Найти в Дзене
Extreme Sound

Джон Андерсон (Yes) о том, как The Beatles открыли ему дверь в другую реальность

Оглавление

Лидер легендарной группы Yes объясняет, почему The Beatles были первыми настоящими прог-рокерами и как один альбом изменил для него всё.

«Музыка, которую я слушал впервые в жизни»: Откровение в Гамбурге

«Я впервые услышал песню "Tomorrow Never Knows" в борделе в Гамбурге. Место называлось Top Ten Club — семиэтажное здание безумия, где я жил и играл со своей первой группой The Warriors. Именно там, в этом борделе, я поставил пластинку Revolver. И когда я дошел до конца второй стороны и зазвучала "Tomorrow Never Knows", я осознал, что The Beatles — это не просто рок-н-ролльная группа.

Эта песня стала их самым смелым отходом от всего, что я когда-либо слышал — и в плане звука, и в плане текстов. Это было всё равно что слушать музыку в первый раз в жизни.

В 1966 году ты просто не понимал, как они это сделали. Не было ни малейшего представления, как они собрали это воедино, откуда взяли такие тексты, вообще ничего. "Tomorrow Never Knows" произвела революционный эффект на меня и на всех вокруг».

Лидеры, за которыми шли все

«Мы с другими музыкантами и так смотрели на The Beatles как на лидеров, которые указывали, что делать дальше. Они были единственными, кто показывал, что группа может прогрессировать. Все остальные просто делали коммерческую поп-музыку. The Hollies были великолепны, The Moody Blues, и Stones, конечно. Но они играли R&B и поп.

А The Beatles, с помощью Джорджа Мартина, изменили саму культуру музыки. Они запустили цепную реакцию в творчестве других групп. И после "Tomorrow Never Knows" они становились только лучше».

«Это взорвало мир музыки»: Эффект “Сержанта Пеппера”

«Выход Sgt. Pepper был до смешного гениальным ходом в направлении, о котором никто даже не помышлял. Это был невероятный музыкальный спектакль, где можно было услышать аплодисменты и приветствия публики. Его структура, музыкальная концепция, продюсирование, аранжировки — всё это просто снесло мне крышу. Этот альбом взорвал мир музыки. Если вы не жили в то время, вы просто не можете себе этого представить.

Когда я купил пластинку, мы снова были в Гамбурге. Мы слушали её без остановки, месяцами. Выйдешь перекусить, вернешься — и снова ставишь пластинку. Пять раз подряд, каждый раз.

Невозможно описать словами, что я почувствовал, когда впервые услышал последнюю песню, "A Day In The Life". Это было похоже на то, как будто открылась гигантская дверь. Всё, что можно было сказать, это: «Какого чёрта?!»

В то время я принимал кислоту, так что я и так был на другой планете. И я до сих пор на той планете, куда меня тогда отправили The Beatles. Sgt. Pepper стал частью невероятного момента. Казалось, что сама реальность изменилась музыкально, а вместе с ней — и наше представление о том, как мы живем и ради чего. Все увлекались наркотиками, рок-н-роллом, свободной любовью и миром. Для молодого человека, особенно музыканта, это было сумасшедшее время».

«С этого момента возможно всё»

«Именно тогда мы поняли, что с этого момента возможно всё. Поэтому Yes и создали то, что создали. Мы осознали, что нам не нужно зависеть от радиоэфиров, нам не нужно полагаться ни на что, кроме самой музыки. Это стало возможным благодаря The Beatles, открывшим ту самую невероятную дверь. Они были богами рок-н-ролла. Они были лидерами во всём, а все остальные медленно следовали за ними, потихоньку просыпаясь.

После Sgt. Pepper ничто уже не могло сравниться с ним. Это был их пик. Когда я слушал White Album или Let It Be, я всегда думал: “Господи, спасибо, что они сделали Sgt. Pepper”. Я никогда не разочаровывался в The Beatles. Кроме того момента, когда они распались. Но они уже сломали все шаблоны. Изменить мир один раз было достаточно».

Наследие, которое живёт в Yes

«Были и другие: The Beach Boys, Buffalo Springfield, Майлз Дэвис, электронные музыканты вроде Уолтера Карлоса. В '66, '67, '68 годах было много изобретательной музыки. Но именно The Beatles были богами рока и всего остального.

Yes постоянно находились под их влиянием. Вся вторая сторона альбома Abbey Road, представляющая собой единое целое произведение, — вот что вдохновило меня на создание длинных музыкальных форм.

Они показали, что можно делать всё что угодно. Что дело не в бизнесе, не в поп-музыке и не в деньгах. Если ты делаешь это с любовью, сердцем и честностью — всё получится».

А как вы считаете, были ли The Beatles первой прог-рок-группой? Поделитесь своим мнением в комментариях!