Найти в Дзене
Extreme Sound

А что, если я скажу вам, что Hunting High And Low группы A-ha — на самом деле прог-альбом?

Оглавление

«Он оставался в сфере тинейджеров, но элементы прога есть в его звучании»: Верите или нет, но поп-пластинка 1985 года выросла из увлечения Uriah Heep, Deep Purple, а Мортен Харкет подпевал песням Queen.

Сорок лет назад трое норвежских парней ворвались на поп-сцену с бесконечно вездесущим хитом Take On Me. Стремясь угодить публике, эти экзотические поп-создания со здоровой полупрозрачной кожей и точеными чертами лица с радостью позировали для журналов Jackie и Look-In в разнообразных очаровательных скандинавских свитерах и белых майках. Их постеры, прикрепленные на пластырь Blu-Tack, украшали стены комнат подростков, к ужасу их родителей.

-2

Хотя трио в основном оставалось кумирами тинейджеров, в основе A-ha было нечто более мрачное и музыкально глубокое, что и продемонстрировал их дебютный альбом Hunting High and Low 1985 года.

Неожиданные рок-корни

Тяжелый рок был первой любовью гитариста и автора песен Пола Воктора-Савоя и клавишника Магне Фурухольмена. А вокалист с неизменным коком Мортен Харкет в подростковом возрасте получил копию альбома Uriah Heep Wonderworld, и это стало для него настоящим откровением.

«Слушая Uriah Heep, я испытал это невероятное озарение: я захотел делать то же, что и они, и поверил, что пройду весь путь до конца», — рассказал Харкет журналу Prog в 2012 году. «Мне было 15 лет, и я был так взволнован – это было призвание! Я знал, чем буду заниматься всю оставшуюся жизнь».

Многолетняя одержимость Харкета группой Heep открыла ему дорогу к другим рок-коллективам, таким как Deep Purple, The Jimi Hendrix Experience и Queen. Более того, он с поразительной легкостью подпевал партиям Фредди Меркьюри (хотя его навыки игры на воображаемой гитаре до сих пор остаются незадокументированными).

Прог-сигналы в дебютном альбоме

Хотя дебютный альбом A-ha оказался далек от звучания Heep, прогрессивные нотки можно обнаружить в его композициях, если прислушаться. Достаточно взглянуть на The Sun Always Shines On TV, которая заняла первое место в британских чартах в январе 1986 года.

Этот пятиминутный, мрачный синти-поп шедевр с неоклассическими оттенками далек от летнего настроения Take On Me. Тексты песен вполне могли бы удостоиться похвалы Скотта Уокера: «Я боюсь безумных и одиноких взглядов, которые посылает мне зеркало в эти дни», — уныло поет Харкет, разрушая глянцевый, счастливый образ, созданный группой их предыдущим синглом (сами участники A-ha называли Take On Me «песней Juicy Fruit»).

Признаки их прогрессив-рокового прошлого есть и в других местах: And You Tell Me имеет структуру в стиле барокко-поп, которая могла бы звучать совсем иначе, не будь это середина 1980-х. А в Living A Boy’s Adventure Tale неожиданно проскальзывают гобои и кларнеты.

Амбиции заглавного трека

Но, пожалуй, самой «проговой» композицией является заглавный трек — песня столь же амбициозная, сколь и динамичная, с, безусловно, самой драматичной средней частью (бриджем) десятилетия. Искателям прогрессивных знаков здесь не пришлось «искать высоко и низко» (игра слов с названием альбома "Hunting High and Low").

Так что, возможно, в следующий раз, услышав A-ha, вы прислушаетесь чуть внимательнее и обнаружите под слоем синти-попа неожиданные прог-рок глубины.