Глава✓123
Спасибо всем, кто вернулся ко мне после долгих праздников.
Начало
Продолжение
Для доната автору кликнуть
Или написать комментарий, если хотите добавить своё. Фото, использованное в публикации, были предоставлены В. Иващенко. Это подлинный дом купца Ксенофонта Алексеевича Анфилатова. Вы тоже можете присылать снимки тех мест, о которых я пишу.
Это так здорово - плести вязь повествования вместе с Вами, мои драгоценные. И спасибо за Ваши донаты♥️
Мэри укладывала спать своих хозяек, из всех сил борясь со сном, и при первой возможности рухнула спать в комнатке, примыкающей к комнате миссис Дарси.
Татьяна показала ей, как ловко маленький диванчик с стены раскладывается в кровать. Впервые со дня отъезда из Англии Мэри смогла вытянуться на кровати во весь рост. Тут даже матрас имелся, набитый не конским волосом или сухой травой, как Мэри привыкла, а пером.
- Ты уж прости, подружка, но пуховые перины только в господских комнатах. - Татьяна смущённо перетрясла тонкий и лёгкий матрас. - Для горняшек или из высушенных водорослей постель, или как эта - перьевая перинка. Да и то, говорят, в самой России больно с нашей сестрой не церемонятся, дворовая челядь на войлоке спит.
- А что это за войлок такой?
- Шерсть овечья стриженая кипятком обдаётся, да сукновпльщиками и валяется. Неужто в Англии нет такой?
- Нету. Сукно есть, но оно из шерсти спрядено и выткано.
- У нас такое сукно тоже есть, только на войлок оно вовсе не похоже. Вот попозже валенки тебе покажу или епанчу свою вишнёвую. Вот где красота.спдошь щёлком расшитая.
А сейчас спи-отдыхай. Путь вы проделали знатный, а каково девке на корабле среди мужиков-матросов не мне тебе рассказывать, - и Татьяна оставила Мэри сладко спать, а сама с докладом к Анне Алексеевне поспешила.
Та как раз на первом этаже, в подклетях, за порядком в торговой лавке своей книги учётные просматривала, пока приказчики покупателей обслуживали.
- Как в сказке, значит, поступим: в баньке напарили, накормим-напоим господ путешественников, а потом и с расспросами приступим. Негоцианты английские с пустыми руками на Север не сунутся. Разузнала бы ты у батюшки, чем нагружены трюмы корабля, как там его?
- "Аллюр", сударыня Анна Алексеевна. К батюшке прямо сейчас сбегаю, пока англичанки наши спят. Заодно к Ксенофонту Алексеевичу на пристань загляну, предупрежу, что к ужину гости заморские будут.
- Молодчина, а матушке своей картузом жемчуга речного поклонись от нас за тебя, многомудрую. Ступай, да Ваньку возьми, неча ноги бить зазря по булыжникам!
Татьяна, изобразив поклон, резво умчалась к батюшке с матушкой, предварительно заскочив в кладовую и прихватив картуз с жемчугом.
Полотняные мешочки плотными рядами лежали в особой кладовой, в каждой было по аптекарскому фунту (358,3 гр) речного северного жемчуга. Отдельно, в мешочках с вышивкой по горловине, был расфасован жемчуг отборный, скатный. Он предназначался на продажу купцам с Востока. Из Индии и Персии приезжали гости торговые за белоснежным сияющим перлом северных рек в город Архангельск. Жемчугом кланялись парни понравившимся девушкам. Это не цветы, что завянут через пару дней - это источник вдохновения для мастериц и припас в приданое.
Вот ниже те самые ажурные серьги. Мэри остаётся только обзавидоваться таким украшениям в Таниных ушках. А ведь их изготавливали сами девушки долгими зимними вечерами под песни на девичниках.
Успела Татьяна как раз к столу, родители с домочадцами как раз полдничали щами постными да кашей перловой с белорыбицей. Пятница как- никак, постный день! Ну кто же откажется пополдничать за родимым столом? Братец, вместе с батюшкой в таможенной досмотровой группе государю служащий чуток на лавке подвинулся, уступая младшей сестрице местечко.
Тут, за яствами, в печи томлёными и рассказала Таня о гостях британских и о просьбе купчихи своей. Тимофей Пименович, крепкий мужик с отменным чувством юмора, только расхохотался.
- Да уж досмотрели посудину британскую! Передай Анне Алексеевне поклон за уважение её: ружья охотничьи везут, 15 ящиков, разного качества, олово и свинец в чушках заместо балласта сложены, много. Чай есть, да качеством плохой, давно подмоченный и высушенный - видать, при перевозке из Китая пострадал. Несколько станков ткацких, о качестве не скажу, не разбираюсь, но занайтованы они в трюме крепко и к перевозке по морю подготовлены отменно, в сале свином все детали, ржавчины нет. И про выпивку англичане ваши не забыли: джин отменный везут, 20 бочонков, и портвейна немного, видать для себя прихватили. Вот и весь их груз, всего помаленьку.
И не забудь перед Анной Алексеевнрой и Ксенофонтом Алексеевичем похлопотать о братьях младшеньких. Петьке и Гришке к торговому делу присмотреться в головы взбрело, ну да Бог с ними, может, присмотреться к труду ловкому, да передумают. Благодарен буду, коли в лавку их возьмут, в товарах разных научат разбираться.
Время, отпущенное служивым людям Архангельской таможни, подходило к концу и отцу с сыном следовало поторопиться. Облизав деревянную ложку, отец первым завершил трапезу, после него никто уже не мог продолжать есть.
- Ладно, беги уж, дочка, поснедали отменно, и нам на пост время возвращаться. Храни тебя Бог, матушка Пелагея Степановна. - Вся семья, встав с лавок, дружно в пояс поклонилась матери - высокой статной женщине, матери 10 таких же крепких ребят. Сорок пять прожитых лет и двадцать с лишко́м счастливой семейной жизни, конечно, оставили след на её лице, но не склонили гордой головы. Поклонившись в ответ, она благословила мужа и отпрысков крёстным знаменьем.
Младшие девчонки быстро убрали со стола грязную посуду и в сенях ее вымыли. Остатки трапезы снесли в холодные сени. Хлеб в отдельный сундук положили, в холстину завернув, кашу и щи в чугунке блюдцем прикрыли, чтобы не заветрилась.
А Татьяна с Ваней, которому она вынесла щедрый ломоть пирога с вязигою, отправились спервоначалу в лавку к Ксенофонту Алексеевичу. О металлах, оружии и станках ему важно первому узнать, до гостевого обеда, а после к Анне Алексеевне с подробным докладом поспешила.
Известно, кто в доме голова, а кто - шея. Куда шейка нежная женская повернётся, туда и голова посмотрит.
А пока Мэри и её благородные хозяйки спят в своих покоях, в бане развивалась то ли драма, то ли фарс. Насколько стойко и с любопытством встречали новые для себя впечатления леди, настолько джентльмены были возмущены.
Сначала тем, что из банщик споро снял с себя и рубаху, и портки и остался так сказать в костюме Адама. При этом этот дикий бородатый мужлан требовал от них, благородных джентльменов, раздеться донага.
Возмущённый мистер. Дарси даже пытался боксировать с ним, тот, плюнув на всё в сердцах, просто обмотал чресла свои могучие куском холстины, сразу став похожим на мифического Геракла.
Потом стойких английских денди возмутила излишняя, по их мнению, жара и влажность. Они никак не могли уразуметь, что это за пытка такая - парная, и только когда экзекутор, красный, как рак от жары и гнева, стал веником охаживать сам себя, вручив каждому пучок розог с листьями и заорал: "Делай, как я, мужики!"
Они честно старались, но сомлели. Разложив их белые, не знавшие солнечного света и настоящих физических нагрузок тела на полка́х, банщик приступил к действу: разгонял пар, то привевая его к телам, то развеивая. Он промял всё мышцы и суставы непривычных и шокированных его действиями мужчин.
А потом мистер Бингли просто потерял сознание от температурного шока - на него выплеснули полную бадейку ледяной воды.
Очнулся Чарльз Бингли в предбаннике, лежащим на лавке, укрытой белой простынёй. Рядом, закутанный в холстинную тогу, как римский патриций, восседал пьющий свекольное пиво, Фицуильям Дарси.
- Прости, Чарльз, но я требую, чтобы события сегодняшнего дня никогда не упоминались. Когда этот варвар облил тебя водой я оглушил его другим ведром, - И он кивнул на банщика, у которого голова была обмотана окровавленной тряпицей. - а после вынести тебя из этого ада на руках.
- Прости, барин, - повинился мужик, почему радостно похохотывая, - крепкая рука у приятеля твоего. Крепко он меня приложил, аж башка звенит, ну да я не в обиде, сам виноват, увлёкся.
Чуть не уморил я тебя. Кто ж знал, что вы такие слабенькие и непривычные. Вот его степенство, Ксенофонт Алексеевич по три захода в парную делает, да всё пожарче ему надо, да парку́ наддать, а потом в бадью с колодезной водицей студёной сам прыгает.
А сейчас, господа гости дорогие, отдохнуть вам надобно, охолониться. Жёнки ваши спят давно, тоже визгу было, когда их Танька парила, да драться не лезли, всё ж леди.
Прощевайте, господа, да в субботу следующую опять милости просим. А мне баньку ещё чуток разогреть надобно, её степенство тоже попариться любит, да с пихтовыми вениками, и он продемонстрировал опешившим джентльменам колючие хвойные веники.
- Это страна настоящих варваров. Женщина преклонных лет позволяет себя бить в такой жаре хвойными палками! Ты представляешь в таком аду свою маменьку? А сестриц? А им всё нипочём. Они из раскалённого пара кидаются в ледяную воду, а потом снова бегут в парилку. Дамы и джентльмены вместе.
Нет, я никогда не смогу понять эту страну! И племянник английского графа уснул, обессиленный и отмытый столь тщательно впервые в жизни. А рядом, блаженно улыбаясь, похрапывал сын и внук торговцев, которому эта экзекуция неожиданно понравилась. И он обязательно повторит, дайте срок!