Найти в Дзене

Чем важно чтение в цифровую эпоху

Оглавление

Сначала мне пришла в голову мысль написать короткую статью о проблемах внимания у современных школьников. Особенно это заметно, когда ученик вычитывает условия задачи. Казалось бы, простая операция: есть текст, надо прочесть его внимательно, понять, что от тебя требуется, выполнить необходимые действия и прийти к решению. Но именно здесь подстерегает ловушка — в наше время изобилия средств коммуникаций, постоянного коннекта и повсеместной цифровизации школьник не в силах просто внимательно прочесть текст и вычленить из него определённую смысловую конструкцию. То есть вместо единого текста ученик видит просто набор предложений, лишённый какой-либо логической взаимосвязи.

Но тут я подумала: проблема ведь гораздо шире и затрагивает не только молодое поколение.

Наша эпоха — это эпоха цифровизации. Виртуальное сходится с реальным в опасной грани, когда может кардинально поменяться сама модель восприятия (если она уже не поменялась).

Исторический процесс так или иначе предполагает появление того типа сознания, который будет особенности этого процесса проецировать и отражать. Каковы же отличительные черты сознания сегодняшнего?

Попробуем разобраться!

Фото из сети Интернет
Фото из сети Интернет

Часть и целое

Да, я занимаюсь математикой, учу математике, но важность гуманитарного знания не отрицаю, более того, активно поддерживаю его развитие среди всех поколений.

Вы спросите: причём тут математика и чтение? Связь хоть и неочевидная, но необходимая. Математический ум — это ум аналитический. Он разбирает на части целое, комбинирует эти части, складывает в те или иные констелляции. Что же отвечает за синтез? Разум. Он собирает разрозненные части информации в единую смысловую композицию, в которой у каждого сегмента есть своё назначение, функция и место.

И проблемы возникают как раз на моменте синтеза. Восприятие у современных подростков отчасти сформировано массовой культурой и формами виртуальной коммуникации. Школьников постоянно окружает информационный шум: короткие видео, длинные видео, уведомления, мессенджеры, ленты новостей, мемы, подкасты... Восприятие работает бесперебойно и почти постоянно, тогда как в памяти практически ничего не откладывается.

Человеку совершенно необязательно мыслить — достаточно лишь разблокировать экран телефона, и всё — о внешней, как и о внутренней, реальности можно забыть.

Синтез — это способность нашего мышления создавать из содержаний восприятия определённую картину мира, логические последовательности, образные схемы. Синтез — это творчество. Но, кажется, цифровая эпоха ведёт нас к противоположному исходу, когда творчество скорее станет анахронизмом.

Это катастрофическая тенденция, и утверждение моё не обусловлено тем, что я ретроград. Нет, я открыта тем продуктам, что даёт нам технологический прогресс. Просто сознание угасает в условиях, скажем так, «рецепторного гедонизма». Человек становится инертным, ленивым, склонным к долгой прострации. Или, как говорят сейчас, к залипанию. И не важно, что смотреть. Вся суть в самом просмотре.

Современный мир исполнен великого множества сигналов. Человеку попросту не дают отвлечься. Отключиться от телефона, от связи практически преступно. Эпоха потребления поднимается на уровень выше. А потребление — процесс самозамкнутый и самоцельный. Иными словами, задача потребления — распространяться на всё, продолжаться, избегая застоя.

В чём, собственно, и заключается главный посыл романа «451 градус по Фаренгейту» — беда не в том, что мы больше не читаем — беда в том, что современная система выхолащивает мир, лишает его смысла, вслед за этим лишая смысла любые наши мысли, действия, поступки.
Фото из сети Интернет
Фото из сети Интернет

И причём же здесь чтение?

Два слова: клиповое мышление.

В девяностые это было художественным стилем. В наши дни это реальность.

Современная эпоха — это эпоха избытка информации. Компьютерная эра сменяется эрой интернета, и тут-то вступает в свои права концепция клипового мышления.

Человек более не в состоянии создавать такие мысленные конструкции, что могли бы отразить всю широту современного мира. Ведь информация теперь — это всё.

Информация — это всегда обмен. Сегодня говорят об одном, завтра о другом. Скорости передачи данных увеличиваются. Надо мыслить быстрее, воспринимать быстрее. Некогда отвлекаться. Клиповое мышление — это особый вид ментальности, стремящийся увидеть и зафиксировать всё и сразу. В один момент. И не останавливаться.

С одной стороны, это неизбежный исход современной эпохи. С другой, мы ещё не овладели «многоканальным» восприятием. Оно ещё довольно линейно и инертно.

Для людей, которым сейчас за сорок, клиповое мышление является приятным поводом понастольгировать о культурной эклектике девяностых и нулевых. Для людей помладше клиповое мышление становится нормой восприятия, когда отсутствует необходимость обдумывать и размышлять над воспринятым — надо продолжать смотреть, слушать, читать, но никак не взаимодействовать со смыслом всего увиденного, услышанного и прочитанного.

И, возможно, есть смысл обратиться именно к чтению.

Суть не в том, что чтение автоматически делает человека умнее. В конце концов, современные подростки тоже что-то читают. Дело в манере восприятия и мышления. Чтение заставляет человека углубиться в воспринимаемое, не бежать за новой дозой информации, а остановиться и подумать, вынести из прочитанного некий смысл, проинтерпретировать, сделать текст, грубо говоря, «своим».

Ведь проблема не в том, что люди в цифровую эпоху становятся глупее. Просто всё лишается смысла. Больше ценится сменяемость, скорость, стремление быть новым каждую секунду.

Почему-то именно во время чтения люди, до этого проводившие бОльшую часть времени в интернете, начинают мучиться от скуки. И ничего удивительного тут нет. Скука в этом плане выражает внутреннюю пустоту, от которой люди обычно бегут в цифровой мир, где нет скуки. Там всё пестрит и сверкает, всё звучит. Всё направлено против сенсорной депривации.

Чем же важно чтение в цифровую эпоху? Оно не даёт мозгам заржаветь. Оно поддерживает в нас огонь мышления. Того самого, которое говорит в нас, когда все внешние шумы замолкают. И это мышление ведёт нас к творчеству, а не к потреблению.

Спасибо! До новых встреч!

А что вы думаете о цифровой эпохе? Как она меняет нас, наше мышление и сознание? Пишите в комментариях:)

***

Меня зовут Анна, я репетитор по математике с 20-летним стажем. Помогаю с подготовкой к ЕГЭ, ОГИ, также помогаю с прохождением ДВИ. Связаться со мной можно через Телеграм (@annavladimirovnamath). Кроме того, могу дать небольшую консультацию тем, кто сам хочет заняться репетиторством.

***

Делитесь мнениями, комментариями, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал — здесь и в Телеграме, там много интересного и полезного!