Найти в Дзене
Mojjet

Капризы истории: дважды жених Николай Резанов

Многие помнят (хотя бы из рок-оперы «"Юнона" и "Авось"») драматическую историю любви русского дворянина Резанова и дочери испанского вельможи Кончиты. Очень красивую историю с весьма печальным концом: он покинул Америку, чтобы уладить дела на родине, и на полпути умер, оставив безутешную невесту у разбитого корыта. Допустим. Но что было бы, если бы он вернулся? Об этом мы можем судить хотя бы... по его первому браку. Да-да, Николай Петрович уже был женат, и супруга его умерла незадолго до злосчастного путешествия в дальние края; кстати говоря, он и отправился на эти чёртовы кулички отчасти из-за неё, точнее, из-за её наследства... Как, вы не знали? О, это удивительная история бескорыстной любви! Пребывавшего на государевой службе Резанова однажды послали в Иркутск инспектировать предприятие видного купца Григория Шелихова; он поинспектировал-поинспектировал и – не прошло и года – как Николай Петрович женился на 15-летней (ровно как потом Кончита) дочери этого самого купца, Анне.

Многие помнят (хотя бы из рок-оперы «"Юнона" и "Авось"») драматическую историю любви русского дворянина Резанова и дочери испанского вельможи Кончиты. Очень красивую историю с весьма печальным концом: он покинул Америку, чтобы уладить дела на родине, и на полпути умер, оставив безутешную невесту у разбитого корыта.

Допустим. Но что было бы, если бы он вернулся? Об этом мы можем судить хотя бы... по его первому браку.

Да-да, Николай Петрович уже был женат, и супруга его умерла незадолго до злосчастного путешествия в дальние края; кстати говоря, он и отправился на эти чёртовы кулички отчасти из-за неё, точнее, из-за её наследства... Как, вы не знали? О, это удивительная история бескорыстной любви!

Григорий Иванович Шелихов (1749-1795)
Григорий Иванович Шелихов (1749-1795)

Пребывавшего на государевой службе Резанова однажды послали в Иркутск инспектировать предприятие видного купца Григория Шелихова; он поинспектировал-поинспектировал и – не прошло и года – как Николай Петрович женился на 15-летней (ровно как потом Кончита) дочери этого самого купца, Анне. Девица тем самым получила дворянский титул, а новоиспечённый супруг – изрядное приданое и долю в Северо-Восточной компании тестя, активно в ту пору осваивавшей Русскую Америку. А когда через полгода тесть умер, Резанов стал, по сути, полновластным владельцем компании, которую он для простоты переименовал в Российско-американскую.

Поселение Шелихова на острове Кадьяк близ Аляски
Поселение Шелихова на острове Кадьяк близ Аляски

Прошло ещё немного времени, и жена, в свою очередь, умерла после очередных родов, и безутешный супруг отправился в то самое плавание - в Японию и ещё дальше – в Америку, где, собственно, и действовала принадлежавшая ему компания.

У компании, между тем, были серьёзные проблемы с поставками продуктов, и Резанов, недолго думая, отплыл в испанскую тогда Калифорнию – налаживать эти самые поставки.

Мария Консепсьон Аргуэльо, она же - Кончита
Мария Консепсьон Аргуэльо, она же - Кончита

А там – внезапная любовь и обручение с очередной 15-летней девицей (и – снова – с очень правильным, нужным и полезным отцом). Как кстати! И кто скажет, что это была не любовь с первого взгляда, а всего лишь трезвый расчёт? Ну нет же, нет, ведь «белый шиповник – страсти виновник» и «ты меня никогда не забудешь» не могут врать!..

А между тем у стремительного посла-предпринимателя, сгинувшего под Красноярском, в Петербурге остались двое детей, сын и – дочь. Наверное, она была похожа на свою бедную богатую мать, память о которой практичный Резанов так быстро обменял на добрые отношения с калифорнийским правительством.

Дочь Резанова, Ольга
Дочь Резанова, Ольга

Такая вот романтика; Вознесенскому и не снилось.

Если хочется ещё: