Найти в Дзене
Adam 3D

Видеокарта RTX 5090: на что способен этот монстр?

Оглавление

Видеокарта RTX 5090
Видеокарта RTX 5090

NVIDIA GeForce RTX 5090 – новый флагман серии RTX 50 (архитектура Blackwell) с 92 млрд транзисторов и 32 ГБ памяти GDDR7 . Он получил 170 стриминговых мультипроцессоров (CUDA‑ядр 21 760, тензорных ядер 680, ядер RT 170) , пропускную способность памяти до 1792 ГБ/с и базовый TGP 575 Вт . Тензорные ядра 5-го поколения обеспечивают до 3352 TOPS (INT8) для операций ИИ , что примерно в 2.5 раза больше, чем у RTX 4090. Новая память GDDR7 и интерфейс PCIe 5.0 увеличивают пропускную способность по сравнению с RTX 4090 . Также RTX 5090 впервые получила 3 аппаратных кодера NVENC и 2 декодера NVDEC (против 2×1 у 4090) для ускоренного видеомонтажа . Архитектурно Blackwell добавляет «нейронные шейдеры» и другие технологии (DLSS 4, мультигенерация кадров и т.д.), хотя эти фишки мало влияют на производительность в рабочих приложениях.

Сравнение RTX 5090 и RTX 4090

RTX 5090 заметно превосходит RTX 4090 по «железу»: на 33% больше SM (170 vs 128) , на 33% больше памяти (32 vs 24 ГБ) и на 77% большую пропускную способность памяти (1792 vs 1008 ГБ/с) . Карта поддерживает GDDR7 (30 Гб/с) и PCIe 5.0 , а у 4090 – GDDR6X и PCIe 4.0. TDP вырос с 450 до 575 Вт , а цена Founder’s Edition – с $1599 до $1999. В реальных тестах RTX 5090 обычно быстрее на 20–30%: TechRadar зафиксировал ~21% преимущество в синтетике и ~20–26% средних FPS в играх (с учётом RT) . В приложениях ПК-метрики видеомонтажа и моделирования разнятся: Puget отмечает лишь ~+9% в Adobe Premiere и +17% в DaVinci Resolve , но более заметный прирост в 3D-рендеринге (+35% в Adobe After Effects 3D) . При этом новые медиа‑кодеки (3 кодера/2 декодера) реально ускоряют экспорт видео . Иными словами, RTX 5090 – это эволюция 4090: больше ядер, память и функционал, что даёт 20–30% выигрыш в производительности (без учёта DLSS 4) .

Производительность в современных играх

  • Cyberpunk 2077 (4K, ультра + RT): RTX 5090 без DLSS выдаёт ~53 FPS против ~39 у RTX 4090 (без апскейлинга). При включении DLSS 4 с Frame Gen частота может подняться до ~280 FPS .
  • Alan Wake 2 (4K, ультра + трассировка путей): RTX 5090 даёт порядка 55 FPS против ~42 у 4090 . С новыми DLSS 4 и Multi Frame Gen это число вырастает – NVIDIA указывает до ~230 FPS при максимальных настройках RT .
  • Starfield (4K, ультра): RTX 5090 показывает около 108 FPS, тогда как RTX 4090 – примерно 92 FPS (RT-эффектов в игре нет). Несмотря на отсутствие DLSS, карта легко обеспечивает стабильно высокие частоты кадров даже в тяжёлых сценах при 4K.
  • В других новейших играх (Dying Light 2, Ghostwire Tokyo и др.) RTX 5090 также примерно на 20–35% быстрее RTX 4090 при аналогичных настройках. При этом технологии DLSS (напр. базовый DLSS 3) дают дополнительно до ~15–20% прироста, а DLSS 4 с Frame Gen – многократный выигрыш (до 8× по заявлению NVIDIA в отдельных случаях).

В целом RTX 5090 в играх – «монстр», способный вытянуть 4K/60+ во всём на ультра (даже с трассировкой). Без DLSS карта обычно превосходит 4090 на 20–30% FPS , а с новейшим апскейлингом и генерацией кадров достигает фантастических значений (сотни FPS в современных блокбастерах ).

Производительность в профессиональных задачах

  • 3D-моделирование и визуализация: В рабочих приложениях RTX 5090 даёт более скромный прирост. Например, в тесте Unreal Engine 5 флагман показывает ~17% бонус к среднему FPS над 4090 . В Adobe After Effects при сложных 3D-эффектах 5090 быстрее примерно на 12% (общий балл) и на 35% в чисто GPU‑рендеринге 3D-сцен . Улучшенная вычислительная мощность ускоряет задачи рендеринга V-Ray/Blender, но прирост ~25–35% всё же ожидаем.
  • Видео-монтаж: В PugetBench для Adobe Premiere Pro RTX 5090 оказался всего на ~9% быстрее RTX 4090 . Всё же три NVENC кодера и два NVDEC ускоряют параллельную обработку и экспорт видео . Особенно заметно преимущество 5090 в долгосрочных тяжёлых задачах (8K, многопоточный рендеринг), где объём памяти и число кодеров важнее кадровой частоты. В DaVinci Resolve 5090 лидирует около +17% над 4090 (но реже более 50% по отдельным метрикам LongGOP/GPU-эффектов ).
  • Задачи искусственного интеллекта: Архитектура Blackwell заточена и на ИИ. RTX 5090 имеет 680 тензорных ядер и обеспечивает до 3352 триллионов операций/сек (INT8) – это в ~2.54 раза больше, чем у 4090. NVIDIA заявляет, что благодаря новым ядрам и оптимизациям RTX 5090 может давать в ИИ‑вычислениях примерно вдвое большую производительность, чем 4090 . Это значит, что при обучении нейросетей или генерации графики ускоритель проявит себя отлично. Например, технологии типа DLSS 4 и Neural Shaders позволяют генерировать дополнительные кадры и накладывать сложные эффекты с минимальным расходом ресурсов (NVIDIA отмечает вплоть до 8× роста производительности при активации MFG) . В задачах машинного обучения (PyTorch, TensorFlow) RTX 5090 обеспечивает пропорционально более высокую пропускную способность за счёт новых тензорных ядер и расширенной памяти.

Вывод

RTX 5090 – это самый мощный потребительский GPU на сегодняшний день. Он заметно быстрее RTX 4090 в играх и ресурсоёмких задачах (обычно +20–30% FPS) , имеет больше памяти и новых функций (три энкодера, поддержка DLSS 4, Neural Shaders и др.). Однако его гигантское потребление энергии (575 Вт) и цена делают его оправданным лишь для энтузиастов, геймеров 4K/8K и профессионалов, которым критична каждая единица производительности.