Победив тяжелую болезнь, лидер Camel вернулся на сцену с триумфальным переосмыслением "The Snow Goose".
После почти 20 лет борьбы с опасным для жизни заболеванием фанаты Camel уже и не мечтали увидеть группу вживую. Но гитарист Энди Лэтимер, поправившись, возродил группу в 2013 году. Его амбициозные планы, включавшие возвращение в Альберт-Холл, сбылись пять лет спустя.
Возвращение легенды
Новости о том, что Camel готовятся к серии долгожданных концертов, были встречены фанатами с бурной радостью. Возвращение группы, подарившей миру такие шедевры, как Mirage, The Snow Goose и Moonmadness, стало бы событием само по себе, ведь новый материал от Camel не выходил более десяти лет.
Новость стала настоящим сюрпризом, ведь многие смирились с тем, что группа прекратила свое существование. Виной всему - серьезные проблемы со здоровьем, с которыми Лэтимер боролся на протяжении последних 20 лет.
В 1992 году у него диагностировали полицитемию - заболевание крови. Последовала череда изнурительных курсов лечения, которые поставили крест на концертной деятельности Camel. Химеотерапия и пересадка костного мозга чудесным образом помогли Лэтимеру. Он признаётся, что помнит о своей хрупкости, но не смог устоять перед соблазном вернуть Camel к жизни.
"Я скучал по этому, вот правда", - говорит он. "Мне потребовалось много времени... У меня не было сил, я едва мог дойти до калитки. Когда мне поставили диагноз, врачи сказали, что у меня есть выбор: пересадка или 20 месяцев жизни! Не густо..."
"Восстановление заняло много времени, но я постепенно набирался сил, и мы начали обсуждать возвращение. У меня накопилось много нового материала, но мы решили, что лучше всего отправиться в тур и вновь ощутить связь с фанатами и друзьями."
The Snow Goose: второе рождение шедевра
Что может быть лучше для музыканта, чем возможность вновь творить, получив второй шанс от судьбы? Не удивительно, что Энди Лэтимер был вдохновлён и рад возможности вернуться на сцену с Camel впервые за десятилетие.
"Да, были моменты, особенно во время лечения и восстановления, когда я думал, что никогда больше этого не сделаю", - признаётся он. "У меня всё ещё есть проблемы со здоровьем. После пересадки начался артрит, так что у меня ежедневные трудности. Ещё в начале этого года я не был уверен, что смогу вернуться к гастролям. Меня больше всего волновали мои руки. Но я решил, что должен это сделать и заставить себя двигаться дальше. Плевать на всё остальное! Это всего лишь короткий тур. Но если всё пойдёт по плану, мы планируем отправиться в турне снова в марте и апреле следующего года. Так что как только мы вновь оседлаем наших коней, это уже не будет таким усилием, потому что вернуться было очень тяжело".
Этой осенью фанаты в Великобритании, Голландии, Бельгии и Германии смогут услышать The Snow Goose целиком.
Но The Snow Goose претерпел немалые изменения. "О, да, я перезаписал его, и это было непросто! " - говорит Энди. "Я хотел максимально сохранить оригинал, но в то же время добавить что-то новое, посмотреть, смогу ли я его улучшить. Я переаранжировал его вместе с нашим барабанщиком Денисом, было весело. Я написал несколько новых фрагментов... Удлинил некоторые из более спокойных частей. Но когда люди слушают его, у них остаются те же ощущения. Он очень близок к оригиналу, но в нём много нового, что, я надеюсь, понравится людям. Всё было сделано в спешке, как это всегда бывает в мире рок-н-ролла, но сейчас мы работаем над обложкой, так что он должен быть готов к туру. Думаю, он понравится людям".
Требуется изрядная смелость, чтобы менять признанный шедевр, но у Энди Лэтимера были на то веские причины. Он ссылается на ошибки в процессе мастеринга, допущенные звукозаписывающей компанией, которая переиздала значительную часть каталога Camel в 2002 году.
Он также подчёркивает огромный вклад своих бывших коллег по группе Питера Барденса, Дуга Фергюсона и Энди Уорда в создание неповторимого звучания группы. "О, да, они сыграли огромную роль в создании "The Snow Goose" и всех этих ранних альбомов", - говорит он. "Они все внесли огромный вклад в аранжировки и то, как они их продумывали. Особенно ритм-секция - Энди и Дуг были так слаженны.
"Я попросил Колина и Дена из нынешнего состава разучить их партии, и они сделали это просто блестяще. Они справились со своими партиями, а Гай сыграл все партии Пита. Некоторые соло абсолютно идентичны питовским. Во многом этот тур и новый "The Snow Goose" - дань уважения Питу и другим ребятам".
Мечта об Альберт-Холле
Хотя Питер Барденс, к сожалению, умер в 2002 году, а ни Дуг Фергюсон, ни Энди Уорд не участвуют в нынешнем составе Camel, ощущается, что Энди Лэтимер несёт дух того, оригинального состава в светлое будущее. Он даже несколько раз говорит о том, как бы ему хотелось воссоздать то, что, пожалуй, является самым знаменитым моментом в истории Camel: концерт группы в Альберт-Холле с Лондонским симфоническим оркестром в октябре 1975 года, когда они полностью исполнили The Snow Goose.
"На самом деле это было довольно страшно, как вы можете себе представить! " - смеётся Энди. "Помню, я очень нервничал. Во-первых, это был Альберт-Холл, а во-вторых, у нас была всего одна репетиция с оркестром, и она прошла не блестяще. Оркестры - это сборище маленьких детей и хулиганов! Некоторые из живых записей, которые я слышал, а позже они вошли в живой альбом, они такие смешные. Можно изолировать духовую секцию, и ребята говорят: "Во сколько это закончится? Когда мы пойдём в паб? ".
"Так что половина оркестра по разным причинам думала: "Ну, это нормально", а другие были абсолютно не заинтересованы в том, чтобы играть свои партии. Но весь концерт был событием. Я бы не сказал, что это был лучший наш концерт с "The Snow Goose", но мы чувствовали, что обязаны дать хотя бы один концерт с оркестром, хотя менеджмент нам говорил, что даже если мы продадим все билеты на Альберт-Холл с Лондонским симфоническим оркестром, мы всё равно потеряем пять штук или больше! Наш девиз был: "К чёрту! Мы делаем то, что хотим! ". Нам было всё равно.
"Таким было наше отношение в те времена. Мы получали много денег от звукозаписывающей компании - мы ездили на гастроли с тремя экранами, на которых показывали проекции, фильмы, взрывы, дым и всё такое прочее. Это было очень дорого. Это было грандиозно и глупо, и мы не могли себе этого позволить! Мы точно не можем себе этого позволить сейчас. Но кто знает, какие нас ждут судьбы? Я бы хотел снова сыграть с оркестром в Альберт-Холле. Это было бы фантастикой".
Camel: недооцененные герои прога?
Возвращение к The Snow Goose и его исполнение вживую - лучший подарок фанатам Camel, но этот альбом - не единственная жемчужина в короне группы. Дискография Camel, насчитывающая 11 студийных альбомов, - одна из самых разнообразных, изобретательных и удивительных в проге. К сожалению, коммерческий успех группы пошёл на спад уже к концу 70-х.
Гитарист философски относится к тем дням, признавая частичный творческий спад после того, как начал распадамся оригинальный состав, но также отдавая должное тем, кто присоединился к нему в тот период.
"В то время мы считали Moonmadness неудачным, потому что все твердили, что мы должны сделать ещё один "The Snow Goose", - вспоминает он. "Но мы всегда были группой, которая не хотела повторяться, мы хотели делать что-то другое. Любой здравомыслящий артист, вероятно, сделал бы "Сына The Snow Goose", но только не мы!
"Это, пожалуй, мой любимый альбом эпохи Пита, Энди и Дуга по многим причинам. На нём есть несколько отличных вещей, группа была слаженной, работа шла хорошо, гниль ещё не начала проникать. Мы все ещё были очень довольны и принимали свои роли в группе, и так было до самого Rain Dances, когда всё изменилось.
"Дуг ушёл, и когда он ушёл, роли всех изменились, и это была уже не та группа. Пришёл Ричард Синклер, очень талантливый парень, но у него были свои планы. Он хотел вести группу в определённом направлении, но мы с Питом были основными авторами, так что шла борьба. С тех пор всё пошло кувырком, но это дало нам возможность поработать с замечательными музыкантами и расшириться. К моменту, когда мы дошли до Breathless, мы с Питом спорили обо всём, и это было заметно! Но такое случается в жизни, и ты делаешь всё, что можешь в сложившихся обстоятельствах".
Энди Лэтимер, скромный и самокритичный музыкант, никогда не гнался за славой. И Camel никогда не были такой грандиозной коммерческой силой, как Genesis, Yes или ELP в 70-х. Тем не менее, они создали одну из самых изысканных и удивительно своеобразных музыкальных коллекций, которую когда-либо производил этот жанр. Возможно, пришло время по-новому оценить этих недооценённых героев прога?
"Это очень любезно с вашей стороны, но мне очень трудно что-либо сказать по этому поводу! " - смеётся Энди. "Я никогда не думаю: "Вот, нас никогда не упоминают в журналах! " или что-то в этом роде. Я просто думаю, что Genesis, Floyd и ELP были намного популярнее. Их альбомы были просто хитами.
"Я всегда принимал то, кто мы и где мы находимся, и не задумывался о том, почему мы не достигли таких же высот. Мне это в голову не приходит. Это то, чем мы занимаемся, и если это нравится людям, то очевидно, что я сделал что-то правильно, и все, с кем я играл, сделали что-то правильно. Это было интересное путешествие, и я счастливый человек! "