Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня поговорим о работе Уильяма Холмана Ханта 1853 года «Пробудившийся стыд».
В 1848 Уильям Холман Хант (1827-1910), Милле и Россетти основали Прерафаэлитское братство. Несмотря на то, что спустя 5 лет группа распалась, Хант оставался верен ее идеям на протяжении всей жизни. Хант родился в Лондоне, его отец служил управляющим складом. Рано оставив школу, в возрасте 12 лет будущий художник начал работать клерком.
Спустя 5 лет он поступил в школу при Королевской Академии Художеств, где его настигло разочарование жесткими рамками, в которые было загнано современное ему британское искусство и тем, насколько сильно влияние основателя школы Джошуа Рейнольдса (1723-1792).
Хант начал выставляться в 1845 году. Прочитав 2-й том книги Джона Раскина «Современные художники» (1846), Хант вдохновился мыслью о том, что следует вернуться к стилю художников позднего средневековья и раннего Ренессанса. Вместе с Милле и Россетти он создал «Прерафаэлитское братство», чтобы «выражать истинные идеи, пристально изучать натуру, симпатизируя всему настоящему, искреннему и сердечному, что было в старом искусстве, но избавиться от его шаблонности, тщеславия и механически заученных приемов, создавая таким образом действительно хорошее искусство».
Для Ханта характерны повышенное внимание к деталям, живые цвета и тщательно подобранные символы. С 1850 основным покровителем, другом и советчиком Ханта стал книгоиздатель Томас Комб. Он купил несколько работ Ханта, включая «Светоч мира».
З года спустя промышленник и коллекционер искусства Томас Фейрбейн заказал Ханту «Пробудившийся стыд» — картину, призванную стать «светским» дополнением к «Светочу мира». Две картины связаны религиозным и моральным содержанием. «Пробудившийся стыд» изображает молодую женщину, стремительно соскакивающую с колен своего любовника под влиянием внезапно нахлынувшего осознания своего греха. Моделью послужила Энни Миллер - необразованная официантка, которая часто позировала прерафаэлитам и на которой сам Хант едва не женился.
В свойственной ему манере художник выписал каждую деталь, включая сверкающие серьги-обручи в ее ушах, мягкий бант и кружевную оборку вокруг шеи, густые рыжевато-каштановые волосы.
Детали
Пробуждение
Соскочив с колен любовника, женщина увидела свет, льющийся из окна прямо перед ней. Ее совесть пробудилась: она — любовница женатого мужчины. Ее лицо освещено светом, идущим от самого Бога. Распущенные волосы и свободная туника показывают, что она не одета: респектабельная особа не позволила бы себе находиться в гостиной в таком небрежно прибранном виде.
Кошка и птица
Под столом кошка играет с птицей. Кошка символизирует мужчину, а птица - его любовницу. Испуганная внезапным движением молодой женщины, кошка выпустила птицу из когтей. Прямо напротив них виден свиток нот, выпавший из бархатного чехла. Это песня, которую сочинил Эдвард Лир на слова стихотворения Альфреда Теннисона «Слезы» (1847).
На пианино
Часы, стоящие на пианино, украшены позолоченной резьбой: Целомудрие связывает Эрота, намек, что воздержание одержит верх и женщина спасется. Картина позади часов — библейский сюжет о блуднице. Вьюнок, украшающий стену, — растение, которому свойственно обвиваться вокруг других растений, — символизирует ловушку лжи и обмана.
Джентльмен
Это типичный представитель Викторианской эпохи, содержащий новый комфортабельный дом для своей любовницы. Судя по выражению лица он не заметил прозрения, посетившего его любовницу. Его отражение видно в зеркале вместе с отражением света, струящегося из окна. Книга символизирует усилия Ханта дать Энни, которая на момент написания картины была его возлюбленной, хоть какое-то образование.
Палитра
Подавая особое значение сохранности картины во времени, Хант тщательно подбирал краски, проводя тесты на скорость старения, устойчивость и блеск. В его палитре были свинцовые белила, сурьмяный желтый, желтая охра, природная сиенна, китайская кошениль, венецианский кармин, индийский красный, кармазин, индийский лак, жженая сиенна, сырая и жженая умбра.
Замысловатые детали
Хант, с его тщательным отношением к работе, снял комнату в доме, где джентльмены селили любовниц. Комната тесно заставлена, дорогая мебель не испорчена обычной семейной рутиной. Перчатка мужчины на полу - словно предостережение о судьбе большей части женщин легкого поведения, которых, наигравшись, бросают. Запутанные нитки на полу символизируют паутину лжи и обмана.
Реалистичные эффекты
Используя осторожные мазки, Хант создает реалистичные детали: руки людей и фактура ткани. Он накладывает краски прозрачными слоями, создавая ощущения мягкого текстиля, теплой кожи и твердых блестящих поверхностей. Открытая ладонь мужчины, протянутая к женщине, контрастирует с ее тесно сжатыми руками с кольцами на всех пальцах, кроме безымянного.
Культурные связи
Хант и прерафаэлиты, вдохновленные честностью искусства до появления Рафаэля, высоко ценили чистый стиль Боттичелли. Венера рождается из глубин моря в виде взрослой женщины. Созвучная прерафаэлитам концепция красоты, мягкий колорит картины и тонкая прорисовка — элементы, наделенные, по их мнению, подлинностью и чистотой. Считают, что Милле написал «Офелию» (1851-1852), подпав под очарование цветов, изображенных на картине Боттичелли «Весна» (1481-1482).
Поддержать канал автору на мечту можно здесь:
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: