Почти каждый раз, читая русскую классику, задаю себе этот вопрос. А как же дух, духовность, нравственность? «Не возжелай жены ближнего своего»?
Какой там! Почти во всех основных шедеврах русской классики есть измены. Сейчас просто приведу несколько примеров.
«Леди Макбет» Лескова, ладно, заскучала дамочка, тут вопросов нет.
Печорин, он же «Герой нашего времени», увлекся замужней. Незамужние в него влюблялись сколько угодно. Но нет, он любил замужнюю. Может, потому и любил, что на ней уже не нужно жениться?
Я уже писала, что меня всегда смешило, как писатели удобно устроились: значит, замужние героини у них от мужей рожали, а от любовников почему-то нет (это в 19 веке и ранее, до изобретения всех надежных средств контрацепции!). Я не знаю, как в реальности люди выходили из положения. Но факт есть факт.
Или нам хотят продать, что они любили друг друга платонически?
«Вешние воды» Тургенева это вообще… Уж казалось бы, бОльшей зануды, чем Тургенев, в русской классике нет. Записки охотника и прочая скукота. А нет, еще Тургенев написал «Вешние воды». А там знаете что? Простите, сейчас это называют куколдизм. Если вы ничего не поняли, прочитайте это произведение, оно небольшое.
Если лень читать, кратко перескажу. Муж с женой забавляются тем, что жена, по договоренности с мужем, кого-нибудь очаровывает, сводит с ума и заставляет за ней ползать. То есть муж кайфует от того, какая у него жена притягательная для других. Сведя с ума Санина (у которого вообще-то есть красивая молодая невеста), жена начинает жить с Саниным и с мужем одновременно.
В фильме «Карнавальная ночь» есть момент, где старорежимный бухгалтер благодарит библиотекаршу за совет прочитать «Вешние воды». В детстве, когда я смотрела, я думала – судя по контексту – что это какая-то тоска зеленая для старичков. А там вон оно что оказалось!
Мать Вронского в самом начале «Анны Карениной» радуется, что сын поволочился за замужней дамой. Это было обычное явление для молодого офицера, своего рода необходимый жизненный этап. Мать ожидала, что это увлечение «даст ему блестящую отделку в свете». Короче, что роман с Анной придаст ему умения вести себя в обществе и послужит на пользу его карьере.
Мать-то думала, что у Анны с головой все в порядке, что она предсказуема. Потому что подобные великосветские романы: она замужняя, он молод и свободен – были повсеместно. И шли по заранее определенному сценарию, обогащая партнеров определенным опытом, но не разрушая их жизни.
Так почему же люди так часто изменяли? Неужели были настолько безнравственны, а как же дух, духовность, вера?
Разгадка кроется в том же произведении, «Анне Карениной» Льва Толстого.
Увлекаясь Анной, одновременно Вронский словно «в упор» не видит, что у него складывается некая связь с Кити. Не то что прямо увлечение, но какая-то связь.
В этом и проблема, что настоящий роман с незамужней, свободной девушкой был невозможен. Даже просто так ездить в дом было нельзя. Надо было или вообще не ездить, или сразу жениться. А сразу жениться хотят не все и не всегда.
Не говоря уже о том, что нельзя было встречаться в интимном смысле. Было можно, но только с замужней или вдовой. Молодых симпатичных вдов, очевидно, было не так много, чтобы на всех хватило.
Вот поэтому люди и изменяли, а что еще оставалось делать?
Это только хронические и безнадежные инцелы сейчас выдумывают сказки из серии «Раньше было лучше». Про каких-то деревенских чистых девственниц, про телегонию, еще бог знает про что… Чего только не выдумывают, чтобы оправдать свою неудавшуюся жизнь.
А в реальности были просто свои правила. Какие-то можно было нарушать, а какие-то – не рекомендовалось, и на этом держалось общество.
И сейчас возможностей для создания крепкой, верной семьи намного больше. Люди просто имеют возможность встречаться до тех пор, пока не захотят создать семью. Подразумевается, что любовь и брак – в одном месте, а не в разных.
Конечно же, лучше, как сейчас.
Почитать еще: