Пришлось этим летом съездить по делам в Москву. Заодно поняла, что не так с офлайн-торговлей, и вообще с малым и средним бизнесом. Помните, я недавно писала, что очень многие небольшие торговые предприятия жалуются: покупателей не стало.
А я сейчас вам покажу, откуда готовилось нападение. В смысле, почему ничего не покупают.
Иду я, значит, по Москве, по своим делам. У меня сразу три проблемы, которые решаются походом в ТЦ: хочется в туалет, хочется пить и болит голова. А таблеток нет с собой, как назло. То есть мне нужен ТЦ с туалетом и аптекой. Продуктовый не обязательно, в аптеках есть вода в бутылках. Еще понимаю, что нужен санитайзер для рук или салфетки, в течение дня пригодятся.
Захожу в большой ТЦ, он почти пустой. Прохожу весь первый этаж кругом. Туалета нет, хотя на первом этаже есть кафе – то есть туалеты точно должны быть. Но их нет, спрятали на этапе проекта, е-мое! Чтобы такие забежавшие понаехавшие писуны как я, не дай бог, не воспользовались. Вдруг денег потратим мало, или вообще ничего не купим, а написяем так, что ТЦ разорится на уборке и бумаге?
Ладно, нашла аптеку. В маленькой аптеке два фармацевта и ОХРАННИК. Прямо целый мужик-охранник сидит в 2025 году в аптеке днем в ТЦ. Я уже испугалась, вдруг место дорогое, и мне сейчас за пачку от головы, воду и салфетки озвучат 2000 рублей?
Спросила лекарство, его нет. Самое частое безрецептурное простейшее лекарство, которому цена три копейки. Предложили аналоги, но я пью только такое. Оно всегда и везде лежит, даже в самой микро-аптеке.
Короче, санитайзер даже не стала просить, вышла из ТЦ, не потратив ни рубля. Ну а что это за безобразие?
Рядом, вижу, какой-то Бургеркинг, а возле него дешевая аптечная сеть. Взяла лекарство и санитайзер там.
Захожу в Бургеркинг, понятно зачем. Сначала пришлось подниматься по лестнице. Уже минус вайб. Простите, сейчас люди в плане продаж товаров и услуг так зажрались, что одна лестница может прикончить весь ваш бизнес. Потому что уже как-никак не 1991 год, и очереди в фаст-фуд не выстраиваются.
Но главное, это… Это… Короче: у Бургеркинга грязно в туалете. Так грязно, что давно уже вокзальные туалеты себе такого не позволяют. Пиковая загрузка там у них, что ли, была? Нет, народу мало, столы свободные. Это проблема в головах у руководства, а не в сортирах. Не считают нужным напрягаться, причем судя по вони – системно, изо дня в день. Поверьте, есть разница: когда не убрали один раз и когда каждый день убираются спустя рукава на протяжении многих недель. Я не Жан-Батист Гренуй, и вообще не очень привередливый человек, но это даже для меня было чересчур.
Может, было бы там нормально, в туалете, я бы и кофеечку потом взяла – а так пришлось бежать от одного запаха.
И вот теперь скажите мне, что вы думаете о малом и среднем бизнесе в таких условиях:
- В ТЦ даже не хочется долгое время гулять, потому что там нет туалета. Малый бизнес, который арендует в ТЦ место, не виноват. Но ТЦ ведь не только денежки за аренду берет, но и что-то взамен предлагает – например, удобства для людей? Значит, надо смотреть на ТЦ, когда снимаешь помещение.
- Нет обычных повседневных товаров. Когда в аптеке нет самого базового лекарства от головы, это словно в продуктовом нет простого батона хлеба, или поваренной соли.
- Охранники, которые не спасают от воровства, но отпугивают приличных людей. Многим неприятно ходить по магазину с охранниками: привет Летуалю. Всем владельцам магазина, кто хочет нанять охранника, надо брать опыт похожего магазина, где справились без них.
- При этом доступно такое обилие товаров, офлайн и онлайн, что уникального магазина просто не существует, не может быть его.
Опять-таки, если бы этот Летуаль был уникальным, мы бы и охранников потерпели. Косметику ведь надо где-то брать, и подарочки любимым. Во времена дефицита люди заходят куда и как угодно: с заднего входа, в подвал, в салон машины сядут, чтобы товар посмотреть, стоя на одной ноге на картонке и т.п. Если нет альтернатив.
А когда закусочных, бургерных и прочих шаурмечных – на каждом шагу, кто потащится в Бургеркинг есть их, прямо скажем, не уникальные бургеры, ПО ЛЕСТНИЦЕ? Пешком? Даже мне лень, а я не маломобильная. А что говорить о людях с детьми, с больной ногой…
Или вот, статья 2023 г. Люди внезапно не ходят ходить далеко от метро. Чего это они, правда?
Кому-то все еще нравится процесс покупок офлайн, кто-то любит примерять и трогать вещи – таких достаточно много. Но это не значит, что им можно предлагать отсутствие туалета, беготню по этажам, или 20 минут пешедралом от метро.
У каждой торговой сети есть отдел маркетинга. Они там придумывают стратегии, как бы повысить продажи. А продажи отваливаются, потому что у них магазин в ТЦ, в котором решили спрятать туалет. Прямо по старой традиции, которая называется «от греха подальше», я писала об этом явлении.
Или туалет есть, но низовое звено его не моет.
Как думаете? Есть какая-то связь между туалетами и продажами?
Почитать еще: