Найти в Дзене

Самоубийца, Георг Гросс: Обыденная готика

Добрый день, уважаемые читатели! Сегодня у нас довольно необычная и несколько мрачная картина, не теряющая при этом своей ценности как документ эпохи - отображение Европы первой половины XX столетия - полотно Георга Гросса «Самоубийца». В отличие от многих художников своего поколения, Георг Гросс (1893 - 1959), урожденный Георг Эренфрид Гросс, решительно выступил против Первой мировой войны. Чтобы уклониться от призыва и в надежде избежать отправки на фронт, в ноябре 1914 он отправился на военную службу добровольцем. Через 6 месяцев был уволен по состоянию здоровья. Пока Гросс поправлял здоровье в Берлине, он познакомился с многими авторами, художниками и интеллектуалами, с которыми основал берлинский филиал «Дада». Был призван в армию в 1917, но вскоре уволен из-за нервного срыва. Гросс родился в Берлине, но после смерти отца в 1901 году они с матерью жили поочередно в Берлине и Столпе, в Померании (сейчас Польша). С 1909 по 1911 он учился в Дрезденской академии художеств, а затем про
Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня у нас довольно необычная и несколько мрачная картина, не теряющая при этом своей ценности как документ эпохи - отображение Европы первой половины XX столетия - полотно Георга Гросса «Самоубийца».

Георг Гросс, Самоубийца, 1916, холст, масло, 100 Х 77.5, Тейт Модерн, Лондон, Великобритания
Георг Гросс, Самоубийца, 1916, холст, масло, 100 Х 77.5, Тейт Модерн, Лондон, Великобритания

За кулисами

В отличие от многих художников своего поколения, Георг Гросс (1893 - 1959), урожденный Георг Эренфрид Гросс, решительно выступил против Первой мировой войны. Чтобы уклониться от призыва и в надежде избежать отправки на фронт, в ноябре 1914 он отправился на военную службу добровольцем. Через 6 месяцев был уволен по состоянию здоровья. Пока Гросс поправлял здоровье в Берлине, он познакомился с многими авторами, художниками и интеллектуалами, с которыми основал берлинский филиал «Дада». Был призван в армию в 1917, но вскоре уволен из-за нервного срыва.

Георг Гросс, Серый день
Георг Гросс, Серый день

Георг Гросс

Гросс родился в Берлине, но после смерти отца в 1901 году они с матерью жили поочередно в Берлине и Столпе, в Померании (сейчас Польша). С 1909 по 1911 он учился в Дрезденской академии художеств, а затем прошел курс графического искусства в Берлинском колледже искусств и ремесел. В 1913 провел несколько месяцев в Париже в Академии Коларосси. После освобождения от армии он оставался в Берлине во время Первой мировой войны и успешно работал иллюстратором и карикатуристом, хотя некоторые обвиняли его в непристойности. В это время его стиль живописи изменился, он стал вдохновляться политическими и социальными сатириками Оноре Домье и Уильямом Хогартом. Его последующие образы едко атаковали коррупцию в немецкой политике, обществе, армии, религии и торговле. С 1917 по 1920 он играл выдающуюся роль в берлинской группе «Дада».

Георг Гросс, Метрополис, 1917
Георг Гросс, Метрополис, 1917

В 1918 Гросс присоединился к «Ноябрьской группе», созданной немецкими экспрессионистами-художниками и архитекторами. Также был связан с Коммунистической партией Германии. В 1920-х стал одним из главных художников, связанных с движением «Новая вещественность», которое получило свое название от выставки в Мангейме в 1923. Художники создавали яркие изображения действительности: коррупцию, поиск удовольствий, ослабление послевоенной Германии в Веймарской республике, которая просуществовала до взятия власти нацистами в 1933. Выполненная в Берлине во время первого увольнения из армии, картина «Самоубийца» является одним из яростно сатирических образов Гросса, которым он, как сам заявлял, «выразил свое отчаяние, ненависть и разочарование».

Отто Дикс, Игроки в скат, 1920
Отто Дикс, Игроки в скат, 1920

Как и Гросс, немецкий гравер и художник Отто Дикс (1891-1969) был выдающимся членом группы «Новая вещественность» и был известен своими резкими изображения веймарского общества и варварства войны. Картина выше представляет собой критику послевоенного государства Германии с его преследующими напоминаниями о физическом ущербе, причиненном войной. Три немецких офицера играют в карты. Чрезвычайно изуродованные, они изображают бессмысленность войны и разрушения Германии после конфликта.

Детали

Фигура на земле

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Этот человек недавно застрелился на улице, напротив открытого окна. Это не конкретное лицо, а аллегорическая фигура, представляющая затруднительное положение немецкого общества во время и после Первой мировой войны. Аллегория позволила Гроссу дать пронзительную оценку окружающего общества. Картина выполнена в красном цвете, словно омытая кровью самоубийцы. Возле трупа роется собака, кто-то торопится мимо, игнорируя мертвеца. Голова самоубийцы стала похожа на череп.

Проститутка

Фрагмент работы
Фрагмент работы

В окне над мертвецом — проститутка со стареющим клиентом. Они олицетворяют разврат в Берлине того времени и изображают собой распад человеческого духа, который, по мнению Гросса, произошел в результате войны. Лысый, толстый клиент представляет всех тех, на кого художник рассержен, включая ответственных за вступление Германии в войну.

Церковь

Фрагмент работы
Фрагмент работы

В отдалении выделена церковь, хотя она и находится далеко на заднем плане. Важнейший образ нравственности, она занимает заметное место в качестве свидетеля смерти и разрушений войны. Расстояние до нее предполагает дефицит религии — или надежду.

Перспектива

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Наклонная по диагонали и изображаемая с высоты птичьего полета, композиция передает социальные потрясения военного времени. Множество перспектив интегрировано для создания дезориентирующего пространства. Мертвец находится словно на искаженной арене или на боксерском ринге.

Палитра

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Краски картины тонкие и гладкие. Доминирующий красный цвет подразумевает коррупцию и страдания, вызывая образы крови и района красных фонарей. Поскольку это ночная сцена, все остальные цвета приглушенные и тусклые, в основном берлинская лазурь и зеленый с черным.

Линии

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Гросс с самого начала был хорошим иллюстратором. Рисунки становились выразительнее по мере разочарования в человеке из-за присущего тому варварства. В своей автобиографии 1946 Гросс писал: «У меня было полное презрение к человечеству в целом».

Метод

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Следуя традиционным стилям живописи, Гросс применил тонкие слои краски, часто используя контрастные цвета на ранних слоях и заканчивая окончательным желаемым цветом сверху. Несмотря на то, что он писал влажным по сухому, местами нижележащие слои видны сквозь полупрозрачные верхние.

Культурные связи

Оноре Домье, Вагон третьего класса, 1862-1864
Оноре Домье, Вагон третьего класса, 1862-1864

Гросс был очарован Хогартом и Оноре Домье (1808-1879), и разработал свой стиль рисования частично путем тщательного изучения их работ. Будучи художником-графиком и живописцем, Домье повествовал о влиянии индустриализации на современную городскую жизнь в Париже в середине XIX века. На этой картине он иллюстрирует невзгоды, переживаемые путешественниками третьего класса. Сосредоточившись на темноте и стесненности пассажиров, художник выделяет три поколения, представленных кормящей матерью, пожилой женщиной и спящим мальчиком. Но на измученных лицах мы видим терпение и решимость; они обладают внутренней стойкостью, несмотря на трудности жизни.

Поддержать канал автору на мечту можно здесь:

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: