Продолжаем беседу с журналистом и музыкантом Аркадием Кузнецовым (ИПВ, ЧЕРНОЗЕМ, ГО и др.) о его монографии «Западносибирская контркультура 1980-1990-х годов как социокультурный феномен».
- Аркадий, ты говорил, что западносибирским панк-роком закончилась российская контркультура в XX-м веке, и что сейчас ты не видишь признаков контркультурного движения ни в России, ни в мире. Когда, на твой взгляд, закончился сибпанк как движение?
– Я думаю, что все закончилось на рубеже веков. В монографии я пишу об этом. В двухтысячные панк-рок уже не заехал. Почему? Во-первых, очень сильно изменилась жизнь, появились факторы, которых не было в девяностых годах, тот же Интернет. Появилась возможность концертировать и гастролировать где угодно, как угодно. Уже не обращали внимания ни на политическую составляющую, ни на то, что человек поет. Народ ходит – и ладно. То есть это стало таким… бизнесом. Музыкальная жизнь вошла в нормальные рамки, стала индустрией, технологичной бизнес-индустрией.
В двухтысячные годы ты уже мог технически играть все, что угодно: это могли быть и RAMONES и SEX PISTOLS. Хоть на русском, хоть на болгарском языке… Но такая музыка была направлена на определенную группу слушателей. Не была, так сказать, голосом большой недовольной массы людей.
И потом, в девяностые, людей-то померло страшное количество. Я говорю только по нашим друзьям, товарищам и поклонникам. Пусть это какая-то, скажем так, маргинальная среда, но тем не менее, это трудно представимые масштабы. Говорят, что в девяностые годы население России сокращалось на миллион в год. Из этого миллиона, я думаю, добрая половина была молодежь... А может быть, и больше.
Поэтому здесь много факторов. Мы вошли в новый век, я имею в виду общество, уже с другими запросами и другими потребностями. Кстати, изменился и характер самих команд. Возьмем ту же ГРАЖДАНСКУЮ ОБОРОНУ. Изменился характер выступлений, у группы поменялся состав: помер Махно, из группы ушел Джефф, чуть позднее – Андрюшкин.
Я смотрю, например, видеозаписи девяностых: там впечатление какого-то, знаешь, таинства, хаотичного движения, некой мистерии… И потом смотришь: такие красивые все, пухлые, загорелые музыканты… Но в принципе, так и должно быть. Понимаешь, так и должно быть! Если ты музыкант, играй, блин, с…бака, не мечись, повышай мастерство свое, расширяй репертуар, двигайся.
Но рок-музыка – это особый вид искусства и особый образ жизни…
- В 80-х панк-рок проехал на заряде желания изменений, потом эти изменения в 90-е произошли. Вроде что-то получили, но не совсем то, что хотели, и в 00-е общество вступило с запросом на стабильность. Но как раз в этот недолгий период развития экономики и относительной стабильности панк-рок стал затухать во всех смыслах. Уходят знаковые музыканты – Летов, Черный Лукич...
– Даже до смерти Летова. В двухтясячном году мне уже было 30 лет, Летову и Ромычу – еще больше. До 30 лет человек действительно способен своей молодой энергией заряжать. Поэтому панк-рок – дело молодых. Джонни Роттен до сих пор играет... Но это уже не рок, это уже как бы тиражирование созданных в свое время архетипов, сформулированных идей, штампование, переигрывание самого себя образца десяти-пятидесятилетней давности. В 90-е годы еще сохранялась неустойчивость и неопределенность. Это было время Перехода. Мы сейчас уже почти забыли, но это было жуткое и потрясающее время. Было против чего пр…тестовать, потому что враг был определенный. То есть панк-рок пр...тестовал уже против совершенно конкретных людей, которые устроили этот беспредел и устроили его под какими-то порядочными лозунгами. А все свелось к чему? Просто к разграблению, к унижению огромного количества населения. К тотальному грабежу. Было полное ощущение гражданской в…йны. Она где-то на окраинах полыхала, но она была и внутри. Жуткое противоречие.
Панк-группы, конечно, на это среагировали. Но во-первых, к концу девяностых выдохлись, потому что невозможно все время генерировать поток гениальных идей. Как говорил Козьма Прутков, «если у тебя есть фонтан, заткни его – дай фонтану отдохнуть». А во-вторых, в двухтысячные годы уже сформировалась некоторая музыкальная индустрия – грех было этим не воспользоваться.
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, считаю, заслуженно получила возможность просто поездить, поиграть, позарабатывать. ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ, кстати, тоже довольно часто в первое десятилетие выезжала. Это уже были совсем другие концерты – не те, после которых ты не знаешь, останешься в живых или нет. Это были концерты, скорее, как профессиональная работа.
Поэтому, конечно, ты права насчет стабильности. Экономическая ситуация очень изменилась. Появились деньги. То есть действительно с конца 90-х годов вся эта машина капиталистического рынка заработала. Мы прекрасно помним первое десятилетие нового тысячелетия. По сравнению с девяностыми это был просто рай. Если там полгода могли не получать зарплату, то здесь уже возникла какая-то определенность... Короче говоря, в начале нулевых появилась возможность планировать будущее, которого у панка не должно быть.
- Про старую гвардию все понятно. У старых заканчивается энергия, но появляются новые команды… Почему сейчас нет такого яркого контркультурного движения?
– Любой жанр не может бесконечно развиваться. Музыка всегда изменчива – в этом ее прелесть. Думаю, постоянно играть психоделию или гранж, как их играли в шестидесятые годы, невозможно. После них появился арт-рок, хард-рок и так далее. С панк-роком то же самое.
Представь, что сейчас появляется Высоцкий, или он не умирает в 80-е годы, а живет до сих пор. Что бы было? Какое впечатление производило бы его творчество? Ну орет, ну хрипит – и что? То есть музыка воздействует на людей в определенное время. Любой вид искусства, вырванный из контекста, та же музыка, не будет производить должного эффекта. Представь, что мы сейчас играли бы так же, как в 86-м году. Да нас никто бы слушать не стал. Абсолютно. Сейчас требуется другое. Команды стали более мастеровитые, более техничные. Без этого сейчас тебя слушать не будут. Неинтересно просто. Если ты выходишь пьяный на сцену орать – да иди ты на кухню к жене ори. Никому такая музыка уже не интересна. А молодые группы появляются, но просто нам они не очень известны. Хотя могу назвать десяток отечественных команд, которые мне очень нравятся – ДАЙТЕ ТАНК, хотя бы.
Плюс сегодня групп стало больше. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА на тот момент была действительно одна, как перст, ничего сопоставимого с ней, или с ИНСТРУКЦИЕЙ, или с другими сибирскими командами не было. А сейчас команд много, внимание рассеивается.
Сибирский панк был голосом контркультурного движения, в котором, кстати, отражалось все это недовольство и желание будущего, какие-то философские установки. Это был голос единого мощного движения, поэтому он был услышан.
- Выходит, сейчас движение раздробилось на локальные тусовки?
– Сейчас общество очень атомизировано. Кстати, про это Теодор Роззак писал уже в XXI веке. Про культ информации. Информация – это как платье голого короля. Ее никто не видит, никто не ощущает, но все понимают, что без нее никак нельзя обойтись. Роззак иронизирует по этому поводу. Мы погружены в это информационное поле, нам в самом деле просто некогда подумать о чем-то большем... О том, что нас объединяет, о том, что поможет нам куда-то вырулить. И потом XX-й век – все-таки век иллюзий, страшных, но иллюзий. Это доказывает масштаб в…йн, которые тогда были. Миллионы людей были готовы умирать за идею.
Контркультура – отголоски той же иллюзорности. Контркультура – это детище модерна. А модерн – это когда есть устремленность в будущее и вера в прогресс.
Сейчас мы живем в эпоху постмодерна, то есть одновременно во всех эпохах, понимаешь? Мне даже студенты об этом говорят. У них в «прошлом» смешано все, причем одновременно: и динозавры, и рыцари, и Иван Грозный, и Ленин – они все где-то в одно время существуют. И в одном месте причем. Все знают в каком – в Интернете.
Линейность времени, которая была присуща эпохе модерна, появилась где-то во времена Возрождения. До конца XX века эта идея, что время движется, что оно к чему-то идет, существовала в сознании людей. И поэтому существовала контркультура. И поэтому существовали какие-то объединяющие общество идеи. Сейчас у нас, как в хорошем магазине: здесь есть все и много.
Беседовала virlenka. Продолжение следует.
Больше материалов читайте на канале «МАШБЮРО: сибирское сообщество рок-н-ролла». Мы ВКонтакте и в TГ-канале. Присоединяйтесь!Книгу «Западносибирская контркультура 1980-1990-х годов как социокультурный феномен» можно приобрести в издательстве «Выргород».
ЧИТАЙТЕ НАЧАЛО ИНТЕРВЬЮ: