Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня мы поговорим об одной из самых известных работ Пикассо - «Авиньонских девицах» 1907 года.
Эта потрясающая работа стала ключевой вехой в искусстве ХХ столетия. Создавая картину, Пикассо намеренно стремился разрушить устоявшееся мнение о том, что живописец обязан отображать лишь один конкретный видимый аспект реальности.
Девушки, представленные на полотне, изначально были женщинами легкого поведения из барселонского борделя. Изначально все пять обнаженных женских образов были выполнены художником в стиле, вдохновленном древними испанскими мастерами. Но летом 1907 года Пикассо испытал сильное влияние африканского и океанского искусства.
Художник усилил темные оттенки кожи фигуры, расположенной слева, а лица двух персонажей справа превратил в устрашающие маски. Изображение сидящей девушки деформировано таким образом, что зритель воспринимает её одновременно анфас и профиль — эта идея была тогда новаторской.
Таким образом, композиция объединяет разные точки зрения, позволяя зрителю увидеть именно то, что видел сам автор, двигаясь вокруг моделей.
Низкая жизнь и высокое искусство
Пикассо ощущал себя свободно среди мира борделей и проституток, ставших источником вдохновения для многих его произведений.
Вероятно, свой первый интимный опыт Пабло Пикассо получил в четырнадцатилетнем возрасте в одном из барселонских публичных заведений. На протяжении всей творческой деятельности темы секса оставались центральными в работах мастера. Особенно активно он обращался к этому мотиву в начале своего пути, воссоздавая отталкивающий, но манящий образ низшего слоя общества, с которым был прекрасно знаком.
Авторы авангарда нередко брали за основу сюжет жизнь маргинальных слоев населения, стремясь противопоставить свою живопись академической традиции, казавшейся им далекой от реальной действительности. Париж конца XIX–начала XX веков славился репутацией города пороков, а проститутки стали своеобразным символом столицы. Одним из художников, чье творчество оказало значительное влияние на молодого Пикассо, был Анри де Тулуз-Лотрек, прославившийся своими работами, посвященными обитателям публичных домов.
Норвежский живописец и литератор Кристиан Крог (1852-1925) тоже немало внимания уделял данной тематике, запечатлевая ее как в художественных произведениях, так и в литературных трудах, включая роман «Альбертина» (1886). Проститутки для Пикассо были далеко не только символами социального дна или воплощением зла. Многие картины, созданные мастером, особенно в период, известный как «голубой», подчеркивали трагические стороны существования этих женщин.
Философия
Под лозунгом «Смерть хорошему вкусу!» Пикассо произвел революционный сдвиг в искусстве, олицетворением которого стали знаменитые «Авиньонские девицы», созданные им в знаковый для его творчества 1907 год. Когда художник приступил к работе над ними, едва ли он предполагал итоговый результат. Это подтверждает двухступенчатое развитие сюжета произведения и заметные различия между финальной версией и первоначальными эскизами. По мере работы, решительно отказавшись следовать традиционным нормам, Пикассо словно ощутил гармонию с наступившей эпохой, новым человечеством и иной философией бытия. Его живопись перестала служить инструментом отражения, украшения или фотографического воспроизведения явлений, утрачивая роль средства личного выражения.
Картина погружает зрителя в синтезированный изначальный мир, где правит хаос, а привычные категории ещё не отделены друг от друга — эстетика и этика, наука и культура перемешаны. Здесь добро переплетается со злом, красота соседствует с уродством. Именно начиная с «Авиньонских девиц», искусство больше не стремится стать совершеннее или красивее — оно кардинально меняется, впервые следуя за духом эпохи.
Этапы создания
После кончины Пикассо обнаружилось пятнадцать ранее неизвестных альбомов, содержащих подробный процесс подготовки к созданию знаменитых «Авиньонских девиц». Исследования показали, что художник выполнил сотни рисунков и эскизов перед тем, как нашел идеальную композицию. Сам Пикассо признавался, что создавал произведение «за два этапа».
Первая фаза началась в марте и завершилась в мае 1907 года, когда мастер экспериментировал с расположением элементов и общей структурой картины. Первоначально он намеревался включить шесть или семь героев, среди которых студент медицинского вуза и моряк. Применяя разнообразные техники — грифельный карандаш, уголь, пастель, акварель, гуашь и чернила, — Пикассо наполнял альбомы эскизами одна страница за другой. Затем последовал перерыв длиной около месяца, после которого художник вернулся к проекту. В этот момент он отказался от мужских персонажей, оставив лишь женские фигуры. Заключительная стадия нашла отражение лишь в немногих набросках, вероятно потому, что на тот момент Пикассо уже определился с основными решениями относительно композиции.
1. Семь фигур, март-апрель 1907
Этот смелый эскиз демонстрирует исследование Пикассо различных вариантов композиции с участием семи персонажей. Художник применяет бумагу, графитовый карандаш и пастельные краски. Основной акцент делается не на самих фигурах, а на цвете второстепенных деталей, многие из которых впоследствии будут исключены из финального варианта картины. Мужская одежда обозначена диагональной штриховкой карандашом, дополненной оттенками коричневого и синего цвета пастели. Оранжевые драпировки слева гармонично сочетаются с цветовой гаммой будущего шедевра.
2. Присевшая фигура, март 1907
Использовав простой карандаш на светлой бежевой бумаге, Пикассо грубо фиксирует фигуру девушки, склонившуюся вперед. Ее контуры намечаются несколькими легкими линиями, создающими впечатление движения. Перекрещивающиеся диагональные черты задают направление и перспективу. Перевернутая буква V служит ориентиром угла стола, дополняя динамичность эскиза.
3. Шесть фигур, май 1907
Создавая этот рисунок на бежевой бумаге с использованием индийской туши, Пикассо уменьшает число персонажей до шести. Центральное место занимает девушка с поднятыми вверх руками, занявшая ключевую позицию в композиции, которую сохранит и в будущем варианте картины. Легко нанесённые штрихи передают динамику процесса формирования образа.
4. Пятая женщина, май 1907
Одиннадцатый эскиз знаменует собой решающий момент: Пикассо окончательно устраняет фигуру студента-медика, находившуюся ранее слева. Позиция персонажа сохраняется, однако теперь очевидно, что это женская фигура. Участок за спиной героини заштрихован, символизируя расположение шторы. Данный набросок фактически подводит итог первому этапу работы над картиной, вслед за которым наступает месячная пауза.
5. Набросок маслом, июль 1907
Уже вплотную приблизившись к решению оставить в композиции пять фигур, Пикассо создает серию эскизов, переходящих скорее в живопись, нежели в обычный рисунок. Грубым мазком он покрывает поверхность холста яркими красками: лимонно-жёлтой, серой, коричневой и терракотовой, формируя очертания масок и искажённых рук девушек. Эти участки позже обретут более насыщенный колорит на самой картине, однако уже сейчас ясно, что длительный творческий поиск привел Пикассо к разрешению всех поставленных перед ним задач.
Детали
Иберийские глаза
Эти две «иберийские» фигуры, каждая с крупными ушами, напоминающими раковину, и простыми, стилизованными чертами глаз, призваны представлять понятие красоты, создавая контраст с неприятными персонажами, расположенными справа. Особенность заключается в сочетании фронтального изображения лица с профилем носа.
Розовато-лиловая линия
Фигуру девушки, держащей край занавеса, Пикассо изображает в профиль, окрашивая ногу в мягкие телесные оттенки розового и охры. Контрастирующие полосы яркого розово-лилового цвета подчеркивают силуэт ноги, визуально связывая её с кожей согнувшейся девушки. Несмотря на ограниченную палитру красок, отсутствие единого стиля компенсируется гармоничностью общего замысла, позволяющего художнику объединить различные элементы в единую завершённую композицию.
Символический натюрморт
На белом столе с приподнятой поверхностью, уходящей вдаль (что некоторыми интерпретировалось как скрытый эротический подтекст), размещены плоды. Их форма передана необычными цветами — смесью терракотовых оттенков и белого пигмента, очерченного чётким чёрным контуром. Натюрморт приобретает символическое значение, намекая на неизбежность увядания и смертности.
Маска присевшей девушки
Лицо присевшей девушки превращается в ужасающую маску. Эта маска выступает символом плотской любви и бренности человеческого существования. Её огромные, несимметрично расположенные глаза выделены контрастными оттенками, а нос искривлён подобно лезвию косы, рассекающей лицо, покрытое фиолетовыми и тёмными складками. Образ имеет двойственное происхождение: с одной стороны, он напоминает традиционные ритуальные маски, с другой же стороны, отражает впечатления Пикассо от посещения больницы парижской тюрьмы Сен-Лазар, где художник имел возможность лично наблюдать искажённые болезнью лица пациентов, страдающих сифилисом.
Раздробленный занавес
Занавеска голубоватого оттенка с резкими углами и фрагментированными складками, украшенная мерцающими белыми бликами, свидетельствует о влиянии на работу Пикассо творчества Эль Греко. Однако сильнее чувствуется воздействие Поля Сезанна, предвосхитившего зарождение кубизма посредством написания пространства через плоскости и грани.
Геометрическая грудь
Красный и зелёный параллельные мазки способствуют формированию непривычной геометрически правильной формы женской груди. Подобное решение отсылает одновременно к выразительности африканских церемониальных масок и приёмам ретуши, принятым в западной художественной практике.
Поддержать канал автору на мечту можно здесь:
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: