Рубрика "Звездные откровения" для ценителей музыки на Дзен!
Рик Уэйкман – имя, которое для многих звучит как синоним слова "прогрессив-рок". Этот 75-летний клавишник-виртуоз – настоящая икона жанра, человек, чьи музыкальные эксперименты и сценический образ определили целую эпоху. В интервью для Vulture, Уэйкман откровенно рассказал о самых знаковых моментах своей карьеры, от работы с Дэвидом Боуи до собственных сольных шедевров, полных волшебства и рыцарских легенд.
"Артур" – визитная карточка маэстро
На вопрос о лучшей песне для знакомства с его творчеством, Уэйкман без колебаний называет "Arthur" из концептуального альбома "Мифы и легенды короля Артура и рыцарей Круглого стола". "Я люблю мелодии, помпезность, величие!" – восклицает музыкант. Интересно, что большая часть композиции была написана в больнице, во время вынужденного пребывания из-за проблем с сердцем. Именно "Артур" стал музыкальной темой британских выборов на BBC, что вызывает у Уэйкмана чувство гордости.
Страсти по Генриху VIII: музыкальные портреты королевских жен
Альбом "Шесть жен Генриха VIII" – еще одна жемчужина в короне Уэйкмана. Музыкант признается, что особенно выделяет композицию, посвященную Екатерине Говард, самой юной и, возможно, самой трагичной жене короля. Уэйкман стремился передать в музыке ее жизнерадостный, но обреченный характер. Также с теплотой он говорит об Анне Болейн, восхищаясь ее достоинством и силой духа.
Органное соло, опередившее время
Говоря о вкладе в музыку Yes, Уэйкман с гордостью упоминает эпическое органное соло в композиции "Awaken". Это соло действительно поражает своей продолжительностью и масштабом. Но еще удивительнее технологии, которые были использованы при записи. Орган был записан в церкви в Швейцарии и передан по телефонной линии в студию в Монтрё! В 1977 году такое решение было настоящим прорывом.
Песни Yes, любимые даже не автором
Удивительно, но Уэйкман с удовольствием играет и те песни Yes, к которым не имел непосредственного отношения. Среди любимых – "I've Seen All Good People", "Yours Is No Disgrace" и "Starship Trooper". Более того, в проекте ARW (Anderson, Rabin, Wakeman) музыканты экспериментировали, добавляя свое видение в классические композиции Yes, созданные без их участия.
Загадки лирики Джона Андерсона
Тексты песен Yes часто вызывают недоумение у слушателей. Уэйкман с юмором признает, что они "все загадочные". Однако он отмечает мастерство Джона Андерсона как поэта, способного вкладывать глубокий смысл в свои тексты, даже если они кажутся абсурдными. Забавная история про американского фаната, разгадавшего "планетарный" смысл "I've Seen All Good People", лишь подчеркивает многогранность лирики Yes.
Автограф в неожиданном месте
Истории об автографах от звезд часто бывают забавными. Уэйкман вспоминает случай, когда его попросили расписаться … в туалете чужого дома, куда он попал после неприятного инцидента с полицией. А самый курьезный случай произошел на сцене, когда нетрезвый фанат вылез на сцену и потребовал автограф, не понимая, где находится.
Недооцененный шедевр и битва с критиками
В начале карьеры критики не щадили Уэйкмана. Альбом "No Earthly Connection" был разгромлен прессой, хотя сейчас считается культовым. Инструментальный альбом "Шесть жен Генриха VIII" тоже вызвал непонимание. Критики не могли принять формат клавишного альбома без вокала. Но Уэйкман не сдавался, веруя в свою музыку и готовый защищать свое творчество.
Синтезаторы – революция в музыке
Уэйкман считает себя счастливчиком, потому что его становление как музыканта совпало с развитием синтезаторов. Minimoog стал настоящим прорывом, позволив клавишникам выйти из тени и звучать наравне, а то и громче гитаристов. Использование клавесина в "Siberian Khatru" было смелым экспериментом, который впоследствии стал одной из фирменных фишек Уэйкмана. Он призывает не делить инструменты на старые и новые, а ценить их звучание и возможности.
Гордость сессионного музыканта
Среди сессионных работ Уэйкман особо выделяет "Morning Has Broken" Кэта Стивенса и "The News From Spain" Эла Стюарта. В последней композиции Уэйкман сыграл продолжительное фортепианное соло в стиле Рахманинова, которое стало настоящим украшением песни. Музыкант с теплотой вспоминает о работе с Элом Стюартом и предвкушает предстоящую встречу с ним в Америке.
Дэвид Боуи – дальновидный гений
Самым дальновидным соавтором Уэйкман называет Дэвида Боуи. Он восхищается способностью Боуи создавать неожиданные гармонические решения и музыкальные повороты, сравнивая его с Прокофьевым. "Life on Mars?" является ярким примером такого новаторского подхода. Уэйкман признается, что Боуи оказал на него огромное влияние и многому научил в студийной работе.
Секреты меллотрона и дружба с Боуи
Работа над меллотроном в "Space Oddity" была настоящим испытанием. Главная проблема – настройка инструмента, который расстраивался при игре. Уэйкман нашел свой способ "обмануть" меллотрон, чем заслужил признание продюсеров. Сотрудничество над "Space Oddity" положило начало долгой дружбе с Дэвидом Боуи, которую Уэйкман очень ценит.
Плащи – символ сценического образа
Плащи – неотъемлемая часть сценического образа Рика Уэйкмана. Музыкант признается, что чувствует себя "неодетым" без плаща на рок-шоу. Он бережно хранит свою коллекцию плащей, за исключением одного, потерянного во время развода. Уэйкман рад, что поклонники поддерживают его традицию и приходят на концерты в костюмах волшебников и плащах.
Он подчеркивает, что, несмотря на серьезность некоторых произведений, прог-рок – это весело и празднично. Главная цель Уэйкмана – дарить людям улыбки и положительные эмоции.