Найти в Дзене

Смерть короля, Паула Рего: Гротеск и трагедия

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня у нас произведение «Смерть короля» португальской художницы Паулы Рего.

Паула Рего, Смерть короля, 2014, бумага, пастель 119,5X180,5 см, Галерея Мальборо, Лондон, Великобритания
Паула Рего, Смерть короля, 2014, бумага, пастель 119,5X180,5 см, Галерея Мальборо, Лондон, Великобритания

Родившаяся в Лиссабоне в 1935 году, Паула Рего обучалась в Школе изящных искусств Слейда в Лондоне. С 1959 по 1975 она с мужем, английским художником Виктором Уиллингом (1928-1988) и тремя детьми проводила время то в Лондоне, то в Португалии. В 1965 она достигла внезапного успеха в Португалии несколько противоречивой персональной выставкой.

Паула Рего
Паула Рего

Ее ранние работы были полуабстрактными картинами, часто с элементами коллажа, которые она брала из своих собственных рисунков. В 1976 художница окончательно поселилась в Лондоне. Через несколько лет она отказалась от коллажа и начала использовать акрил для рисования непосредственно на бумаге. В отличие от большинства современных художников, Рего работает в строго повествовательном стиле, изображая истории, которые, по ее словам, имеют своим источником народные сказки, рассказанные ей в детстве двоюродной бабушкой.

Паула Рего, Белоснежка, играющая с трофеями отца, 1995
Паула Рего, Белоснежка, играющая с трофеями отца, 1995

Роль этих историй в ее живописи особенно возросла, когда у нее было мало дел и Уиллинг предложил ей попробовать что-нибудь иллюстрировать. Нарисованные в, по существу, графическом стиле, напоминающем комиксы, ее образные картины, которыми были иллюстрированы «Джейн Эйр» (1847), «Питер Пэн» (1911), «Возвращение домой» (1878) и другие книги, часто странны и написаны на темы насилия, политики, жестокости, страха, мести и борьбы полов. Многие из них метафоричны с элементами сюрреализма, и отражают ее едкое остроумие и живую энергию.

Иллюстрация Паулы Рего к «Питер Пэну»
Иллюстрация Паулы Рего к «Питер Пэну»

Кроме беллетристики и сказок, Рего иллюстрировала мифы, мультфильмы и религиозные тексты, часто опираясь на свои детские воспоминания и португальские корни. Но она настаивала, что ее картины являются не иллюстрациями, а историями.

Паула Рего, Персонажи из «Белоснежки», 1996
Паула Рего, Персонажи из «Белоснежки», 1996
Паула Рего, Дочь полицейского, 1987
Паула Рего, Дочь полицейского, 1987
Паула Рего, Владение I, 2004
Паула Рего, Владение I, 2004

В ее ностальгической, экстравагантной и кипучей серии 2014 «Последний король Португалии» представлен ряд мощных образов, которые объединяют историю с семейными преданиями, воспоминаниями и ярким воображением художницы.

Паула Рего, из серии «Последний король Португалии», 2014
Паула Рего, из серии «Последний король Португалии», 2014

Детали

История

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Последнего короля Португалии Мануэла II иногда называют «Патриотом», а иногда «Несчастливым». Он взошел на престол в 1908 после убийства его отца короля Карлуша І и старшего брата принца Луиша Филипе. После республиканской революции 1910 он был изгнан и поселился в Великобритании. Поскольку Рего также перебралась в Великобританию из Португалии, она отчасти разделяет судьбу свергнутого монарха.

Достоинство

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Рего изображает последние моменты Мануэла перед смертью в 1932 в возрасте 42 лет. У него был отек трахеи, что могло быть вызвано отравлением. Человек откинулся на пышные белые подушки, хватаясь за горло, его глаза закатываются, он задыхается от боли. Ужасная смерть, но Рего с достоинством изображает изгнанного короля, вызывая у зрителя печаль и сочувствие.

Пижама

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Легкими прикосновениями и уверенным обращением с пастелью Рего изобразила бывшего монарха в бледно-голубой и белой полосатой пижаме, показывая: кто бы мы ни были, когда умираем, все одинаковы. Это современная интерпретация жанра vanitas (лат. «тщета»). Несмотря на ужас момента, мужчина сохраняет элегантность и королевское достоинство.

Нога

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Рего работает быстро. Метод работы пастелью происходит из навыков в коллаже, живописи и гравюре. Используя слои малых и более длинных штрихов, она изображает босую ногу Мануэла изгибающейся, как у танцовщицы, только его нога движется от боли, а не под музыку. Его бледная кожа почти совпадает по цвету с белыми простынями, которые выделяются сильными тональными контрастами в прохладных и теплых серых тонах и служат для того, чтобы подчеркнуть бледность умирающего.

Эффект коллажа

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Одетая в форму горничная с сочувствием смотрит на агонию своего хозяина. Сжимая в руке уже бесполезное лекарство, она почти беспристрастна в раздумьях о том, что предпринять. Ее серая с белым форма добавляет еще одно измерение к цветочному узорному коврику, полоскам пижамы Мануэла и узорчатым обоям позади нее, которые напоминают тяжелую парчу одежды испанского короля Филиппа IV, на картине Веласкеса. Эти контрастные шаблоны, цвета и текстуры напоминают эффекты ранних коллажей Рего.

Зеркальное отражение

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Помимо визуального эффекта умножения узоров, цветов и текстур, а также искажения вида, зеркальный гардероб создает сюрреалистические сопоставления в композиции. В отражении крошечный человек выглядит так, будто уже мертв и падает, а лицо горничной напоминает лик на иконе, как будто над ним или ангел, или молящийся у алтаря. Тщательно подобранные ткани с их тоновыми контрастами создают ощущение приглушенного звука — словно в зеркале, которое уже отражает умершего короля.

Культурные связи

Диего Веласкес, Портрет Филиппа IV в военном костюме (Ла Фрага), 1644
Диего Веласкес, Портрет Филиппа IV в военном костюме (Ла Фрага), 1644

Это единственный портрет короля Испании Филиппа IV, который Веласкес написал в 1640-х. Картина отмечает успешную операцию испанцев против французов, поэтому художник изображает своего монарха благородным и властным. Тем не менее, в характерном стиле Веласкеса роскошные ткани изображены свободными мазками на темном фоне. Рего всегда признавала влияние Веласкеса. Хотя Филипп IV показан здесь в добром здравии, а Рего изображает Мануэля I| умирающим, можно видеть явную преемственность в изображении достоинства модели и контрастирующих текстур тканей.

Поддержать канал автору на мечту можно здесь:

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: