Добрый день, уважаемые читатели!
Курбе всю свою жизнь посвятил борьбе. Он сражался не только за новые веяния в искусстве, но и против царящего в мире беззакония, против буржуазного процветания, которое тогдашняя Франция считала эталоном. Будучи революционером по духу, он познал глубочайшие разочарования и закончил свой путь в изгнании.
Жан Дезире Гюстав Курбе появился на свет 10 июня 1819 года в маленьком городе Орнане, что недалеко от границы со Швейцарией. Его прародители по отцовской линии, владевшие фермой и виноградниками, несколько поколений жили на востоке Франции; мать также была местной уроженкой.
С самого раннего детства его сердце принадлежало родным местам, и эта привязанность не могла не отразиться в его произведениях. В 1831 году Гюстав переступил порог местной школы, мгновенно заслужив славу непоседливого и шаловливого школьника. Именно преподаватель по имени Бод, один из его учителей, сумел пробудить в нём интерес к искусству. В прошлом Бод имел опыт работы подмастерьем у Антуана Жана Гро (1771-1835),
который занимал важное место среди художников-неоклассицистов, и теперь, в свою очередь, подталкивал своих учеников как можно больше заниматься рисованием с натуры. Позднее Курбе признавался, что именно Боду он обязан своим становлением как художник.
Ученичество
В 1837 году Гюстав поступил в Королевский колледж, расположенный в Безансоне. Следуя наставлениям семьи, он начал изучать юриспруденцию. Однако, помимо этого, по собственной инициативе, юноша регулярно посещал занятия в местной Академии художеств. Вероятно, именно это и стало определяющим фактором: в 1839 году он принимает решение перебраться в Париж.
В столице юноша сначала постигал основы живописи, обучаясь у художника по имени Стобен. Обучение Гюстав дополнял частыми визитами в музеи, где с усердием копировал представленные полотна знаменитых живописцев – начиная от старых испанских и голландских мастеров и заканчивая работами Теодора Жерико и Эжена Делакруа.
Позднее живописец именовал себя самоучкой, однако в этом он был не совсем честен, ведь основы изобразительного искусства он все-таки постигал. Как и большинство начинающих художников с амбициями, Курбе жаждал известности, мечтая о представлении своих работ в Салоне. Он усердно подыскивал удачную тему для экспонирования, практикуя различные направления. В промежутке с 1841 по 1847 год он сделал попытки в портретной живописи, пейзажах, сценах из жизни, и даже в религиозном искусстве. Итог получился малоутешительным. Почти все работы, представленные Курбе, были отклонены жюри Салона. Из трех полотен, все же попавших в экспозицию, только одна ("Автопортрет с черной собакой") удостоилась сдержанных оценок критиков.
Положение Курбе в преддверии Французской революции 1848 года нельзя было назвать благополучным. Ситуация дополнительно усугубилась в 1847 году, когда Курбе сочетался браком с Виржинией Бине, бывшей его любовницей несколькими годами ранее (в том же году она родила ему сына). О Виржинии известно немного: она была старше Гюстава на одиннадцать лет и, по предположениям, служила моделью для его полотна "Влюблённые на природе". Этот брак был расторгнут в 1855 году. Родившийся от Виржинии сын Курбе умер совсем юным, в 1872 году.
Впрочем, 1846 год словно принес художнику удачу. Один из голландских арт-дилеров купил у него две картины и пообещал новые заказы, если Курбе переберется в Голландию. Молодого художника поддерживали и его новоиспеченные приятели, состоявшие преимущественно из молодых писателей и художников. В их числе были весьма известные личности, такие как Шарль Бодлер и Пьер Жозеф Прудон, не нуждающиеся в представлении. Компания обычно собиралась в пивной, всего в паре шагов от мастерской художника, прозванной друзьями "Храмом реализма".
Именно здесь велись первые разговоры о создании "новой школы" в искусстве, задумывавшейся реалистичной по своей сути. Письма Курбе того времени весьма тщеславны; однако, о какой-то широкой известности говорить не приходилось. Но на помощь пришла революция.
Как реализм пришел во французское искусство
В феврале 1848 года французский монарх Луи-Филипп сложил с себя корону, уступив бразды правления республиканскому правительству. Салон избежал упразднения, но его комиссия, отвечавшая за отбор экспонатов, была распущена. Используя возникшую благоприятную ситуацию, Курбе представил на суд Салона целых десять своих произведений. Имя художника стало широко обсуждаемым. Уже в следующем году его полотно «Отдых после обеда в Орнане» удостоилось золотой медали и было приобретено государством для музейной экспозиции в Лилле.
Однако легче от этого Курбе не стало. Именно в этот период сформировался его узнаваемый реалистический стиль. У многих он вызывал резкое неприятие. Так, его шедевр «Похороны в Орнане», показанный в Салоне 1850-1851 годов, подвергся настоящей критике. Журналисты упражнялись в язвительности, карикатуристы бесконечно высмеивали картину, а власти увидели в ней намек на подрывную деятельность.
Реализм вызывал неприятие из-за двух основополагающих факторов. Во-первых, неприятно воспринималась его художественная составляющая, вступающая в противоречие с академическими канонами, торжествовавшими в Салоне. Во-вторых, его сочли потенциально угрожающим из-за явной поддержки социалистических кругов. Курбе, в свою очередь, всеми силами заострял свою оппозиционность действующей системе. В интервью, данном в 1851 году, он недвусмысленно заявил: «Я не только социалист, но также демократ и республиканец. Другими словами, я революционер до мозга костей». Вторая Империя, воцарившаяся годом позже, такие высказывания не прощала.
В 1855 году его картины не были отобраны для участия во Всемирной выставке. В ответ на это, художник, невзирая на официальный французский павильон изящных искусств, устроил частную экспозицию собственных работ в павильоне, именуемом им «Павильон Реализма». К глубокому разочарованию Курбе, это действие не нашло поддержки у зрителей, и ему едва удалось покрыть расходы на постройку помещения. В 1857 году подверглись корректировке правила отбора картин для Салона, и решающую роль в отборе произведений снова получила приемная комиссия.
Тогда взор художника устремился к соседним странам. В 1856 году он посетил Бельгию, где, по его собственному утверждению, "жил как принц". Спустя два года он на продолжительное время обосновался в Германии, где также был встречен благосклонно. Помимо этого, Курбе с успехом экспонировался в Лондоне, Антверпене, Амстердаме, Брюсселе и Гааге. Наиболее триумфальным для него выдался 1869 год, когда бельгийский король Леопольд II пожаловал ему золотую медаль, а баварский король Людвиг II – орден Святого Михаила.
Оппозиция властям
Тем временем, в Париже не утихали раздоры с Салоном и государственными структурами. Работы художника дважды получали положительные отзывы в Салоне, однако правительство упорно отказывалось от их приобретения. В итоге, Курбе решился на открытый вызов. Он предоставил приемной комиссии полотно, которое просто не могло не спровоцировать скандал. Речь шла о «Возвращении с конференции» - групповом портрете основательно подвыпивших священнослужителей. В тот период художник писал одному из своих близких: «Если данная картина вызвала столь сильное негодование, можно считать, что я достиг поставленной задачи... Да свершится Революция».
События, которые привели к изгнанию Курбе, были логичным развитием событий. В 1870 году Франция оказалась вовлеченной в войну с Пруссией, закончившуюся полной катастрофой. В Париже власть на короткое время оказалась в руках республиканцев. Курбе активно участвовал в Парижской Коммуне. В мае 1871 года Коммуна была подавлена, утоплена в крови. Курбе был арестован - в частности, за причастность к сносу Вандомской колонны. Художник был приговорен к штрафу в 500 франков и к тюремному заключению на полгода.
После того, как Курбе обрёл свободу, он снова вернулся к работе. Но в 1873 году произошла смена власти: к управлению пришел маршал Мак-Магон, и по его распоряжению возобновилось расследование, касающееся уничтожения Вандомской колонны. Ощущая угрозу нового заключения, живописец принял решение покинуть Францию. Он нашёл пристанище в швейцарском городке Тур-де-Пельц, поблизости от границы.
Судебное разбирательство растянулось до 1877 года. Художнику выписали штраф в размере 323 000 франков, а все его произведения были конфискованы и реализованы на аукционе. После этой катастрофы здоровье Курбе начало стремительно ухудшаться. Он ушёл из жизни 31 декабря 1877 года. Спустя годы, в 1919 году, когда отмечалось столетие со дня рождения живописца, его останки перевезли на родину, в Орнан.
Поддержать канал автору на мечту можно здесь:
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: