Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня у нас произведение «Смерть короля» португальской художницы Паулы Рего.
Родившаяся в Лиссабоне в 1935 году, Паула Рего обучалась в Школе изящных искусств Слейда в Лондоне. С 1959 по 1975 она с мужем, английским художником Виктором Уиллингом (1928-1988) и тремя детьми проводила время то в Лондоне, то в Португалии. В 1965 она достигла внезапного успеха в Португалии несколько противоречивой персональной выставкой.
Ее ранние работы были полуабстрактными картинами, часто с элементами коллажа, которые она брала из своих собственных рисунков. В 1976 художница окончательно поселилась в Лондоне. Через несколько лет она отказалась от коллажа и начала использовать акрил для рисования непосредственно на бумаге. В отличие от большинства современных художников, Рего работает в строго повествовательном стиле, изображая истории, которые, по ее словам, имеют своим источником народные сказки, рассказанные ей в детстве двоюродной бабушкой.
Роль этих историй в ее живописи особенно возросла, когда у нее было мало дел и Уиллинг предложил ей попробовать что-нибудь иллюстрировать. Нарисованные в, по существу, графическом стиле, напоминающем комиксы, ее образные картины, которыми были иллюстрированы «Джейн Эйр» (1847), «Питер Пэн» (1911), «Возвращение домой» (1878) и другие книги, часто странны и написаны на темы насилия, политики, жестокости, страха, мести и борьбы полов. Многие из них метафоричны с элементами сюрреализма, и отражают ее едкое остроумие и живую энергию.
Кроме беллетристики и сказок, Рего иллюстрировала мифы, мультфильмы и религиозные тексты, часто опираясь на свои детские воспоминания и португальские корни. Но она настаивала, что ее картины являются не иллюстрациями, а историями.
В ее ностальгической, экстравагантной и кипучей серии 2014 «Последний король Португалии» представлен ряд мощных образов, которые объединяют историю с семейными преданиями, воспоминаниями и ярким воображением художницы.
Детали
История
Последнего короля Португалии Мануэла II иногда называют «Патриотом», а иногда «Несчастливым». Он взошел на престол в 1908 после убийства его отца короля Карлуша І и старшего брата принца Луиша Филипе. После республиканской революции 1910 он был изгнан и поселился в Великобритании. Поскольку Рего также перебралась в Великобританию из Португалии, она отчасти разделяет судьбу свергнутого монарха.
Достоинство
Рего изображает последние моменты Мануэла перед смертью в 1932 в возрасте 42 лет. У него был отек трахеи, что могло быть вызвано отравлением. Человек откинулся на пышные белые подушки, хватаясь за горло, его глаза закатываются, он задыхается от боли. Ужасная смерть, но Рего с достоинством изображает изгнанного короля, вызывая у зрителя печаль и сочувствие.
Пижама
Легкими прикосновениями и уверенным обращением с пастелью Рего изобразила бывшего монарха в бледно-голубой и белой полосатой пижаме, показывая: кто бы мы ни были, когда умираем, все одинаковы. Это современная интерпретация жанра vanitas (лат. «тщета»). Несмотря на ужас момента, мужчина сохраняет элегантность и королевское достоинство.
Нога
Рего работает быстро. Метод работы пастелью происходит из навыков в коллаже, живописи и гравюре. Используя слои малых и более длинных штрихов, она изображает босую ногу Мануэла изгибающейся, как у танцовщицы, только его нога движется от боли, а не под музыку. Его бледная кожа почти совпадает по цвету с белыми простынями, которые выделяются сильными тональными контрастами в прохладных и теплых серых тонах и служат для того, чтобы подчеркнуть бледность умирающего.
Эффект коллажа
Одетая в форму горничная с сочувствием смотрит на агонию своего хозяина. Сжимая в руке уже бесполезное лекарство, она почти беспристрастна в раздумьях о том, что предпринять. Ее серая с белым форма добавляет еще одно измерение к цветочному узорному коврику, полоскам пижамы Мануэла и узорчатым обоям позади нее, которые напоминают тяжелую парчу одежды испанского короля Филиппа IV, на картине Веласкеса. Эти контрастные шаблоны, цвета и текстуры напоминают эффекты ранних коллажей Рего.
Зеркальное отражение
Помимо визуального эффекта умножения узоров, цветов и текстур, а также искажения вида, зеркальный гардероб создает сюрреалистические сопоставления в композиции. В отражении крошечный человек выглядит так, будто уже мертв и падает, а лицо горничной напоминает лик на иконе, как будто над ним или ангел, или молящийся у алтаря. Тщательно подобранные ткани с их тоновыми контрастами создают ощущение приглушенного звука — словно в зеркале, которое уже отражает умершего короля.
Культурные связи
Это единственный портрет короля Испании Филиппа IV, который Веласкес написал в 1640-х. Картина отмечает успешную операцию испанцев против французов, поэтому художник изображает своего монарха благородным и властным. Тем не менее, в характерном стиле Веласкеса роскошные ткани изображены свободными мазками на темном фоне. Рего всегда признавала влияние Веласкеса. Хотя Филипп IV показан здесь в добром здравии, а Рего изображает Мануэля I| умирающим, можно видеть явную преемственность в изображении достоинства модели и контрастирующих текстур тканей.
Поддержать канал автору на мечту можно здесь:
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: