Играл с Боуи и Sabbath, пил с Китом Муном, тусовался с Ленноном – клавишник Yes Рик Уэйкман повидал всё.
Из студии – на стадионы (и ледовую арену!)
Еще до того, как Рик Уэйкман обрел мировую славу с легендами прог-рока Yes, он уже вращался в кругах будущих звезд благодаря работе штатным клавишником на студии Trident в центре Лондона. Вскоре он прошел через фолк-прог группу Strawbs и уже играл на огромных аренах с Yes. В 70-х он также попал в заголовки газет из-за своих грандиозных сольных шоу, не в последнюю очередь из-за эпичной попытки представить свой сольный альбом 1975 года «Мифы и легенды короля Артура и рыцарей Круглого стола» на льду арены Уэмбли!
На его пути была и хорошо задокументированная борьба с алкоголем, закончившаяся в середине 80-х. С тех пор он выступал с Yes и сольно, а также сам стал своего рода медийной знаменитостью.
Дэвид Боуи: «Космическая странность» и спасение фолк-клуба
«Я впервые встретил Дэвида в конце 60-х, когда о новой музыке все еще узнавали из сарафанного радио и газеты Melody Maker, – вспоминает Рик. – В 1969-м я записывался для [продюсера Боуи] Тони Висконти с группой Junior's Eyes в Уиллесдене. Зайдя в студию, я увидел там Меллотрон. Тогда это была новинка, и никто толком не умел на них играть. Я спросил, можно ли с ним повозиться, и мне удалось его запустить».
Именно это привело к звонку от Висконти. «Я тогда играл по четвергам в хаус-бэнде клуба Reading Top Rank, исполнял соул 60-х. Тони спросил, не мог бы я сыграть на сессии [Боуи] для "Space Oddity" в Trident Studios в Сохо, потому что Дэвид записывал сингл и хотел там струнные и Меллотрон».
Сессия заняла всего полчаса. «Дэвид пришел со Стилофоном [портативной 'клавиатурой']. Он обожал все новое. Мы все говорили, что это не сработает, но когда сингл вышел, стилофон там был и звучал отлично».
Уэйкман также помнит спор Боуи с представителем лейбла Philips. «Дэвид настаивал, чтобы пластинка вышла как стерео-сингл, а компания хотела моно. Он добился своего. Он всегда казался мне очень преданным своему делу артистом».
Боуи даже помог Уэйкману, когда тот держал небольшой фолк-клуб Booze Droop в пабе White Hart в Северном Эктоне. «Мы задолжали хозяину немного денег, и он нас доставал. Я обедал с Дэвидом, упомянул об этом, и он предложил сыграть у нас концерт, чтобы помочь. Мы развесили афиши, рекламируя Боуи. И пришло человека четыре. Все думали, что это розыгрыш. Но он отыграл. На следующей неделе клуб был забит. Мы покрыли долги, и я объявил, что это был последний вечер Booze Droop».
Джон Леннон: Последняя встреча и нелепый вопрос
«Я тогда жил в Швейцарии и был в Нью-Йорке для промо-тура Yes, – рассказывает Рик. – Мне всегда нравилось есть в Tavern On The Green у Центрального парка. Там была комната, Crystal Room, где можно было поесть спокойно, хотя люди все равно заглядывали посмотреть, кто обедает. Я был там с моей тогдашней женой, огляделся и увидел за соседним столиком Джона и Йоко».
Хотя Уэйкман хорошо знал Ринго и несколько раз встречал Пола и Джорджа, с Джоном он никогда не виделся. «Я не думал, что он знает, кто я, но он подошел, представился, и мы поболтали. Он показался очень милым. Рассказывал о проблемах с его новым альбомом [Double Fantasy]. Он произвел на меня впечатление очень вдохновленного и преданного артиста, очень похожего на Дэвида Боуи. Я подошел и поздоровался с Йоко».
Трагическая новость застала его врасплох. «Когда я вернулся в Швейцарию, мне позвонила журналистка и попросила комментарий о Ленноне. Учитывая, что это было до интернета и связь была не та, что сейчас, я не понял, о чем она, пока она не сказала, что его убили. Оказалось, я был одним из последних музыкантов, кого видели разговаривающим с ним. А потом она задала самый глупый вопрос в моей жизни: упоминал ли Джон что-нибудь, что указывало бы на предчувствие его смерти? Ну что за люди!»
Black Sabbath: Друзья-рокеры и предложение, от которого (почти) не отказались
«Я обожал Black Sabbath. Любил их музыку и их самих как людей, – признается Уэйкман. – Я хорошо их знал, потому что Yes разогревали Sabbath в Америке в нескольких турах в начале 70-х, и они все любили выпить, как и я. В плане общения Sabbath были мне гораздо ближе, чем Yes – пьяницы и дебоширы, которые по-настоящему любили рок-н-ролл. Я часто летал с Sabbath на их самолете, потому что мы отлично ладили».
Более того, дружба могла перерасти в сотрудничество. «Тони Айомми, с которым мы остались большими друзьями, однажды сказал мне, что группа всерьез подумывала пригласить меня к ним, потому что мы так хорошо ладили, и они хотели расширить свое звучание. Но Оззи беспокоился, наверное, вполне справедливо, как на это отреагируют фанаты метала».
Первый опыт совместной работы случился в начале 70-х. «Они записывали "Sabbath Bloody Sabbath" и им нужен был Mini-Moog для одного трека. Yes были в соседней студии, и я сказал, что загляну, когда мы закончим. Когда я пришел, они все... скажем так, 'спали'. Кроме одного напуганного молодого ассистента звукорежиссера, который поставил нужный трек. Я попробовал пару вариантов, и после третьего Оззи поднял голову, сказал: 'Ох***нно', – и снова отключился».
Джек Леммон: Гольф, джаз и смущение
С возрастом у рокеров появляются новые увлечения: садоводство, кулинария, прогулки... и гольф. «Я начал играть в гольф, когда бросил пить в 80-х, – говорит Рик. – Благодаря этому меня приглашали на Howard Keel Golf Classic, турнир для профессионалов и знаменитостей в Манчестере».
Кульминацией турнира был гала-концерт в театре Piccadilly, где Ховард Кил собирал своих звездных друзей из Америки. «В один год он спросил, не хочу ли я сыграть, потому что 'Джек будет играть, и ему нравится твоя игра на пианино. Так что ты выходишь, играешь что-нибудь, представляешь Джека, потом играет он, а потом он представляет меня'».
Уэйкман не придал этому особого значения до самого вечера концерта. «Ховард подошел и все говорил о Джеке, указывая на парня, стоящего сбоку сцены. И тут до меня дошло, что это Джек Леммон! Я остолбенел, когда он подошел поздороваться. Ховард дал ему несколько моих пластинок, они ему понравились, и он спросил, не могли бы мы сыграть что-нибудь вместе. Он был довольно джазовым пианистом, если мне не изменяет память. Помню только, как мне было неловко сидеть рядом с такой кинолегендой».
Джим Дэвидсон: Друг, фанат прога и безопасные дебоши
«Я давно знаю Джима. Он огромный фанат прог-рока, и мы стали очень хорошими друзьями, – делится Уэйкман. – Джим – еще один из тех, с кем, если ты идешь куда-то, скорее всего, будут неприятности. Он все еще немного выпивает, хотя уже далеко не так, как раньше. Но, опять же, он как Муни [Кит Мун]: никто никогда не страдал, никто ничего не портил, и никто не чувствовал угрозы, когда мы были в загулах. Даже в худшие моменты все сводилось к тому, чтобы было смешно».
Кит Мун и Вивиан Стэншолл: Короли безобидных пранков (с возможным участием полиции)
«Если ты шел куда-то с Китом, ты всегда знал, что полиция, скорее всего, появится в какой-то момент вечера. И уж точно, если с вами был Вивиан Стэншолл [из Bonzo Dog Band], – смеется Рик. – Они оба были такими милыми людьми, и в их поступках никогда не было злого умысла. Настоящие мастера розыгрышей. Но суть многих ночей, проведенных в их компании, была в том, что все их выходки были побочным продуктом выпивки, доброго, безобидного настроения и детского энтузиазма. Самые дикие ночи у меня были с этими двумя. Кит действительно был как непослушный маленький мальчик».
Медвежонок Сути: Неожиданный конкурент за внимание фанатов
«Да, Сути – мой друг! – заявляет Уэйкман. – Я не знал [кукловода] Гарри Корбетта, создателя Сути, но знал его сына Мэтью. Мэтью продал Сути, и парень, который его купил, тоже жил, как и я, на острове Уайт».
Встреча произошла случайно. «Я играл концерт в Барнстапле, мой тур-менеджер тоже жил на острове Уайт, и этот парень пришел на концерт, меня ему представили. Я спросил, где Сути, он сказал, что тот в офисе менеджера. Он сходил за ним, и я сфотографировался с Сути. Когда я уходил, я стоял у служебного входа и раздавал автографы примерно двумстам людям. Потом вышел этот парень, я упомянул, что у него Сути, и через десять секунд передо мной никого не было – все окружили этого парня и хотели сфотографироваться с Сути!»
Лис Бэзил Браш: Неожиданно грубый кукольный персонаж
Самая сюрреалистичная встреча произошла на BBC. «Я был на BBC для съемок [программы об искусстве] Omnibus и случайно зашел не в ту студию. А там передо мной сидит Бэзил Браш за своим столом, как в телевизоре. Очевидно, кукловоды работали. Но пока я стою, не зная, что делать, он говорит своим голосом Бэзила Браша: 'О, это же Рик Уэйкман!' Поскольку там была аудитория, я пробормотал: 'Привет, Бэзил. Очень приятно познакомиться'. А он просто отвечает: 'Слушай. Мы тут репетируем и очень отстаем, так что, будь добр, просто съ***ись , дружище'».
Уэйкман вышел ошеломленный. «Я вышел в некотором замешательстве и столкнулся с [телеведущим] Барри Норманом, который тогда вел Omnibus. Он направил меня в нужную студию и спросил, все ли со мной в порядке. Я смог только ответить: 'Меня только что послал на х** Бэзил Браш!'»
Как вам истории Рика? Какая байка удивила больше всего? Делитесь в комментариях!