Найти в Дзене
Lace Wars

Фатьма Султан: танец судьбы у подножия трона падишаха

Оглавление

Завеса молчания: юность и происхождение османской принцессы

В 1500 году, когда Османская империя под властью султана Селима I Явуза, прозванного Грозным, расширяла свои пределы, сотрясая устои старого мира, в султанском гареме раздался крик новорожденной – на свет появилась Фатьма Султан. Она была младшей дочерью грозного завоевателя и его супруги Айше Хафсы Султан, той самой могущественной женщины, что подарила империи Сулеймана, будущего Кануни, Законодателя. Таким образом, Фатьма приходилась полнородной сестрой одному из величайших падишахов османской династии, что, несомненно, с колыбели определило ее высокое положение, но вместе с тем и обрекло на жизнь, полную придворных интриг и зависимость от политических амбиций брата. О ее детских и юношеских годах история, скупая на подробности о женских судьбах даже в правящих домах, сохранила немного сведений. Можно лишь предполагать, что ее воспитание соответствовало высоким стандартам для османских принцесс: изучение Корана, основы грамоты, возможно, поэзия и музыка, и, конечно же, искусство выживания в змеином клубке гаремных интриг, где каждое слово и каждый взгляд могли иметь далеко идущие последствия. Она росла в тени своего блистательного брата, чья звезда восходила на политическом небосклоне, и в окружении других сестер – Хатидже, Бейхан, Шах – каждая из которых имела свою, зачастую непростую, судьбу, связанную брачными узами с виднейшими сановниками империи. В отличие от европейских королевских дворов, где принцессы могли играть заметную публичную роль, османские султанши, особенно до эпохи так называемого "женского султаната", чаще оставались фигурами незримого влияния, их жизнь протекала за высокими стенами гарема, а их браки служили инструментом укрепления власти султана и наградой для верных ему вельмож.

Оковы Гименея: мужья султанши на ветрах большой политики

Первый брак Фатьмы Султан, как то было заведено, состоялся по воле султана-брата. Ее избранником, или, вернее, назначенцем, стал Мустафа-паша, занимавший на тот момент пост санджакбея Антакьи. Исторические хроники не балуют нас деталями этого союза, однако некоторые исследователи, например турецкий историк Улучай, намекают на его безрадостный характер. По слухам, дошедшим сквозь века, Мустафа-паша не проявлял к своей августейшей супруге должного интереса, что порождало кривотолки о его истинных предпочтениях. Как бы то ни было, этот брак не оставил заметного следа в османской истории, и имя Мустафы-паши затерялось среди сотен других сановников среднего звена. Судьба распорядилась так, что Фатьма Султан довольно скоро вновь оказалась свободной для нового политически мотивированного замужества.

Второй раз под венец, а точнее – на брачное ложе, устроенное по османскому обычаю, Фатьма Султан взошла, по разным данным, около 1545 или 1550 года, а официально церемония могла состояться и в 1552 году. Ее супругом стал Кара Ахмед-паша, албанец по происхождению, сделавший головокружительную карьеру при дворе Сулеймана. Этот брак, казалось, сулил Фатьме стабильность и влияние, ведь Кара Ахмед был не только опытным военачальником, но и подающим большие надежды государственным деятелем. И действительно, уже в октябре 1553 года, после громкой отставки (а фактически – опалы) великого визиря Рустема-паши, последовавшей за казнью наследника престола Шехзаде Мустафы, именно Кара Ахмед-паша был назначен на высший пост в империи. Рустем-паша, зять Сулеймана и Хюррем Султан, был слишком тесно связан с этой трагедией, и его временное удаление должно было успокоить взбудораженное войско, особенно янычар, любивших Мустафу. Фатьма Султан, таким образом, стала супругой великого визиря, что ставило ее в один ряд с самыми влиятельными женщинами двора. Однако блеск этой должности в Османской империи был сродни сиянию молнии – ярок, но короток и смертельно опасен. Огье Гислен де Бусбек, посол Габсбургов при дворе Сулеймана, метко подметил шаткость положения османских сановников: "Здесь нет потомственной знати... Султан раздает все должности, не обращая внимания ни на богатство, ни на родовитость... Те, кто получает от него высшие посты, часто бывают низкого происхождения... Но как бы ни был высок пост, он сопряжен с величайшей опасностью". Карьера Кара Ахмеда-паши на посту великого визиря продлилась всего два года. В сентябре 1555 года он был внезапно смещен и немедленно казнен по приказу Сулеймана. Официальным обвинением стало взяточничество и злоупотребления, однако многие современники и позднейшие историки видели за этой расправой интриги могущественного альянса – Хюррем Султан и ее зятя Рустема-паши, который жаждал вернуть себе печать великого визиря. Бусбек писал по этому поводу: "Таким образом, Ахмед-паша должен был заплатить пеню за свое величие и за ненависть Роксоланы [Хюррем] и Рустема". Для Фатьмы Султан это стало вторым вдовством, омраченным к тому же насильственной смертью супруга от руки ее собственного брата. Эхо трагедии другого зятя Сулеймана, знаменитого Ибрагима-паши, казненного в 1536 году, не могло не звучать в ушах придворных. Источники умалчивают о непосредственной реакции Фатьмы на казнь мужа, но можно предположить, что это событие оставило глубокий шрам в ее душе и, возможно, повлияло на ее дальнейшее отношение к брату и его всесильной супруге. Некоторые османские источники, в частности, упомянутый Улучай, предполагают, что после смерти Кара Ахмеда-паши была попытка выдать Фатьму замуж в третий раз – за Хадым Ибрагима-пашу. Однако этот брак, если он и состоялся, был, по-видимому, коротким или заключенным против ее воли, так как Фатьма Султан до конца своих дней ассоциировалась именно с Кара Ахмедом-пашой.

"Госпожа увеселений" и "гроза интриг": личность и влияние при дворе

Исторические хроники, сосредоточенные на деяниях султанов и перипетиях большой политики, редко удостаивают подробным описанием личности османских принцесс, если только те не играли исключительной роли в государственных делах. О Фатьме Султан известно, что она пользовалась значительным уважением среди янычар – элиты османского войска и грозной политической силы. Причины этого уважения не до конца ясны: возможно, это было связано с ее личными качествами, благочестием, заступничеством за военных или влиянием ее мужей, особенно Кара Ахмеда-паши, который, будучи великим визирем, командовал армией. В сериале "Великолепный век" Фатьма Султан, роль которой исполнила Мельтем Джумбул, предстает личностью яркой и противоречивой. Она появляется во дворце как "госпожа увеселений и развлечений", принося с собой атмосферу праздника и беззаботности. Ее покои становятся центром светской жизни, где балы и пиры сменяют друг друга. Эта Фатьма энергична, жизнерадостна, любит роскошь и внимание, не чужда тщеславия и кокетства. Однако за этой внешней легкостью скрывается острый ум и недюжинный характер. Она не боится дворцовых интриг, смело бросается в авантюры, порой не задумываясь о последствиях. Сериальная Фатьма прямолинейна до резкости, не терпит лицемерия и способна высказать горькую правду в лицо самому султану Сулейману. Особенно ярко это проявляется в сцене, где она обвиняет брата в смерти невинного Шехзаде Мустафы, своего зятя Ибрагима-паши и собственного мужа Кара Ахмеда-паши, желая ему такой же мучительной смерти, какой умер их отец Селим. Такая дерзость, пусть и является художественным вымыслом сценаристов, отражает возможное напряжение, существовавшее между султаном и его сестрами, чьи мужья и сыновья нередко становились жертвами его гнева или политических расчетов. Насколько этот образ соответствует исторической Фатьме, сказать сложно. Однако сама возможность такого поведения со стороны султанской сестры говорит о ее высоком статусе и определенной степени свободы, недоступной другим придворным. Отношения Фатьмы с Хюррем Султан в сериале показаны как напряженные, что вполне укладывается в логику противостояния "старой" династической знати и возвысившейся бывшей рабыни, ставшей законной женой султана и матерью его наследников. Исторических подтверждений этому антагонизму нет, но он отражает общую атмосферу борьбы за влияние при османском дворе. Мало что известно о благотворительной деятельности Фатьмы Султан, хотя османские принцессы традиционно занимались созданием вакфов – благотворительных фондов, на средства которых строились мечети, медресе, больницы и другие общественно значимые объекты. Главным и наиболее известным ее вкладом в этой области стала мечеть, построенная в ее честь уже после ее смерти.

Каменное эхо: последние годы, память и наследие в камне

После казни Кара Ахмеда-паши в 1555 году Фатьма Султан прожила еще полтора десятилетия, оставаясь заметной, хоть и не первостепенной, фигурой при дворе своего брата. Она пережила и Сулеймана, скончавшегося в 1566 году, и его знаменитую супругу Хюррем Султан, ушедшую из жизни в 1558-м. Ее последние годы, вероятно, были посвящены делам благочестия и управлению своим имуществом. Смерть настигла Фатьму Султан в 1570 году, когда ей было около семидесяти лет – возраст весьма почтенный для той эпохи. В знак уважения к ее памяти и, возможно, по ее собственному завещанию, ее похоронили не в одном из султанских мавзолеев в Стамбуле, а рядом с ее вторым мужем, Кара Ахмедом-пашой, в его тюрбе (мавзолее), расположенном возле построенной им мечети в районе Топкапы. Этот факт может свидетельствовать о глубокой привязанности Фатьмы к казненному супругу или о желании подчеркнуть их связь даже после смерти. Сама мечеть Кара Ахмеда-паши, возведенная по проекту великого османского зодчего Мимара Синана между 1555 и 1560 годами, является одним из выдающихся памятников стамбульской архитектуры, хотя и менее известна, чем грандиозные Сулеймание или Селимие. Пятью годами позже смерти Фатьмы Султан, в 1575 году, в ее честь также была заложена мечеть, и вновь архитектором выступил гениальный Мимар Синан. Мечеть Фатьмы Султан, также расположенная в районе Топкапы, неподалеку от дворцовых стен, стала еще одним каменным свидетельством высокого статуса принцессы и ее благочестия. К сожалению, первоначальное здание мечети Фатьмы Султан не дошло до наших дней в своем первозданном виде. На протяжении веков оно перестраивалось и, по некоторым данным, было разрушено, возможно, во время одного из многочисленных стамбульских пожаров или землетрясений. В 1971 году на ее месте было возведено новое здание мечети, которое, однако, уже не повторяло оригинальный проект Синана. Тем не менее, сам факт посвящения мечети женщине из султанской семьи, да еще и спроектированной главным имперским архитектором, говорит о многом. Это было не просто данью памяти, но и утверждением ее места в династической иерархии и в истории Османской империи. Таким образом, Фатьма Султан, чья жизнь была полна как радостных моментов, так и глубоких трагедий, оставила после себя не только неясные упоминания в хрониках и яркий, хотя и во многом вымышленный, образ в популярной культуре, но и вполне материальное наследие в виде архитектурных памятников, продолжающих напоминать о былом величии и сложных судьбах женщин османской династии. Ее история – это еще одна грань многоликой эпохи Сулеймана Великолепного, эпохи расцвета и жестокости, великих свершений и горьких потерь.