Найти в Дзене

«Аншлаг на Волге»: юмористические рейсы теплохода «Георгий Димитров»

45 лет назад в первый рейс вышел теплоход «Георгий Димитров». Известный капитан Волжского пароходства Белов Виктор Михайлович провел сложный перегон судна из Чехословакии в СССР и 20 лет возглавлял его экипаж. Всероссийскую известность теплоходу принесло участие в знаменитом юмористическом круизе «Аншлаг на Волге». Продолжаем рассказывать об известных речных судах на канале «История Волжского пароходства». Подпишитесь, чтобы не пропустить интересные публикации! 1970-е годы — время новых пассажирских теплоходов на Волге, развития круизного речного туризма. Так, в 1974 году первых туристов принял на борт четырехпалубный теплоход «Максим Горький». Судно проекта КУ-040 (Q-040) было построено на судоверфи в городе Корнойбург (Австрия) по заказу Минвнешторга. Речной флот Волжского пароходства пополнили и другие «литературные» теплоходы этого проекта — «Александр Пушкин», «Лев Толстой». Кстати, теплоход «Максим Горький» принимал Александр Демидов — один из самых известных волжских капитанов,
Оглавление
Фото из архива Волжского пароходства.
Фото из архива Волжского пароходства.

45 лет назад в первый рейс вышел теплоход «Георгий Димитров». Известный капитан Волжского пароходства Белов Виктор Михайлович провел сложный перегон судна из Чехословакии в СССР и 20 лет возглавлял его экипаж. Всероссийскую известность теплоходу принесло участие в знаменитом юмористическом круизе «Аншлаг на Волге».

Продолжаем рассказывать об известных речных судах на канале «История Волжского пароходства». Подпишитесь, чтобы не пропустить интересные публикации!

Где ходили «крокодилы»

1970-е годы — время новых пассажирских теплоходов на Волге, развития круизного речного туризма. Так, в 1974 году первых туристов принял на борт четырехпалубный теплоход «Максим Горький». Судно проекта КУ-040 (Q-040) было построено на судоверфи в городе Корнойбург (Австрия) по заказу Минвнешторга. Речной флот Волжского пароходства пополнили и другие «литературные» теплоходы этого проекта — «Александр Пушкин», «Лев Толстой».

Кстати, теплоход «Максим Горький» принимал Александр Демидов — один из самых известных волжских капитанов, потомственный речник, лауреат Государственной премии СССР. Читайте статью о нем:

🛳️Знаменитый капитан Демидов и первый круизный лайнер на Волге.

В 1979 году был построен четырехпалубный пассажирский речной теплоход «Георгий Димитров». Проект 92-016 — серия из девяти судов, созданных в 1975-1983 гг. на судоверфи в чехословацком городе Комарно. Эти комфортабельные круизные лайнеры строились для эксплуатации на внутренних водных путях России.

Интересный факт:

По словам кораблестроителей, за свой внешний вид — удлиненный корпус и острую носовую часть — суда проекта 92-016 получили прозвище «крокодилы».

 Строительство судов проекта 92-016 на судоверфи в Комарно. Раритетное фото из библиотеки корабельного инженера Е.Л. Смирнова.
Строительство судов проекта 92-016 на судоверфи в Комарно. Раритетное фото из библиотеки корабельного инженера Е.Л. Смирнова.

Характеристики теплохода «Георгий Димитров» (по первоначальному проекту):

🚢 Тип судна: озерно-речной пассажирский теплоход туристского назначения.

🚢Длина — 135,75 м; ширина — 16,8 м; осадка — 2,8 м; надводный габарит — 16,10 м; высота борта — 5,05 м, надводный борт — 2,1 м.

🚢Водоизмещение полное — 3950 тонн.

🚢 Вместимость — 400 пассажиров, экипаж — 83 человека.

🚢 3 главных двигателей, тип ГД: дизель 6ЧРН36/45 (ЭГ70-5).

🚢Скорость: 26,1 км/ч.

🚢Судно получило название в честь болгарского политического деятеля середины XX века.

🚢Оснащение теплохода: пассажирские одноместные, двухместные и трехместные каюты, прогулочные палубы, рестораны, концертный зал, бар, читальный и музыкальный салоны.

Капитан Виктор Михайлович Белов в рубке «Георгия Димитрова», 1979 год. Фото из архива Волжского пароходства.
Капитан Виктор Михайлович Белов в рубке «Георгия Димитрова», 1979 год. Фото из архива Волжского пароходства.

Теплоход «с горделивой осанкой»

Принимать судно на чехословацкой судоверфи откомандировали капитана В.М. Белова, механика В.И. Калинина, электромеханика Г.Г. Гатауллина и первого помощника механика Е.М. Нечаева. Виктор Михайлович Белов — опытный волжский капитан. С 1974 по 1977 год он возглавлял экипаж пассажирского трехпалубного речного теплохода «Генерал И. Д. Черняховский», построенного на судоверфи в Висмаре (Германия) по заказу Министерства речного флота РСФСР.

Белову доверили ответственную миссию — перегон нового белоснежного лайнера из Чехословакии на Волгу. Весной 1979 года новый теплоход отправился к месту работы. Спуск по Дунаю занял почти все лето: чтобы теплоход мог пройти под мостами, надстройку судна разобрали. В сентябре судно прибыло в порт Килия (СССР), и начались монтажные работы. Надстройку собрали, все необходимые манипуляции по доработке судна выполнили. 7 октября теплоход вышел на ходовые испытания, а 4 ноября отправился в Черное море. Из-за штормов морской переход занял почти месяц, на Волгу, в затон, теплоход прибыл только 21 ноября 1979 года и поступил в Волжское пароходство.

А весной 1980 года «Георгий Димитров» начал возить туристов по Волге. 2 мая 1980 года в газете «Ульяновская правда» появилась восторженная заметка о новом волжском лайнере, на котором ветераны Великой Отечественной войны и ветераны труда отправились в город-герой Волгоград.

«Горделивая осанка, строгость форм — все в новом волжском красавце-теплоходе радует и ласкает взор. Имя славного сына братского болгарского народа Георгия Димитрова дано этому речному туристскому лайнеру, пришедшему работать на главную голубую дорогу России… В путешествиях по Волге, в плавучих туристских здравницах только этим летом проведут отпуск свыше тринадцати тысяч тружеников нашей области. Многие из них отправятся в путешествие по Волге семьями. Туристский сезон на Волге начался. Ульяновцев ждут Астрахань, Волгоград, Калинин. Ждут интересные экскурсии, неизгладимые впечатления. Ждут тихие речные вечера, красочные пейзажи родной Волги», — написал ульяновский журналист Ю. Белозеров.

«Георгий Димитров» работал на туристическом маршруте Ульяновск — Москва — Астрахань — Ульяновск, круиз длился 20 дней. Долгие годы, вплоть до 2001 года, бессменным капитаном судна был Виктор Белов, которого на Волге с уважением вспоминают коллеги, друзья и туристы, отмечая его профессионализм, ответственность, строгость, интеллигентность.

 «Георгий Димитров» в рейсе на Чебоксарском водохранилище. 1980-е гг. Фото PROKOF/ fleetphoto.ru/
«Георгий Димитров» в рейсе на Чебоксарском водохранилище. 1980-е гг. Фото PROKOF/ fleetphoto.ru/

Палуба — сцена, волжские пейзажи — декорации

Всероссийскую известность теплоход «Георгий Димитров» получил благодаря телешоу. В 1995-1999 годах на его борту проходили съемки юмористической передачи «Аншлаг». По словам историков ТВ, во время эфира этой программы был реализован первый в истории российского телевидения круизный опыт продакт-плейсмента. Сценой стала палуба теплохода, декорациями — неповторимые волжские пейзажи. На борту теплохода «аншлаговцы» пели, танцевали, шутили, устраивали капустники. Зрителями были туристы, отдыхавшие на теплоходе.

Во время таких креативных круизов все места на судно были проданы. В эти годы не было в стране известнее лайнера, чем «Георгий Димитров». Можно сказать, многих популярных артистов раскрутил волжский теплоход.

21 век судно встретило с новым названием. «Георгия Димитрова» в мае 2000-го переименовали в «Сергея Кучкина». Это имя известно многим волгарям. У Сергея Андреевича Кучкина невероятная биография: простой волгоградский парнишка прошел путь от кочегара парохода до начальника Волжского пароходства и министра речного флота РСФСР. Именно Сергей Кучкин руководил грандиозными проектами, которые помогли создать в России флот, один из крупнейших в мире. Подробнее о нем читайте в нашей статье:

«Волгарь — звучит гордо»: как кочегар стал министром речного флота — необычная судьба Сергея Кучкина.

Теплоход продолжает работать на Волге и сегодня. Судно возит туристов в Казань, Самару, Саратов, Волгоград и другие волжские города. Все больше туристов, как в XIX и XX веках, выбирают неспешный расслабленный отдых в речных круизах по Волге.

Читайте также:

«Самолёт» на Волге: кто придумал речные круизы и создал первый туристический путеводитель?

История «речных княжон»: необычная судьба двухпалубных пароходов-близнецов.