Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня у нас довольно необычная и несколько мрачная картина, не теряющая при этом своей ценности как документ эпохи - отображение Европы первой половины XX столетия - полотно Георга Гросса «Самоубийца».
За кулисами
В отличие от многих художников своего поколения, Георг Гросс (1893 - 1959), урожденный Георг Эренфрид Гросс, решительно выступил против Первой мировой войны. Чтобы уклониться от призыва и в надежде избежать отправки на фронт, в ноябре 1914 он отправился на военную службу добровольцем. Через 6 месяцев был уволен по состоянию здоровья. Пока Гросс поправлял здоровье в Берлине, он познакомился с многими авторами, художниками и интеллектуалами, с которыми основал берлинский филиал «Дада». Был призван в армию в 1917, но вскоре уволен из-за нервного срыва.
Георг Гросс
Гросс родился в Берлине, но после смерти отца в 1901 году они с матерью жили поочередно в Берлине и Столпе, в Померании (сейчас Польша). С 1909 по 1911 он учился в Дрезденской академии художеств, а затем прошел курс графического искусства в Берлинском колледже искусств и ремесел. В 1913 провел несколько месяцев в Париже в Академии Коларосси. После освобождения от армии он оставался в Берлине во время Первой мировой войны и успешно работал иллюстратором и карикатуристом, хотя некоторые обвиняли его в непристойности. В это время его стиль живописи изменился, он стал вдохновляться политическими и социальными сатириками Оноре Домье и Уильямом Хогартом. Его последующие образы едко атаковали коррупцию в немецкой политике, обществе, армии, религии и торговле. С 1917 по 1920 он играл выдающуюся роль в берлинской группе «Дада».
В 1918 Гросс присоединился к «Ноябрьской группе», созданной немецкими экспрессионистами-художниками и архитекторами. Также был связан с Коммунистической партией Германии. В 1920-х стал одним из главных художников, связанных с движением «Новая вещественность», которое получило свое название от выставки в Мангейме в 1923. Художники создавали яркие изображения действительности: коррупцию, поиск удовольствий, ослабление послевоенной Германии в Веймарской республике, которая просуществовала до взятия власти нацистами в 1933. Выполненная в Берлине во время первого увольнения из армии, картина «Самоубийца» является одним из яростно сатирических образов Гросса, которым он, как сам заявлял, «выразил свое отчаяние, ненависть и разочарование».
Как и Гросс, немецкий гравер и художник Отто Дикс (1891-1969) был выдающимся членом группы «Новая вещественность» и был известен своими резкими изображения веймарского общества и варварства войны. Картина выше представляет собой критику послевоенного государства Германии с его преследующими напоминаниями о физическом ущербе, причиненном войной. Три немецких офицера играют в карты. Чрезвычайно изуродованные, они изображают бессмысленность войны и разрушения Германии после конфликта.
Детали
Фигура на земле
Этот человек недавно застрелился на улице, напротив открытого окна. Это не конкретное лицо, а аллегорическая фигура, представляющая затруднительное положение немецкого общества во время и после Первой мировой войны. Аллегория позволила Гроссу дать пронзительную оценку окружающего общества. Картина выполнена в красном цвете, словно омытая кровью самоубийцы. Возле трупа роется собака, кто-то торопится мимо, игнорируя мертвеца. Голова самоубийцы стала похожа на череп.
Проститутка
В окне над мертвецом — проститутка со стареющим клиентом. Они олицетворяют разврат в Берлине того времени и изображают собой распад человеческого духа, который, по мнению Гросса, произошел в результате войны. Лысый, толстый клиент представляет всех тех, на кого художник рассержен, включая ответственных за вступление Германии в войну.
Церковь
В отдалении выделена церковь, хотя она и находится далеко на заднем плане. Важнейший образ нравственности, она занимает заметное место в качестве свидетеля смерти и разрушений войны. Расстояние до нее предполагает дефицит религии — или надежду.
Перспектива
Наклонная по диагонали и изображаемая с высоты птичьего полета, композиция передает социальные потрясения военного времени. Множество перспектив интегрировано для создания дезориентирующего пространства. Мертвец находится словно на искаженной арене или на боксерском ринге.
Палитра
Краски картины тонкие и гладкие. Доминирующий красный цвет подразумевает коррупцию и страдания, вызывая образы крови и района красных фонарей. Поскольку это ночная сцена, все остальные цвета приглушенные и тусклые, в основном берлинская лазурь и зеленый с черным.
Линии
Гросс с самого начала был хорошим иллюстратором. Рисунки становились выразительнее по мере разочарования в человеке из-за присущего тому варварства. В своей автобиографии 1946 Гросс писал: «У меня было полное презрение к человечеству в целом».
Метод
Следуя традиционным стилям живописи, Гросс применил тонкие слои краски, часто используя контрастные цвета на ранних слоях и заканчивая окончательным желаемым цветом сверху. Несмотря на то, что он писал влажным по сухому, местами нижележащие слои видны сквозь полупрозрачные верхние.
Культурные связи
Гросс был очарован Хогартом и Оноре Домье (1808-1879), и разработал свой стиль рисования частично путем тщательного изучения их работ. Будучи художником-графиком и живописцем, Домье повествовал о влиянии индустриализации на современную городскую жизнь в Париже в середине XIX века. На этой картине он иллюстрирует невзгоды, переживаемые путешественниками третьего класса. Сосредоточившись на темноте и стесненности пассажиров, художник выделяет три поколения, представленных кормящей матерью, пожилой женщиной и спящим мальчиком. Но на измученных лицах мы видим терпение и решимость; они обладают внутренней стойкостью, несмотря на трудности жизни.
Поддержать канал автору на мечту можно здесь:
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: