Глава ✓1
Не могу понять, как так получилось, что именно на описания быта дворянской усадьбы Джейн Остин равняются большая часть читательниц Дзена. У наших авторов таких описаний не меньше. Так что простите меня за заголовок, писать я буду не только об Англии, обещаю!
Его Величество Алгоритм вовсе отключил мои показы: от 20 000 до 20 в день. Как вам это понравится?! И методов воздействия нету.
В службу поддержки писать - только нервы портить. Зато стОит упомянуть в заголовке мисс Остин - и оп-па, всё норм, пошли показы, дочитывания и монетизация. Платных показов у меня не будет никогда. Дзен не дожмёт!
Работа мечты!
Жизнь простой девушки в деревне, неважно, российская она или британская - трудная доля.
Семьи были большими, хозяйство - натуральным, продукты - скоропортящимися, свет - солнечным, освещение - отвратительным, отопление - опционным, труд - малопроизводительным и в большинстве своём ручным.
А если на календаре 1809 год - так это вообще мрак. Хотя и в этом веке можно было найти свои плюсы: все продукты без ГМО и предельно свежие, ибо холодильников не существовало в природе. Перефразируя товарища Булгакова вы или ели свежую рыбу, или тухлую. В России, впрочем был ещё один минус - крепостное право. Решить изменить свою судьбу простая поселянка права не имела. В отличие от своей товарки с туманного Альбиона...
Самая вожделенная профессия для простой девчонки из деревни - работа горничной. Живешь в тёплом и чистом доме, одета, обута, накормлена, да еще и платят (британке). Не работа - мечта!
И пишу я это "мечта" без всякой издёвки. После работы в поле под палящим солнцем, дома - с ухватом, веретеном и скотиной, одним глазом следя за малолетними братьями-сёстрами, вторым - за чугунком в печи, третьим посматривая на веретено или спицы работа горничной девушке действительно казалась раем земным.
Самая растиражированная картинка горничной - это девушка в темном платье с белоснежным фартучком, со строгой прической и наколкой в волосах. И российских сенных девушек, и британок господа режиссёры видят одинаково. Мода была такая!
Ах, как порой меняются термины! Во времена Джейн наколка - это кусочек кружева в волосах девицы, имитирующий чепчик, а нынче - творение тату-стилиста. На коже девицы из 19 века никаких рисунков, конечно, нет. Хотя... ;), бывало всякое и в те весёлые времена. Что там разглядишь, когда взору открыты только милое личико да кисти рук.
По одёжке встречают
Но это, так сказать, парадный вариант! Конечно, он идеально подходит для фото или кинокартинки, но вот в жизни малофункционален. В таком наряде много по дому не поработаешь. Пыль смахнуть с резной позолоченной картинной рамы можно, но следы от пушистого веничка-дастра из пёрышек вполне могли остаться и на белоснежных накрахмаленных манжетах, и на кружеве передника. А ведь вся эта вышивка - ручной работы.
В России-матушке горничные девушки от такой заботы были избавлены - камины были больше для красоты, большие и богатые дома топили печами, сложенными по голландской технологии: чисто - топка была максимально закрыта, красиво - всё в ярких глазурованных изразцах, экономно - дровишки свои.
Пыль в английском доме - не та пушистая серая пыль начала века 20-го (в 21 веке городская пыль - это уже на 80 % сажа от покрышек). В начале 19 века все горизонтальные поверхности очень быстро покрывались сажей и угольной пылью. Отстирать её - занятие затруднительное, а передник ведь ещё и накрахмален.
Присмотритесь к картине внизу - горничная в тени, отдёргивает балдахин кровати. Передник девицы, подающей утренний кофе своей хозяйке - серенький, из грубой ткани. Скорее всего - это вообще личная камеристка своей госпожи и кофе она варила сама, не доверяя тонкий процесс кухарке. И платье останется чистеньким..
На фото и картинах мы видим на служанках строгого покроя платья не всегда чёрного цвета, какими любят одевать горничных киношники. Конечно, никто позировать художнику или фотографу в затрапезном виде не станет. Так что мы имеем возможность лицезреть только, так сказать, парадные варианты.
Подавать хозяйке завтрак в постель или чай гостям, принять у леди верхнюю одежду или подать утреннюю - вечернюю корреспонденцию можно и нужно элегантно. В этом случае горничная - лицо дома, по её вышколенности и аккуратности будут судить о самой хозяйке, так что требования к девушкам, поступающим в услужение, были строгими.
Чаще всего за закрытыми дверями девушка была одета в серый длинный халат с длинными рукавами и завязками на спине, чтобы не испачкать платье. Вот в нём отлично можно было справляться с многочисленными обязанностями, не страшась за чистоту и целостность весьма немногочисленной одежды.
За нерадивость британку просто увольняли, а нашу с вами соотечественницу ждала порка на конюшне.
И неизвестно ещё, что более жестоко: оправившись от розог русская девушка продолжала работать в доме или оказывалась на менее престижной работе огородницей, прачкой, скотницей.
Британку ждала улица - без рекомендаций на работу её не возьмут, а чтобы добраться до дому нужны деньги. Многие выбирали панель.
Мэри. Утро в доме Беннетов
Мы помним, что британское общество делилось на 9 классов: Высший высший, средний высший и низший высший. То же самое со средним и низшим, градация шла по титулам и богатству. Беннеты относились к низшему высшему классу. 1% от населения Британии.
На часах пробило 4.30. Спят все слуги, и только горничная Мэри в сером застиранном халате поверх старенького бумазейного платья, позевывая в кулак и ёжась от утренней свежести, торопится в кухню.
Её первая обязанность на сегодня - растопить печь, чтобы кухарка времени зря не теряла, да натаскать воды из колодца в большущую бадью, что стоит на краю плиты.
Этой водой будут пользоваться и для приготовления еды, и для мойки овощей и для мытья посуды. Вода в чайники тоже польётся отсюда. Так что 5-7 вёдер - это разминка. Может случиться так, что придётся Мэри побегать ещё, если затеют внеплановую стирку.
Миссис Беннет мадам крикливая и вспыльчивая, попадаться ей под руку нет охоты, а потому туфли с войлочными подошвами неслышно ступают по коврам. Как ни щекочет нос сажа из камина, а чихнуть - значит поднять такие клубы, что потом замучаешься оттирать её. Так что совок и щётка в руках проворной Мэри мелькают осторожно, а ведро быстро наполняется серым порошком - шлаком.
В доме Беннетов всего 4 камина, плюс кухонная плита, так что "утренняя зарядка" быстро накачает мускулы простой деревенской девчонки из ближайшей деревни. Камины мало очистить, их нужно еще подготовить к новому дню: красиво и правильно уложить в камин растопку из щепок и принести полное ведерко угля.
Само бронзовое ведро должно сиять, как и щипцы, кочерга и решётка или экран перед камином. Пока натираешь - считай: короткий отдых. Зимой камины зажигаются с утра, летом - ближе к вечеру, когда хозяева и их гости соберутся в гостиной или столовой.
Но долго рассиживаться некогда. В кухне уже гремит кастрюлями и чайниками кухарка, потянуло ароматом овсянки и жареных яиц, стоит поторопиться, чтобы успеть сесть за стол и не попасть под разнос старого дворецкого.
Доход мистера Бенета аж 2 000 фунтов. Это позволяет ему держать достаточное количество прислуги: кухарку с помощницей, дворецкого, экономку, конюха с мальчишкой на подхвате, лакея, садовника, скотника, камеристку для супруги и горничную, Мэри. И пусть ей всего 15 лет, зато какое личико румяное.
На столе в кухне на общем подносе нарезанный ломтями серый ноздреватый хлеб. Белый пшеничный и булочки в печи - для господ. Сливочное масло - тоже для них, а слугам и топлёного нутряного жира достаточно.
Это им ещё повезло, дворецкий рассказывал, что в Лондоне кухарки из приличных домов частенько продавали яйца и жир, предназначенный для слуг и остатки от трапез господ, всем желающим, у кого хватит деньжат заплатить за угощение. Дешевле, чем в лавке, но для кухарки чревато скандалом с экономкой.
Чай не такой ароматный, как господский, но вкусный. Фермерам и арендаторам о таком только мечтать остаётся. Это заварка от вчерашнего хозяйского чаепития, если её залить свежим крутым кипятком да чуток притомить на плите, то не хуже господского крепость и аромат. В Лондоне и его можно продать в лавку, надо только хорошенько просушить сначала. Тоже пенни в кухаркин кармашек.
Долго за завтраком слуги не засиживаются - хозяйство большое.
А ей пора господ да их дочек будить. Захватив ведро горячей воды, горничная споро поднимается по лестнице, предназначенной для слуг, на второй этаж. Быстро наполняются кувшины для умывания, разносятся по комнатам.
Первый достаётся хозяйской спальне, заодно открываются шторы на окнах, откидывается балдахин кровати. Ничто не смущает привычную ко всему служанку - спят хозяева часто в раздельных комнатах, своему хозяину поможет лакей. Её обязанность - хозяйка.
Пока та плещется в умывальном тазу, Мэри надо успеть на кухню за чайным подносом. Кухарка уже заварила чай, сделала тосты с маслом, поставила сахарницу, вазочку с джемом или мёдом, кувшинчик сливок.
Это самый первый чай, лёгкий, чтобы взбодриться и согреться. Спустившись к завтраку, хозяйка попотчует себя более плотным и сытным угощением. Будет и каша, и молоко, и белый хлеб, и булочки со свежим сливочным маслом, и мёд, и ветчина, и яйца всмятку, и чай с кофе.
Что удивительно, утро хозяйки русского поместья, барыни Благодатской, почти ничем не отличалось от утра её островной товарки, миссис Беннет (смысл фамилии тот же: благословенный, благодатный (фр. версия фамилии). Зато у русской горняшечки, Маши, совсем другие хлопоты. О них - в следующем посте.
Как вы думаете, за счёт чего британские горничные пополняли свой бюджет?
Помимо непосредственно зарплаты, конечно. Ваше мнение напишите в комментариях. В следующем посте, посвящённом им, я более полно расскажу об этом. Сама не ожидала, честно!
Продолжение следует...