Найти в Дзене
Extreme Sound

11 малоизвестных прог-альбомов, которые так же хороши, как признанные шедевры

Привет, любители прогрессивного рока! Спросите любого прог-фаната назвать главные альбомы жанра, и вы гарантированно услышите знакомые имена: Aqualung Jethro Tull, Close to the Edge Yes, Foxtrot Genesis, In the Court of the Crimson King King Crimson, The Dark Side of the Moon Pink Floyd... Список можно продолжать. Спору нет, это абсолютные шедевры. Но! Существует огромное количество прог-альбомов, которые заслуживают не меньшего восхищения (по качеству, не обязательно по влиянию), но о них говорят гораздо реже. Почему? Да просто они менее известны. Взгляните, например, на 11 пластинок из нашего списка. Они обязательны к прослушиванию для ценителей стиля, но попробуйте найти хотя бы горстку людей на тематическом форуме (или на встрече), которые знают об их величии. К счастью, мы здесь, чтобы рассказать, почему эти записи совершенно замечательны и заслуживают такого же почитания, как и их знаменитые прог-собратья. 1. Anekdoten – Until All The Ghosts Are Gone (2015) Шведская группа Anek

Привет, любители прогрессивного рока! Спросите любого прог-фаната назвать главные альбомы жанра, и вы гарантированно услышите знакомые имена: Aqualung Jethro Tull, Close to the Edge Yes, Foxtrot Genesis, In the Court of the Crimson King King Crimson, The Dark Side of the Moon Pink Floyd... Список можно продолжать.

Спору нет, это абсолютные шедевры. Но! Существует огромное количество прог-альбомов, которые заслуживают не меньшего восхищения (по качеству, не обязательно по влиянию), но о них говорят гораздо реже. Почему? Да просто они менее известны.

Взгляните, например, на 11 пластинок из нашего списка. Они обязательны к прослушиванию для ценителей стиля, но попробуйте найти хотя бы горстку людей на тематическом форуме (или на встрече), которые знают об их величии.

К счастью, мы здесь, чтобы рассказать, почему эти записи совершенно замечательны и заслуживают такого же почитания, как и их знаменитые прог-собратья.

1. Anekdoten – Until All The Ghosts Are Gone (2015)

Шведская группа Anekdoten начинала в начале 90-х как прог-рок/пост-рок коллектив, который, упрощенно говоря, звучал как мрачное дитя King Crimson и Godspeed You! Black Emperor. Впрочем, они всегда были достаточно оригинальны, и с годами их звук стал спокойнее, с уклоном в альтернативный и арт-рок. Их последняя на данный момент работа – Until All the Ghosts Are Gone 2015 года – лучше всего воплощает всю палитру Anekdoten.

Трек "Get Out Alive" взрывается фирменной стеной успокаивающих меллотронов и напряженной гитарной работой, добавляя столь же характерный мечтательный, но зловещий вокал и динамические перепады. Эта пышная, атмосферная эстетика продолжается в более разреженной и нежной "Writing on the Wall" и относительно космическом заглавном треке (где отлично использована флейта Тео Трэвиса).

Весь альбом великолепен, что делает его отличной точкой входа для новичков и приятным прощальным подарком для давних поклонников, которые, возможно, уже не дождутся нового материала.

2. Änglagård – Hybris (1992)

Преимущественно инструментальный альбом Hybris представил миру уникальный винтажный и мрачновато-барочный/средневековый подход Änglagård к музыке. Он идеально вписался бы в релизы 1973 года, вызвав сравнения с Genesis, Gentle Giant, Happy the Man и Premiata Forneria Marconi, и по сей день остается выдающимся произведением.

-2

Каждая композиция представляет собой великолепный коллаж из переменчивых настроений и фолковых многослойных текстур. Например, захватывающие старт-стоп ритмы и переплетающиеся пассажи клавишных и гитары в "Vandringar i vilsenhet" ("Блуждания в замешательстве") соседствуют со спокойными духовыми, акустическими арпеджио и вокалом в "Ifrån Klarhet Till Klarhet" ("От ясности к ясности").

Чистое количество взаимосвязанных идей и уровень технического мастерства поражают воображение. Hybris – это не фоновая музыка. Он требует вашего полного внимания, чтобы изучить и оценить, как каждый тембр и смена сегмента складываются в изысканно сложные и образные пазлы.

3. Bigelf – Cheat the Gallows (2008)

Одни из самых "тяжелых" артистов в этом списке, Bigelf родом из Калифорнии, со временем заслужившие похвалу и студийную поддержку от Майка Портного из Dream Theater. В двух словах, они сплавили влияния Black Sabbath, Pink Floyd, Deep Purple, ELO и Дэвида Боуи в потрясающее варево из прог-рока, психоделии, хард-рока и хэви-метала. И никогда они не были так хороши, как на своем третьем полноформатнике.

-3

Cheat the Gallows берет с места в карьер: "The Gravest Show on Earth" приветствует вас на вечно меняющемся кинематографическом карнавале. Представьте, что Роб Зомби, Пол Маккартни и Queen решили посотрудничать под ЛСД – получится нечто похожее на невероятно амбициозную и захватывающую демонстрацию таланта Bigelf превращать множество влияний в собственный музыкальный сумасшедший дом.

Причудливые клавишные и зловещий вокал фронтмена Дэймона Фокса (Damon Fox) – наряду с мечтательными духовыми и грувовыми ритмами – делают "Blackball" таким же театральным и агрессивным угощением. "Money, It’s Pure Evil" и "Superstar" могли бы стать хитами на радио, а двойной удар восхитительно драматичных "Hydra" и "Counting Sheep" показывает, как Bigelf играют мускулами прог-рока, прежде чем вернуться к истокам. Если это звучит интригующе, найдите копию Cheat the Gallows как можно скорее!

4. Cardiacs – A Little Man And A House And The Whole World Window (1988)

Задолго до того, как Sing to God стал лучшим прог-рок альбомом 1996 года, A Little Man And A House And The Whole World Window покорял слушателей авангардными творениями гения Тима Смита (Tim Smith). От начала до конца он звучит как блестящий и буйный гибрид поп-музыки, пост-панка, прог-рока и других стилей, который напомнит вам одновременно The Clash, Captain Beefheart и Mr. Bungle, а также ту кошмарную сцену с клоуном из "Большого приключения Пи-Ви".

-4

Открывашка "A Little Man and a House" атакует слушателя стимпанк-перкуссией и жуткими мотивами детских стишков. Это настолько безумно колючий, но приятный способ войти в мир Cardiacs, и Смит сотоварищи креативно поддерживают эту химию на протяжении 45-минутной эскапады (включая умную отсылку к первому номеру в пугающе гиперактивной "R.E.S.").

Здесь есть и более сдержанные моменты ("Interlude," "I’m Eating in Bed"), но даже они обычно обладают импульсом и непредсказуемостью ребенка, бегающего по игровой площадке после пяти банок колы.

5. Emanuel and the Fear – The Janus Mirror (2012)

Перед симфоник/прог/инди-рокерами Emanuel and the Fear во главе с фронтменом/сонграйтером Эмануэлем Айвасом (Emanuel Ayvas) стояла непростая задача – соответствовать (а возможно, и превзойти) многогранное великолепие их дебютного полноформатника Listen 2010 года. Чудесным образом им это удалось с The Janus Mirror – значительно более коротким (но, следовательно, более плотным и непрерывно захватывающим) наблюдением за "переполненным человеческим опытом в сегодняшнем силиконовом мире", который – буквально или фигурально – связан с "двуглавым монстром".

-5

На протяжении всей пластинки Айвас излагает свои комментарии с извилистой литературной ловкостью и бунтарским настроем Боба Дилана, делая такие треки, как заключительный "All We All" и "Foothills of a Fire", захватывающими как лирически, так и инструментально. В том, как эти пьесы раскрываются, есть хитрое (и кажущееся несочетаемым) сопоставление конфронтационной непосредственности и высококультурной авантюрности, а другие композиции ("My Oh My", "Grey Eyes") предлагают размышления с классическим оттенком, которые тронут струны вашей души.

Все творчество Emanuel and the Fear заслуживает признания, но именно The Janus Mirror собирает все их лучшие качества в одно путешествие.

6. Gazpacho – Night (2007)

Норвежцы Gazpacho давно претендуют на звание лучшего современного прог/арт-рок ансамбля своей страны. Каждый их альбом разворачивается скорее как мастерски выразительное, изысканное и экзистенциальное путешествие, чем просто сборник песен. Почти все их альбомы заслуживают места здесь, но именно их четвертая работа – Night – лучше всего воплощает их прекрасный, преследующий гений.

-6

53-минутная одиссея, разделенная на пять частей (с повторяющимися мотивами, конечно), Night фокусируется на главном герое, который "видит мир под разными углами зрения разных людей. Он путешествует во времени и посещает места по всему миру". Через его одиночество и изоляцию Gazpacho исследуют "различные способы интерпретации существования", с одним из самых великолепно мучительных вокалов, инструментальных партий и переходов, которые вы когда-либо слышали.

Просто послушайте душераздирающее крещендо и безмятежную тоску в центре "Chequered Light Buildings"; тревожно красноречивый переход в "Upside Down"; и запоминающиеся хуки финала "Massive Illusion". Честно говоря, каждую секунду Night нужно смаковать, так как это впечатляющее путешествие, которое проникает в душу и никогда не покидает ее.

7. Knifeworld – Bottled Out of Eden (2016)

Сегодня британо-иранский певец/гитарист Кавус Тораби (Kavus Torabi) возглавляет легендарную спейс/джаз-рок группу Gong (а также играл в упомянутых ранее Cardiacs). Учитывая это, совершенно логично, что примерно между 2009 и 2016 годами он также руководил замечательным проектом Knifeworld, который выдавал радостную мешанину из авант-попа, психоделии, оркестрового рока и тому подобного (все это в рамках идиосинкратического гибрида английских и ближневосточных штрихов).

-7

Их лебединая песня, Bottled Out of Eden, была их самой яркой и полной работой. Типично философский взгляд Тораби побуждает слушателей задуматься о "слишком мимолетной жизни", размышляя о "смерти и ее влиянии на тех, кто остался".

"High / Aflame" – возможно, самая заразительно милая мелодия, когда-либо написанная Тораби (серьезно, попробуйте включить ее на полную громкость, не улыбаясь и не отбивая ритм под ее бодрые ритмы и теплые духовые). "The Germ Inside" и "Feel the Sorcery" такие же веселые и насыщенные, тогда как "I Must Set Fire to Your Portrait" и "The Deathless" немного более резкие.

Как ни крути, Bottled Out of Eden – божественное место назначения.

8. McLuhan – Anomaly (1972)

Давно утерянная жемчужина джаз-фьюжна/прог-рока из золотого века этих стилей, единственный LP McLuhan – Anomaly – как следует из названия, является уникальным творением, требующим пристального внимания. Изначально это была мультимедийная группа студентов Университета Иллинойса в Чикаго, вдохновленных Маршаллом Маклюэном. Их широкий инструментарий (включая орган, тенор-саксофон, кларнет, флейту, фортепиано и многое другое) и эксцентричная текучесть сделали их маргинальной группой, которая справедливо обрела культовый статус.

-8

Как демонстрирует неистовая, но причудливая "The Monster Bride", у McLuhan было столько же общего с деликатно-авангардной кентерберийской сценой (Soft Machine, National Health, Caravan), сколько и с едкими джемами The Mahavishnu Orchestra и Weather Report. Остальные три трека верны этому началу: "Spiders (in Neals Basement)" добавляет игривости в их формулу, а "A Brief Message From Your Local Media" завершает Anomaly деловым повествованием и достаточным количеством быстрых смен темпа, чтобы у вас закружилась голова.

Несмотря на свою поразительную нетрадиционность и многогранность, Anomaly течет плавно благодаря своему точному и бесстрашному видению.

9. Moron Police – A Boat on the Sea (2019)

В то время как Gazpacho представляют меланхоличную сторону норвежского прог/арт-рока, забавно названные Moron Police представляют его озорную и радостную сторону. Если и существует запись, музыка которой соответствует обложке, то это третий LP группы – A Boat on the Sea. Он разворачивается с эклектичностью и воодушевлением, которые барабанщик Сондре Сколлеволл (Sondre Skollevoll, также известный по Major Parkinson) обычно привносит в свои музыкальные начинания.

-9

Правда, начинается он с краткого и теплого интроспективного "Hocus Pocus", но затем A Boat on the Sea отправляется в плавание с неудержимо ликующим и разнообразным грузом. "The Phantom Below" – восхитительно дерзкое путешествие, полное плотных гармоний и праздничных аранжировок. А подпитываемая аккордеоном "The Dog Song" и ироничная "Captain Awkward" каким-то образом умудряются быть наполненными еще более соблазнительными мелодиями поверх сложных, но чрезвычайно гостеприимных основ.

Это похоже на безостановочную прог-рок вечеринку, которая гарантированно поднимет вам настроение и заставит притопывать ногой.

10. Phideaux – Doomsday Afternoon (2007)

Руководимый певцом/сонграйтером Фидо Ксавье (Phideaux Xavier) и его веселой компанией вокалистов и музыкантов, Doomsday Afternoon является средней главой трилогии, начавшейся с The Great Leap (2006) и закончившейся Infernal (2018) (отсюда их пересекающиеся обложки и музыкальные моменты). Тем не менее, Doomsday Afternoon ознаменовал их эволюцию к совершенству в прог-роке, и хотя Snowtorch (2011) начинается, возможно, с величайшего прог-рок эпика за последние десятилетия, Doomsday Afternoon остается их главным шедевром в целом.

-10

Продолжая с того места, где закончился The Great Leap, LP далее исследует такие темы, как экологическая катастрофа и оруэлловский авторитаризм, с возвышенным сочетанием первоклассного сонграйтинга и красочно сложных аранжировок. Открывающая "Micro Softdeathstar" прекрасно это иллюстрирует, так же как и закрывающая "Microdeath Softstar" захватывает своими гипнотически причудливыми паттернами. По пути величественно фолковые "Candybrain" и "Formaldehyde", а также симфоническая интерлюдия "A Wasteland of Memories" добавляют альбому непреходящего очарования.

Черпая вдохновение из таких источников, как The Beatles, Genesis, Camel и Jethro Tull, Doomsday Afternoon – как и многое другое творчество Phideaux – во многом им соответствует.

11. Rikard Sjöblom's Gungfly – On Her Journey to the Sun (2017)

Шведский мультиинструменталист/вокалист Рикард Шёблом (Rikard Sjöblom) наиболее известен как мозг проекта Beardfish и как относительно недавний (но неотъемлемый) участник Big Big Train. Хотя обе эти группы следует считать одними из лучших во всем прогрессивном роке (особенно с такими эталонами, как Destined Solitaire, Mammoth и The Underfall Yard), они, вероятно, слишком известны, чтобы попасть в этот список.

-11

А вот превосходный сольный проект Шёблома (Gungfly), с другой стороны, почти наверняка получает меньше внимания, и это очень жаль, учитывая, что большая часть его работ находится на одном уровне с тем, что производят другие его проекты. В частности, On Her Journey to the Sun 2017 года – это, по сути, немного более прямолинейная и солнечная вариация смеси сардонической лирики Beardfish, безумия в духе Заппы и светлых вибраций соотечественников The Flower Kings, Kaipa и Moon Safari.

"Of the Orb" задает тон фирменной смесью Шёблома из неотразимых мелодий и приятно маниакальных инструментальных партий. Уже одно это делает LP настоящей классикой, но за ним следуют богатые гармонии и акустическая гитара "He Held an Axe"; ярко виртуозные повороты "Polymixia"; и минималистичный эпилог "All a Dream".

От начала до конца On Her Journey to the Sun просто сносит крышу.

Надеюсь, этот список поможет вам открыть для себя что-то новое и удивительное в мире прогрессивного рока! А какие малоизвестные прог-жемчужины знаете вы? Делитесь в комментариях!