Найти в Дзене

Бунтарь: ГЮСТАВ КУРБЕ. Часть первая: В борьбе за реализм

Добрый день, уважаемые читатели! Курбе всю свою жизнь посвятил борьбе. Он сражался не только за новые веяния в искусстве, но и против царящего в мире беззакония, против буржуазного процветания, которое тогдашняя Франция считала эталоном. Будучи революционером по духу, он познал глубочайшие разочарования и закончил свой путь в изгнании. Жан Дезире Гюстав Курбе появился на свет 10 июня 1819 года в маленьком городе Орнане, что недалеко от границы со Швейцарией. Его прародители по отцовской линии, владевшие фермой и виноградниками, несколько поколений жили на востоке Франции; мать также была местной уроженкой. С самого раннего детства его сердце принадлежало родным местам, и эта привязанность не могла не отразиться в его произведениях. В 1831 году Гюстав переступил порог местной школы, мгновенно заслужив славу непоседливого и шаловливого школьника. Именно преподаватель по имени Бод, один из его учителей, сумел пробудить в нём интерес к искусству. В прошлом Бод имел опыт работы подмастерьем
Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Курбе всю свою жизнь посвятил борьбе. Он сражался не только за новые веяния в искусстве, но и против царящего в мире беззакония, против буржуазного процветания, которое тогдашняя Франция считала эталоном. Будучи революционером по духу, он познал глубочайшие разочарования и закончил свой путь в изгнании.

Курбе в 1860-е годы, фотография Этьенна Каржа
Курбе в 1860-е годы, фотография Этьенна Каржа

Жан Дезире Гюстав Курбе появился на свет 10 июня 1819 года в маленьком городе Орнане, что недалеко от границы со Швейцарией. Его прародители по отцовской линии, владевшие фермой и виноградниками, несколько поколений жили на востоке Франции; мать также была местной уроженкой.

Орнан, Франш-Конте, Франция
Орнан, Франш-Конте, Франция

С самого раннего детства его сердце принадлежало родным местам, и эта привязанность не могла не отразиться в его произведениях. В 1831 году Гюстав переступил порог местной школы, мгновенно заслужив славу непоседливого и шаловливого школьника. Именно преподаватель по имени Бод, один из его учителей, сумел пробудить в нём интерес к искусству. В прошлом Бод имел опыт работы подмастерьем у Антуана Жана Гро (1771-1835),

Антуан-Жан Гро, Портрет мадам Брюйер, 1796
Антуан-Жан Гро, Портрет мадам Брюйер, 1796

который занимал важное место среди художников-неоклассицистов, и теперь, в свою очередь, подталкивал своих учеников как можно больше заниматься рисованием с натуры. Позднее Курбе признавался, что именно Боду он обязан своим становлением как художник.

Яблоневый сад папаши Курбе, 1872
Яблоневый сад папаши Курбе, 1872

Ученичество

В 1837 году Гюстав поступил в Королевский колледж, расположенный в Безансоне. Следуя наставлениям семьи, он начал изучать юриспруденцию. Однако, помимо этого, по собственной инициативе, юноша регулярно посещал занятия в местной Академии художеств. Вероятно, именно это и стало определяющим фактором: в 1839 году он принимает решение перебраться в Париж.

Кедр Отвиля, 1868
Кедр Отвиля, 1868

В столице юноша сначала постигал основы живописи, обучаясь у художника по имени Стобен. Обучение Гюстав дополнял частыми визитами в музеи, где с усердием копировал представленные полотна знаменитых живописцев – начиная от старых испанских и голландских мастеров и заканчивая работами Теодора Жерико и Эжена Делакруа.

Ручей в тёмном лесу
Ручей в тёмном лесу

Позднее живописец именовал себя самоучкой, однако в этом он был не совсем честен, ведь основы изобразительного искусства он все-таки постигал. Как и большинство начинающих художников с амбициями, Курбе жаждал известности, мечтая о представлении своих работ в Салоне. Он усердно подыскивал удачную тему для экспонирования, практикуя различные направления. В промежутке с 1841 по 1847 год он сделал попытки в портретной живописи, пейзажах, сценах из жизни, и даже в религиозном искусстве. Итог получился малоутешительным. Почти все работы, представленные Курбе, были отклонены жюри Салона. Из трех полотен, все же попавших в экспозицию, только одна ("Автопортрет с черной собакой") удостоилась сдержанных оценок критиков.

Автопортрет с чёрной собакой, 1842
Автопортрет с чёрной собакой, 1842

Положение Курбе в преддверии Французской революции 1848 года нельзя было назвать благополучным. Ситуация дополнительно усугубилась в 1847 году, когда Курбе сочетался браком с Виржинией Бине, бывшей его любовницей несколькими годами ранее (в том же году она родила ему сына). О Виржинии известно немного: она была старше Гюстава на одиннадцать лет и, по предположениям, служила моделью для его полотна "Влюблённые на природе". Этот брак был расторгнут в 1855 году. Родившийся от Виржинии сын Курбе умер совсем юным, в 1872 году.

Влюблённые на природе
Влюблённые на природе

Впрочем, 1846 год словно принес художнику удачу. Один из голландских арт-дилеров купил у него две картины и пообещал новые заказы, если Курбе переберется в Голландию. Молодого художника поддерживали и его новоиспеченные приятели, состоявшие преимущественно из молодых писателей и художников. В их числе были весьма известные личности, такие как Шарль Бодлер и Пьер Жозеф Прудон, не нуждающиеся в представлении. Компания обычно собиралась в пивной, всего в паре шагов от мастерской художника, прозванной друзьями "Храмом реализма".

Отчаяние (Автопортрет), 1843-1845
Отчаяние (Автопортрет), 1843-1845

Именно здесь велись первые разговоры о создании "новой школы" в искусстве, задумывавшейся реалистичной по своей сути. Письма Курбе того времени весьма тщеславны; однако, о какой-то широкой известности говорить не приходилось. Но на помощь пришла революция.

Как реализм пришел во французское искусство

В феврале 1848 года французский монарх Луи-Филипп сложил с себя корону, уступив бразды правления республиканскому правительству. Салон избежал упразднения, но его комиссия, отвечавшая за отбор экспонатов, была распущена. Используя возникшую благоприятную ситуацию, Курбе представил на суд Салона целых десять своих произведений. Имя художника стало широко обсуждаемым. Уже в следующем году его полотно «Отдых после обеда в Орнане» удостоилось золотой медали и было приобретено государством для музейной экспозиции в Лилле.

Послеобеденный отдых в Орнане, 1849
Послеобеденный отдых в Орнане, 1849

Однако легче от этого Курбе не стало. Именно в этот период сформировался его узнаваемый реалистический стиль. У многих он вызывал резкое неприятие. Так, его шедевр «Похороны в Орнане», показанный в Салоне 1850-1851 годов, подвергся настоящей критике. Журналисты упражнялись в язвительности, карикатуристы бесконечно высмеивали картину, а власти увидели в ней намек на подрывную деятельность.

Похороны в Орнане, 1849-1850, фрагмент
Похороны в Орнане, 1849-1850, фрагмент

Реализм вызывал неприятие из-за двух основополагающих факторов. Во-первых, неприятно воспринималась его художественная составляющая, вступающая в противоречие с академическими канонами, торжествовавшими в Салоне. Во-вторых, его сочли потенциально угрожающим из-за явной поддержки социалистических кругов. Курбе, в свою очередь, всеми силами заострял свою оппозиционность действующей системе. В интервью, данном в 1851 году, он недвусмысленно заявил: «Я не только социалист, но также демократ и республиканец. Другими словами, я революционер до мозга костей». Вторая Империя, воцарившаяся годом позже, такие высказывания не прощала.

Деревенские барышни, 1852
Деревенские барышни, 1852

В 1855 году его картины не были отобраны для участия во Всемирной выставке. В ответ на это, художник, невзирая на официальный французский павильон изящных искусств, устроил частную экспозицию собственных работ в павильоне, именуемом им «Павильон Реализма». К глубокому разочарованию Курбе, это действие не нашло поддержки у зрителей, и ему едва удалось покрыть расходы на постройку помещения. В 1857 году подверглись корректировке правила отбора картин для Салона, и решающую роль в отборе произведений снова получила приемная комиссия.

Пейзаж с мёртвой лошадью, 1855-1860
Пейзаж с мёртвой лошадью, 1855-1860

Тогда взор художника устремился к соседним странам. В 1856 году он посетил Бельгию, где, по его собственному утверждению, "жил как принц". Спустя два года он на продолжительное время обосновался в Германии, где также был встречен благосклонно. Помимо этого, Курбе с успехом экспонировался в Лондоне, Антверпене, Амстердаме, Брюсселе и Гааге. Наиболее триумфальным для него выдался 1869 год, когда бельгийский король Леопольд II пожаловал ему золотую медаль, а баварский король Людвиг II – орден Святого Михаила.

Гюстав Курбе, Карикатура Адоля, 1857
Гюстав Курбе, Карикатура Адоля, 1857

Оппозиция властям

Тем временем, в Париже не утихали раздоры с Салоном и государственными структурами. Работы художника дважды получали положительные отзывы в Салоне, однако правительство упорно отказывалось от их приобретения. В итоге, Курбе решился на открытый вызов. Он предоставил приемной комиссии полотно, которое просто не могло не спровоцировать скандал. Речь шла о «Возвращении с конференции» - групповом портрете основательно подвыпивших священнослужителей. В тот период художник писал одному из своих близких: «Если данная картина вызвала столь сильное негодование, можно считать, что я достиг поставленной задачи... Да свершится Революция».

Возвращение с конференции
Возвращение с конференции

События, которые привели к изгнанию Курбе, были логичным развитием событий. В 1870 году Франция оказалась вовлеченной в войну с Пруссией, закончившуюся полной катастрофой. В Париже власть на короткое время оказалась в руках республиканцев. Курбе активно участвовал в Парижской Коммуне. В мае 1871 года Коммуна была подавлена, утоплена в крови. Курбе был арестован - в частности, за причастность к сносу Вандомской колонны. Художник был приговорен к штрафу в 500 франков и к тюремному заключению на полгода.

Разрушенная колонна
Разрушенная колонна
Перед грозой на горизонте, 1872-1873
Перед грозой на горизонте, 1872-1873

После того, как Курбе обрёл свободу, он снова вернулся к работе. Но в 1873 году произошла смена власти: к управлению пришел маршал Мак-Магон, и по его распоряжению возобновилось расследование, касающееся уничтожения Вандомской колонны. Ощущая угрозу нового заключения, живописец принял решение покинуть Францию. Он нашёл пристанище в швейцарском городке Тур-де-Пельц, поблизости от границы.

Шильонский замок, 1874
Шильонский замок, 1874

Судебное разбирательство растянулось до 1877 года. Художнику выписали штраф в размере 323 000 франков, а все его произведения были конфискованы и реализованы на аукционе. После этой катастрофы здоровье Курбе начало стремительно ухудшаться. Он ушёл из жизни 31 декабря 1877 года. Спустя годы, в 1919 году, когда отмечалось столетие со дня рождения живописца, его останки перевезли на родину, в Орнан.

Олень, 1876
Олень, 1876

Поддержать канал автору на мечту можно здесь:

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: