающий единство власти.
Конструкция и материалы
- Драгоценные элементы (на примере короны Сяоцзи):
Золотые фигуры: 12 драконов и 9 фениксов.
Камни: 54 рубина, 58 сапфиров, 4414 жемчужин.
Перья зимородка: Синие переливчатые перья, создающие эффект «электрической синевы» благодаря фотонным кристаллам в структуре.
- Техника «Тянь-цуй» (點翠):
Перья зимородков вырезались и приклеивались на позолоченное серебро, имитируя эмаль. Для самых дорогих корон использовались перья камбоджийских зимородков, массовый отлов которых привел к исчезновению вида.
- Вес: 2–3 кг, что требовало от носившей ее женщины особой выдержки.
Корона была создана для императрицы Сяоцзи, супруги императора Ваньли. После смерти (1620 г.) погребена с ней в комплексе Динлин — единственной вскрытой императорской усыпальнице Мин.
Обнаружена при раскопках 1956–1957 гг. в идеальной сохранности благодаря герметичности гробницы.
Вместе с короной найдены парчовые одежды, нефритовые печати, серебряные сосуды.
Сохранность: Органические материалы (перья, шелк) частично утрачены из-за ошибок консервации в 1950-х гг. Камни и металлы остались нетронутыми.
Культурное и социальное значение
- Иерархия через декор:
Императрица: драконы + фениксы + перья зимородка.
Наложницы/принцессы: только фениксы или фазаны, меньше камней.
Жены сановников: жемчуг и изумруды без мифических существ. - Философский подтекст:
Синий цвет перьев символизировал Небо и вечность — главные категории китайской космологии.
Жемчуг олицетворял чистоту, рубины — жизненную силу.
Технология «тянь-цуй» привела к истреблению зимородков в Камбодже и Южном Китае. Искусство угасло после 1940-х гг. из-за экологических ограничений.
Современное состояние и наследие
- Музейная коллекция: Корона Сяоцзи хранится в Национальном музее Китая(Пекин) как эталон ювелирного искусства Мин.
- Влияние на культуру:
Традиционные невесты в Китае до сих пор надевают стилизованные реплики фэнгуань на свадьбы.
Технику инкрустации перьями пытаются воссоздать с использованием искусственных материалов.
Корона Феникса — не просто украшение, а закодированная история власти: от экологической зависимости (перья из Камбоджи) до социальной иерархии. Ее обнаружение в Динлин подтвердило мастерство минских ювелиров, а трагическая утрата части декора стала уроком для мировой археологии.
Современные реплики сохраняют связь с традицией, но подлинная «электрическая синева» зимородковых перьев осталась в прошлом — как символ невозвратимой роскоши империи Мин.
«Синий цвет короны — это отражение неба, которое видели императрицы, но небо больше не видит зимородков» (из отчета реставраторов Национального музея, 2019).
Екатерина Серёжина