Несколько статей я уже посвятила теме чтения. В данном же тексте сфокусируюсь на том, как разные литературные жанры влияют на различные типы мышления и когнитивные навыки.
Начнём со следующего тезиса: чтение не ценно само по себе. Правда, в нынешнее время, когда инфополе активно заселяет короткий формат и пестуется клиповое мышление, чтение, вероятно, является той тростинкой, что ещё удерживает нас на ниве более вдумчивого и глубокого взаимодействия с информацией. Но нельзя отрицать того, что и литература изобилует ширпотребом и откровенно слабыми текстами, что скорее засоряют, нежели модифицируют восприятие и критическое мышление.
В конце концов, до 2010-х (интервал достаточно условный; я исхожу того, когда, на мой взгляд, пришёл момент, когда гаджеты с повсеместным и безлимитным доступом в Интернет стали неотъемлемой частью нашего быта) источниками досуга оставались радио, телевидение и чтение. Газеты, дешёвые романы — мелодрамы, детективы, сенсационные известия о чём-то сверхъестественном и конспирологическом... В общем, издатели знали, чем привлечь публику. О чём рассказать, чтобы человек не отрывался от книги по пути на работу или домой. Сейчас же так редко можно увидеть пассажира с печатной книгой в руках. Все перешли на электронные книжки. Или читают с телефонов, планшетов... В этом есть свои плюсы: под рукой целая библиотека, можно выбрать из гигантского количества книг ту, которую хочется прочесть именно сейчас. Но от избытка возникает либо феномен пресыщения, либо образуется длиннющий список непрочитанного. И в голове все смешивается, перемешивается.
Да, чтение можно назвать ментальным отдыхом от внешнего шума (да и от внутреннего тоже), но для нас, в контексте настоящего рассуждения, главной выступает идея чтения как способа концентрации и развития критического мышления.
Технологии медиа в наше время ориентированы на то, чтобы сократить время восприятия до практически абсолютного минимума. Да-да, это пресловутый скроллинг. Человека словно бы увлекает некое состояние транса, в котором сознание становится податливым, а значит уязвимым перед средствами внушения самых разных свойств. Грубо говоря, медиа сейчас стремятся довести планку критического восприятия едва ли не до полной прозрачности и проницаемости, дабы ответные реакции пользователя можно были предугадать и просчитать заранее.
Время нашего ответа — то, что пытаются сократить медиа. Ни секунды на осмысление — просто циркулирующие кванты информации, в сонме которых наше собственные мысли и внушаемые идеи, образы и чувства лишаются каких-либо отличий.
И чтение в данном случае — один из способов это время ответа увеличить. Но, как я и говорила вначале, не все тексты могут послужить подспорьем в развитии критического мышления.
Обратимся к разным литературным жанрам и посмотрим, как они влияют на наше мышление.
Драма
Жанр распространённый. Публика любит читать о душевных треволнениях, личных невзгодах и неурядицах — и о том, как человек преодолевает внутренние кризисы.
Драматические произведения действуют на нас на эмоциональном уровне. Писатели прекрасно это знают и пользуются большим набором приёмов, чтобы выдавить из нас слезу, сочувствие, сопереживание. И приёмы работают.
Но спустя несколько книг вы начинаете замечать повторяющиеся принципы построения текста. Нечто вроде стихийного литературоведческого анализа. Вы будто видите, когда автор незримым движением приглашает нас к том, чтобы озлобиться на одного персонажа и проникнуться сочувствием к другому. И особо мастеровитые авторы, те, что остаются в пантеоне литературных гениев, как бы играют нашими эмоциями, показывая, что за поволокой чувственного изобилия драматического действия скрывается совершенно иная картина, и те, кто казались нам героями, на деле ими не являются.
Благодаря чтению драматических романов мы становимся более эмпатичными и открываем то, что современные психологи называют «эмоциональным интеллектом». Мы начинаем понимать, почему одних людей съедает злость, а других ревность. Почему одни сострадают, хоть и остаются внешне чёрствыми, а другие лишь изображают сочувствие, добиваясь корыстных целей. Дешёвые драмы удовлетворяют потребность просто погрузиться в мир фантазий, тогда как истинные драмы демонстрируют нам бесконечную сложность человеческих взаимоотношений, где трудно точно сказать, кто прав, а кто виноват, где нет чёткого деления на плохое и хорошее, где людей могут быть ослеплены собственными чувствами.
Детективы
Как и драмы, детективы пользуются большой популярностью, и причины тому понятны: людям нравится разгадывать тайны.
Чтение детективов хорошо помогает развитию аналитического мышления, умению выстраивать логические взаимосвязи и приходить к соответствующим выводам. Собственно, главное отличие драм от детективов состоит в том, что в последних делается меньшей упор на психологизм и раскрытие внутреннего мира героев. Конечно, в современных воплощениях детективы — жанр комплексный, совмещающий в себе и драматические, и комедийные направления.
Но если рассматривать детективы в их каноничном виде, то получается чёткая логическая схема, где есть задача и условия её решения.
Нехудожественная литература
В данную категорию я отношу эссе, публицистические тексты, монографии, очерки. В подобных текстах на первый план выступает информативность, тогда как приёмы из художественной литературы становятся второстепенным. Например, в очерках автор может насытить письмо различными тропами, дабы сделать повествование более увлекательным. Но в целом нехудожественная литература направлена на то, чтобы донести до читателя определённые идеи не с помощью образов, а с помощью понятий, логических суждений и выводов и просто размышлений.
И эта категория литературы может быть полезной как для обогащения эрудиции, так и для пополнения собственного риторического запаса.
Стоит помнить, что чтение книг бесполезно без знания того, как их нужно читать. Ведь в ином случае воспринятая информация быстро забывается или просто оседает в памяти мёртвым грузом. Чтение — это совокупность методов, с помощью которых тексты раскрывают нам свою глубину и различные уровни интерпретаций и трактовок. Поэтому некоторые тексты приятно перечитывать, находя в них новые смыслы и новые подтексты, которые раньше оставались для нас неизведанными.
На этом всё. Спасибо!
Какие литературные жанры нравятся вам? И как, на ваш взгляд, они развиваются различные типы мышления?:)
Ещё можете прочесть в моём блоге:
***
Меня зовут Анна, я репетитор по математике с 20-летним стажем. Помогаю с подготовкой к ЕГЭ, ОГЭ, помогаю с прохождением ДВИ.
Занимаюсь также и со взрослыми учениками — если хотите освежить в памяти математические знания, если математика вам нужна для работы/учёбы, или если вы хотите заняться математикой для себя, то обращайтесь!
Связаться со мной можно через Телеграм (@annavladimirovnamath)
Кроме того, могу дать небольшую консультацию тем, кто сам хочет заняться репетиторством.
***
Делитесь мнениями, комментариями, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал — здесь и в Телеграме, там много интересного и полезного!